Правила пользования Национальной библиотекой Чувашской Республики
I. Общие положения
II. Права и обязанности пользователей Библиотеки
III. Права и обязанности Библиотеки
IV. Порядок пользования Библиотекой
V. Ответственность сторон за нарушение настоящих Правил
VI. Изменения и дополнения, вносимые в Правила
Приложение №1 Перечень бесплатных услуг ГУК "Национальная библиотека Чувашской Республики"
Приложение №2 Перечень платных услуг ГУК "Национальная библиотека Чувашской Республики"
1.1.Национальная библиотека Чувашской Республики - государственное, некоммерческое учреждение культуры, финансируемое из средств республиканского бюджета Чувашской Республики, учредителем которого является Министерство культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела Чувашской Республики
1.2.Государственное учреждение культуры "Национальная библиотека Чувашской Республики" (далее - Библиотека) осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральными законами "О библиотечном деле", "О защите персональных данных", "О некоммерческих организациях", "О залоге", Конституцией Чувашской Республики, Законом Чувашской Республики "О библиотечном деле", Уставом Библиотеки, настоящими Правилами пользования Национальной библиотекой Чувашской Республики" (далее - Правила) и иными нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы библиотечного дела.
1.3.Библиотека является государственной библиотекой универсального профиля, методическим, научным, образовательным, информационным и культурным центром республиканского значения, центром информатизации библиотечных процессов, каталогизации и формирования фондов для муниципальных библиотек республики, региональным центром по работе с книжными памятниками, депозитарием. Располагает организованным фондом документов, предназначенным для хранения и общественного пользования, предоставляет их во временное пользование физическим и юридическим лицам.
1.4.Настоящие Правила устанавливают права и обязанности пользователей, сотрудников Библиотеки, порядок записи и обслуживания пользователей, порядок доступа к библиотечным фондам, перечень основных услуг и условия их предоставления.
1.5.Библиотека является общедоступным учреждением. Она обеспечивает права пользователей независимо от пола, национальности, социального положения, политических убеждений, отношения к религии на свободный и равный доступ к информации, создает условия для проведения досуга, общения, формирования читательской культуры, информационной грамотности.
1.6.Настоящие Правила действуют в полном объем во всех структурных подразделениях Библиотеки.
2.1.Пользователем Библиотеки может стать любой гражданин, достигший 14 лет, временно пребывающий или постоянно проживающий на территории Чувашской Республики, по предъявлению паспорта, военнослужащие - военного билета, или иного документа, удостоверяющего личность;
2.2.К пользователям библиотеки относятся физические и юридические лица. Обслуживание физических лиц (запись в Библиотеку, библиотечное обслуживание, перерегистрация) производится на основе читательского билета, договора на обслуживание пользователей Библиотеки (далее - Договор) и соглашения на обработку персональных данных. Обслуживание юридических лиц осуществляется на основании гражданско-правовых договоров.
2.3.При записи в Библиотеку гражданин обязан ознакомиться с настоящими Правилами и подтвердить обязательство об их выполнении своей подписью в Договоре на обслуживание.
2.4. Пользователь Библиотеки имеет право:
2.4.1.Бесплатно пользоваться основными видами библиотечно-информационных услуг, которые определяются Перечнем бесплатных услуг Библиотеки (Приложение №1):
- получать во временное пользование документы из фонда Библиотеки для занятий в читальном зале;
- получать информацию о составе библиотечного фонда и наличии конкретного документа через систему каталогов и информационно-справочных ресурсов Библиотеки;
- получать документы или их копии по межбиблиотечному абонементу и доставке документов (далее - МБА и ДД) из других библиотек;
- получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;
- участвовать в мероприятиях, проводимых Библиотекой;
2.4.2.Пользоваться другими видами услуг, в том числе платными, перечень которых определяется Перечнем платных услуг Библиотеки (Приложение №2);
2.4.3.Высказывать в устной или письменной форме претензии, замечания, предложения по работе Библиотеки. Книга отзывов находится в Секторе записи и информирования пользователей (далее - Сектор записи) и выдается по первому требованию.
2.5. Пользователь Библиотеки обязан:
2.5.1.Соблюдать настоящие Правила;
2.5.2.Указывать достоверные анкетные данные и своевременно оповещать об их изменениях;
2.5.3.В начале каждого года проходить перерегистрацию читательского билета с предъявлением паспорта и сообщать в Сектор записи сведения о месте учебы, работы или месте жительства. Пользователи, не прошедшие перерегистрацию, Библиотекой не обслуживаются;
2.5.4.Предъявлять читательский билет при входе в Библиотеку и выходе из нее, при заказе и получении документов, а также по любому требованию работников Библиотеки, сообщать о его утере в Сектор записи;
2.5.5.Хранить читательский билет и Договор в течение всего срока действия; в случае утери возмещает стоимость дубликата читательского билета и стоимость копии Договора;
2.5.6.Просмотреть документы при их получении и в случае обнаружения в них каких-либо дефектов сообщить об этом библиотекарю, который обязан сделать соответствующие пометки на книжном формуляре. Ответственность за порчу материалов несет последний пользователь, пользовавшийся ими до обнаружения дефекта;
2.5.7.Перед выходом из читальных залов сдать все издания и предъявить в Секторе записи погашенный контрольный листок;
2.5.8.Не нарушать расстановки фонда в отделах с открытым доступом, не вынимать карточек из каталогов и картотек;
2.5.9.Возвращать документы, полученные по "Залоговому абонементу", в установленный срок, а при необходимости своевременно продлевать этот срок. За несвоевременный возврат документов взимается плата (пени);
2.5.10.Пользователи, ответственные за утрату или неумышленную порчу изданий, обязаны заменить их такими же изданиями, или копиями, или признанными Библиотекой равноценными. При невозможности замены утерянных книг, других произведений печати и иных материалов равноценными обязаны возместить их десятикратную стоимость в бесспорном порядке;
2.5.11.Сдавать в гардероб верхнюю одежду, сумки размером более 20х30 см. В гардероб не принимаются предметы размером более 60х70, хозяйственные сумки с продуктами питания, легковоспламеняющиеся смеси и предметы. Библиотека не несет ответственность за сданные в гардероб ценные предметы и деньги. При утере номерка из гардероба пользователь обязан возместить его стоимость, установленную администрацией Библиотеки;
2.5.12.Своевременно оплачивать стоимость оказанных платных услуг;
2.5.13.При пользовании библиотечными фондами, работе с ресурсами Интернет и полнотекстовыми электронными ресурсами соблюдать законодательство по авторскому праву;
2.5.14.Использовать компьютеры Библиотеки только для поиска информации, необходимой для научной и образовательной деятельности;
2.5.15.Бережно относиться к библиотечному имуществу, документам, полученным из фонда Библиотеки, пользоваться ими только в специально оборудованных читательских местах;
2.5.16.Бережно относиться к техническим средствам, предоставляемым в пользование, правильно эксплуатировать компьютерное оборудование и не допускать порчи программного обеспечения;
2.5.17.Быть вежливым и доброжелательным по отношению к сотрудникам Библиотеки;
2.5.18.Соблюдать общественный порядок в помещениях Библиотеки, способствовать соблюдению порядка другими пользователями.
2.6. При пользовании Библиотекой не допускается:
2.6.1.Передавать читательский билет в пользование другому лицу и пользоваться чужим читательским билетом;
2.6.2.Самостоятельно вносить изменения и исправления в читательский билет, каталоги, картотеки, базы данных;
2.6.3.Предпринимать любые действия, которые могут вызвать нарушение целостности документов из фонда Библиотеки: делать пометки на библиотечных документах, вырезать, вырывать страницы, подчеркивать текст, портить переплет и др.;
2.6.4.Вносить в читальные залы не библиотечные издания без особого разрешения;
2.6.5.Выносить библиотечные документы, не получив разрешения сотрудника Библиотеки, за пределы системы контроля. В случае выноса пользователи могут быть лишены права пользования Библиотекой на срок до 6 месяцев;
2.6.6.Пользоваться сотовыми телефонами с включенным звуковым сигналом в читальных залах;
2.6.7.Заходить в служебные помещения, пользоваться служебными телефонами и персональными компьютерами без разрешения сотрудников Библиотеки;
2.6.8.Использовать без разрешения не принадлежащие Библиотеке мультимедийные продукты;
2.6.9.Вносить без разрешения аудио-, видео аппаратуру, кино-, видеокамеры, фотоаппараты и производить сьемку;
2.6.10.Проходить в читальные залы Библиотеки в верхней одежде;
2.6.11.Приходить в Библиотеку в состоянии алкогольного, наркотического опьянения, употреблять алкогольные напитки, наркотические средства, курить в помещении Библиотеки;
2.6.12.Торговать, распространять листовки, объявления и т.п., без разрешения администрации Библиотеки;
2.6.13.Создавать угрозу для жизни и безопасности пользователей и сотрудников Библиотеки.
3.1. Библиотека имеет право:
3.1.1.Утверждать "Правила пользования Библиотекой";
3.1.2.Устанавливать режим работы по согласованию с учредителем. Режим работы утверждается приказом директора Библиотеки, изменения в нем оперативно доводятся до сведения пользователей.
Режим работы Библиотеки для пользователей: с 9 до 20 часов без перерыва на обед (перед выходным и праздничными днями - до 19 часов). Выходной день – понедельник. Санитарный день - последняя среда каждого месяца.
В летние месяцы:
- с 01 июня по 30 июня понедельник – пятница - с 9 до 20 часов, в субботу – с 9 до 18 часов. Выходной день – воскресенье;
- с 01 июля по 31 августа понедельник - пятница - с 9 до18 часов, в субботу с 9 до 17 часов. Выходной день – воскресенье.
3.1.3.Заключать договоры, в том числе на платной основе, на пользование Библиотекой;
3.1.4.Оказывать физическим и юридическим лицам платные услуги в соответствии
с действующим законодательством, утверждать и изменять Положение и
Прейскурант на платные услуги, определять стоимость услуг, сумму залога
выдаваемых изданий по "Залоговому абонементу", устанавливать размеры
компенсационных выплат и штрафов за нанесенный материальный ущерб;
3.1.4.1.С пользователя взимается компенсация за: - оформление читательского билета и разового пропуска; - читательский формуляр; - дубликат договора об обслуживании; - бланк-заказ по МБА и ДД; - изготовление и доставку копий документов через систему МБА и ДД по расценкам библиотек - фондодержателей; - почтовые расходы МБА и ДД и уведомление читателям. 3.1.4.2.Штрафные санкции (в денежном выражении) применяются в случаях: - утери библиотечных документов; - утери номерка в гардеробе; - пользования документами Библиотеки сверх установленного срока (пеня).
3.1.5.Определять ограничения на копирование, экспонирование и выдачу документов, предназначенных для постоянного хранения;
3.1.6.Обращаться в правоохранительные органы при нарушении этических норм пользователем и нанесении материального ущерба Библиотеке.
3.2. Библиотека обязана:
3.2.1.Знакомить читателей с настоящими Правилами;
3.2.2.Информировать читателей обо всех видах предоставляемых Библиотекой услуг и обеспечить читателям возможность пользоваться всеми фондами Библиотеки;
3.2.3.Популяризировать фонды и предоставляемые услуги;
3.2.4.Создавать условия для осуществления права пользователей на свободный доступ к информации, печатным изданиям и иным документам из фондов Библиотеки;
3.2.5.Предоставлять во временное пользование документы, имеющиеся в фондах Библиотеки;
3.2.6.Осуществлять учет, хранение и использование библиотечных документов в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Чувашской Республики;
3.2.7.Формировать фонд национальных, краеведческих изданий с исчерпывающей полнотой;
3.2.8.Соблюдать нейтралитет в отношении партий, общественных движений и конфессий, отражать сложившееся в обществе идеологическое и политическое многообразие, действовать в интересах всего общества, всех народов России, в интересах отечественной и мировой культуры;
3.2.9.Совершенствовать библиотечное, библиографическое, информационное обслуживание, используя современные технологии и формы работы;
3.2.10.Оказывать помощь в поиске необходимых документов путем устных консультаций, предоставления справочно-библиографического аппарата (каталогов, картотек, информационно-библиографических изданий, баз данных);
3.2.11.Содействовать получению документов и их копий из других библиотек России и зарубежных стран через систему МБА и ДД;
3.2.12.Информировать пользователей обо всех видах библиотечных услуг, в том числе платных, об изменениях размера компенсационных выплат и штрафов;
3.2.13.Оказывать услуги в соответствии с настоящими Правилами, Перечнем бесплатных услуг Библиотеки, Положением и Перечнем платных услуг Библиотеки;
3.2.14.Соблюдать конфиденциальность информации о персональных данных граждан, являющихся пользователями Библиотеки. Конфиденциальность информации в отношении юридических лиц определяется в договорах с ними;
3.2.15.Изучать и по возможности наиболее полно удовлетворять запросы всех категорий пользователей;
3.2.16.Обеспечивать пользователям благоприятные возможности для занятий в Библиотеке, повышать комфортность библиотечной среды;
3.2.17.Предоставлять информацию пользователям о своей деятельности по формированию и использованию своих фондов через средства массовой информации, проводить отчеты о своей работе перед населением и учредителем;
3.2.18.Соблюдать режим работы отделов Библиотеки, в случае изменений своевременно оповещать об этом пользователей;
3.2.19.Предусматривать меры безопасности пользователей в случаях чрезвычайных ситуаций, предоставлять наглядную информацию о планах вынужденной эвакуации, проводить соответствующее обучение сотрудников.
4.1. Порядок записи
4.1.1.Запись в Библиотеку производится в Секторе записи отдела "Сервис-центр".
4.1.2.При записи в Библиотеку посетители обязаны:
- ознакомиться с настоящими Правилами;
- предъявить сотруднику Сектора записи паспорт, военнослужащие - военный билет или иной документ, удостоверяющий личность;
- заполнить два бланка Договора и Соглашение на обработку персональных данных пользователей, подтверждая обязательство о выполнении настоящих Правил своей подписью. Договор заключается на неопределенный срок при условии соблюдения сторонами его условий;
4.1.3. Читательский билет является документом, дающим право пользования Библиотекой. При записи пользователю выдается:
- постоянный читательский билет, дающий право пользования всеми отделами Библиотеки. Срок действия 5 лет, с обязательной перерегистрацией ежегодно.
- временный читательский билет, дающий право пользования всеми отделами Библиотеки. Срок действия 1 год.
- разовый пропуск, дающий право пользования только периодическими изданиями Библиотеки. Срок действия – 1 день.
За читательские билеты и разовый пропуск взимается плата согласно Прейскуранту Библиотеки с целью возмещения материальных затрат на их изготовление.
4.1.3.1.Льгота в размере 50% при наличии соответствующего документа при записи в Библиотеку за оформление постоянного читательского билета предоставляется:
- учащимся школ, гимназий, лицеев из многодетных и малоимущих семей;
- инвалидам и ветеранам Великой Отечественной войны.
4.1.3.2.Утеря или порча билета является нарушением настоящих Правил. При его потере пользователь обязан сообщить в Сектор записи. Вместо утерянного оформляется новый билет при возмещении стоимости дубликата по Прейскуранту.
4.2. Порядок обслуживания
4.2.1.Обслуживание пользователей в структурных подразделениях Библиотеки осуществляется только по предъявлению читательского билета (разового пропуска) и контрольного листка, которые являются документами, дающими право пользоваться фондом и услугами Библиотеки.
4.2.2.Для входа в контрольную зону (читальные залы) Библиотеки через турникеты пользователь пользуется постоянным читательским билетом. Посетитель с бумажным читательским билетом и разовым пропуском проходит с помощью дежурного библиотекаря – оператора, предъявив ему билет или разовый пропуск.
4.2.3.Постоянные члены клубов, читательских объединений, пользователи, обслуживаемые Библиотекой по договорам, посетители массовых мероприятий записываются в Библиотеку на общих основаниях.
4.2.4.Если пользователь предъявляет читательский билет, принадлежащий другому лицу, билет изымается до выяснения обстоятельств, его владелец лишается права пользования Библиотекой сроком на 6 месяцев.
4.2.5.Для получения документов из фонда основного книгохранения, из подсобных фондов читальных залов пользователь заполняет требование установленного образца с указанием шифра и библиографических данных запрашиваемого документа. Прием требований прекращается за 15 мин. до окончания работы читальных залов.
4.2.6.Прием требований производится в зале каталогов, на кафедре выдачи читальных залов. Читатель может также оформлять электронный заказ в зале каталогов и в читальных залах Библиотеки, а также через сайт Библиотеки.
4.2.7.Пользователь имеет право брать для занятий в читальном зале не более пяти документов одновременно. Число выдаваемых изданий в течение дня не ограничивается.
4.2.8.Пользователь за каждый полученный экземпляр издания расписывается в книжных формулярах или в листе "Сведения об изданиях на руках, выданных сегодня по текущему месту выдачи".
При регистрации литературы электронным способом библиотекарь и пользователь признают достоверность информации о полученных, продленных и сданных изданиях, содержащейся в электронном формуляре. При этом пользователь имеет право просмотреть свой электронный формуляр на терминале, установленном в читальном зале.
При выходе через систему контроля пользователи предъявляют дежурному библиотекарю в Секторе записи контрольный листок с штампами посещенных отделов или читательский билет для проверки задолженности по базе книговыдачи.
4.2.9. Документы в структурных подразделениях не выдаются:
- без оформления записи в Библиотеку / без читательского билета Библиотеки;
- по чужому читательскому билету;
- по неперерегистрированному в текущем году билету;
- при наличии задолженности (в том числе по пени);
- при несоблюдении условий Договора.
4.2.10.Условия обслуживания пользователей в специализированных отделах (Отдел ценных и редких изданий, Электронный читальный зал, МБА и ДД) оговорены в Правилах обслуживания названных структурных подразделений.
5.1.Пользователи и сотрудники Библиотеки несут ответственность за нарушение настоящих Правил в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Чувашской Республики.
6.1.В Правила допускается внесение изменений и дополнений.
6.2.Изменения и дополнения утверждаются директором Библиотеки в соответствии с действующим законодательством.
Приложение №1 Перечень бесплатных услуг ГУК "Национальная библиотека Чувашской Республики"
Приложение №2 Перечень платных услуг ГУК "Национальная библиотека Чувашской Республики"
|