Зрители учатся аплодировать
Во время открытия
Чебоксарского международного фестиваля в кинотеатре «Сеспель» решили обойтись
без лишней помпы. И хотя в приглашениях значилась «вечерняя форма одежды», в зал
пускали всех желающих, кто спешил попасть с работы или учебы на фильм Юрия
Грымова «Чужие».
Чебоксары не первый год ищут
свое лицо в плеяде кинофестивалей как отечественных, так и международных. Вот
недавно в Каннах решили отказаться от трат на ненужную роскошь в церемонии
открытия, и в Чебоксарах тоже предпочли новый лаконичный стиль фестивальной
работы. Участники и гости мероприятия подъезжали к месту на демократичных
«Газелях», так что появление режиссера Юрия Грымова на роскошном лимузине
вызвало определенный интерес публики к его персоне.
На красной дорожке режиссеры и
артисты предпочли не задерживаться. Погода не располагала. К тому же
журналистская братия жаждала хотя бы еще немного пообщаться со знаменитостями до
официального открытия кинофестиваля. В рамках новой концепции девушки в
национальных нарядах не обременяли мэтров букетами цветов, да и, собственно,
красавиц модельной внешности тоже не было. Традиционных ведущих на церемонии
открытия заменил продюсер и главный редактор журнала «Кинопроцесс» Вячеслав
Шмыров. Настоящие профессионалы, для которых кинофестивали, скорее, часть
делового процесса, не нуждаются во внешней мишуре.
– После годичного отсутствия
кинофестиваль вернулся на Чувашскую землю обновленным, – заметил Вячеслав Шмыров
со сцены. – Больше гостей, больше звезд, больше фильмов. Преобразилась столица
Чувашии, и все мы увидели, как красивы Чебоксары. Пусть на карте России будет
еще один город со славными кинематографическими традициями.
В ответ признательность главным
героям праздника выразил премьер-министр Чувашской Республики Сергей Гапликов.
– Спасибо всем, кто
демонстрирует истинные чувства любви к замечательному искусству кино, тем, кто
создал величие и славу советского и российского кино, и тем, кто еще выведет его
на новые вершины. Своим участием, своими работами вы создаете незабываемую
атмосферу великого, потрясающего действа.
Под аплодисменты зрителей на
сцену вышли актер и сценарист Родион Нахапетов, режиссеры Юрий Грымов, Алексей
Герман-младший, Александр Хван и Светлана Дружинина, кинооператор Анатолий
Мукасей, актер Виктор Бычков, кинокритик и член Общественной палаты России Алла
Гербер, деятели кино из Северной Осетии, Якутии, Казахстана, Грузии, Белоруссии,
разных городов России.
– Я испытал радость от двух
моментов, – признался Родион Нахапетов публике. – Первое – побывал в вашем
замечательном городе. И второе, буду смотреть сразу столько российских фильмов.
К слову сказать, конкурсная
программа началось еще днем с показа фильма «Русский треугольник». Его
создатели, грузинские кинематографисты, не ставили перед собой цель разобраться
в загадочной русской душе.
– Речь идет о нашей общей боли
за людей, которых мы потеряли, – подчеркнула в беседе с корреспондентом «СЧ»
продюсер фильма Тамара Керечашвили. – Об осколках последних войн, которые ранят
нас, живущих в покое и мире.
Одна из самых трагических ролей
в фильме принадлежит Константину Хабенскому. На первом же сеансе опробовали
нововведение фестиваля – зрительское голосование. На выходе публику встречали
девушки с ящиками, где написано «Да» или «Нет». В одном из них зритель и должен
оставить свой билет, голосуя за фильм или отвергая его.
А вот фильм Юрия Грымова
«Чужие», показанный в рамках открытия, шел вне конкурса.
– Увидев этот фильм, вы
запомните имя Юрия Грымова навсегда, – пообещал представлявший картину Виктор
Бычков. И не обманул. «Чужие» поражают отточенным стилем и идеей, которую
режиссер не боится высказать в самой резкой форме.
– После фильма должно остаться
послевкусие, – поделился своим мнением Юрий Грымов в эксклюзивном интервью «СЧ»
(читайте его в следующих номерах газеты). – Впечатления должны отличаться от
тех, что испытываешь в начале просмотра, сразу после сеанса и на следующее утро.
Вы чувствуете это послевкусие, значит, я добился своего.
Фильм дошел до Чебоксар лишь
благодаря кинофестивалю. Но подобная кинофеерия нужна чебоксарской публике не
только из-за возможности увидеть самые современные ленты, но и для того, чтобы
узнать кое-что новое о себе.
Например, не привыкли наши
зрители аплодировать после фильма, выражая признательность за труд режиссеру и
артистам. Но у нас еще есть три фестивальных дня, чтобы научиться.
«Русский треугольник»
Генриетта Александровна,
пенсионерка:
– На фильм попала случайно, но
очень понравился. Правдивая картина. Все показано как есть, без прикрас. Сразу
вспомнилось, что дочь моей подруги скоро поедет с маленьким ребенком в «горячую
точку» к мужу-офицеру. Страшно за них, страшно за молодое поколение.
«Чужие»
Надежда Алферова:
– После фильма испытываешь
странное ощущение – вроде как нравится и в то же время испытываешь отторжение
из-за откровенности некоторых сцен. Неприятно, и в то же время ощущаешь в душе
нечто светлое, понимаешь глубинный смысл происходящего. Надо, чтобы увиденное
отложилось в голове.
Владимир Ткаченко:
– Впечатления двойственные:
антиамериканский фильм, созданный в американской манере. И при этом добротное
профессиональное кино. Его смотришь с интересом, оно не отпускает, держит в
напряжении до конца.
Зрители учатся аплодировать // Советская Чувашия. - 2009. - 4 июня
|