Соловьева Г.П. Творчество Г.Я. Хирбю в зеркале периодической печати.- Чебоксары, 2003.-С.108-112.
Публикации, посвященные творчеству композитора Григория Хирбю, многочисленны. Среди них встречаются разные по читательскому назначению. Их можно разделить на два блока: профессиональная литература, опубликованная в специальных журналах, и массовая - для широкого круга читателей.
Одной из первых публикаций в центральной прессе, освещающей творчество композитора, является статья С.Германова "В чувашском союзе советских композиторов", опубликованная в журнале "Советская музыка" за 1946 год в № 12. Отмечая активную деятельность союза композиторов республики, автор знакомит читателей с творчеством молодого композитора Г.Хирбю, пишущего произведения и крупной формы. "…Первый акт "Сетнер и Пинерби" Хирбю, несмотря на технические недостатки… производит впечатление интересной работы темпераментного художника. Своеобразны и убедительны его вокальные циклы и фортепианные произведения…".
В 1950 году в 4 № журнала "Советская музыка" опубликована статья Лившица "Творческий отчет чувашских композиторов". Рассматривая творческий отчет чувашских композиторов, автор отмечает народный стиль произведений Г.Хирбю. "…Расширение круга образов ощущается в его марше "Салам" - произведении, проникнутом бодростью и динамизмом, свежим по интонациям…". Сравнивая сочинения молодых композиторов Ф.Лукина, Г.Хирбю, А.Токарева автор пишет, что "может с удовлетворением констатировать заметные успехи в развитии их творчества. Глубокое ощущение народности и мелодическая выразительность - достоинства чувашских композиторов". В то же время автор отмечает и недостатки, характеризирующие творчество всех композиторов Чувашии и задачи, стоящие перед ними. Это расширение творческого кругозора, овладение мастерством, его совершенствование.
Публикации, посвященные 70-летию со дня рождения, тематически разнообразны. В этих статьях содержится информация о творчестве и достижениях композитора в музыкальном искусстве. В журнале "Советская музыка" в 1982 г. (№ 9, с. 124) композитор Ю.Кудаков отмечает, что на торжествах была исполнена "Патриотическая оратория" на стихи М.Сеспеля. "…В этом пятичастном произведении жанровая характерность сочетается с интонационной яркостью…". Г.Хирбю был одним из первых чувашских композиторов, кто обратился к поэзии М.Сеспеля. Высокое признание его деятельности выразилось и в награждении композитора Орденом Трудового Красного Знамени. На вечере впервые и с большим успехом была показана первая часть концерта для гобоя с оркестром.
Творческий путь Г.Хирбю прослеживается в статье "Чувашии любимый композитор" музыковеда Ю.Илюхина. Он отмечает, что "Первые музыкальные опыты Хирбю относятся к 1929 году. По инициативе Федора Павлова в техникуме был создан кружок для начинающих авторов. Здесь Г.Хирбю обратил на себя внимание обработкой народной "Частушки о выборах", которая год спустя напечатана в журнале "Сунтал" и стала <…> первой публикацией молодого композитора". Статья опубликована в №4журнала "Музыкальная жизнь" за 1981 год (с. 6).
Многообразно, эмоционально насыщено и удивительно целостно творчество Г.Хирбю. Гармоничный мир его искусства, произведений ощущается и в "Патриотической оратории", посвященной теме исторической судьбы чувашского народа. "…Здесь гибкость и выразительность вокальной партии естественно дорисовываются оркестром. Последующие 2,3, и 4 части привлекают контрастностью сопоставлений характеров, национальным колоритом. Главное принадлежит в них хоровой партии…",- говорится в статье московского музыковеда А.Иконникова "Снова в Чебоксарах", опубликованной в журнале "Советская музыка" за 1976 год (№ 4, с. 17).
Глубокое ощущение народности и мелодичная выразительность - достоинства произведений Г.Хирбю. К таковым относится и опера "Нарспи" по одноименному произведению К.Иванова. Это произведение вот уже несколько десятков лет идет на сцене театра оперы и балета. Опера Г.Хирбю - это 3-е произведение, созданное на сюжет поэмы К.Иванова. "…В золотой фонд чувашской музыки вошли его хоры: "Весенняя хороводная", "Застольная", "То ли выйдет, то ли нет", "Ласточка", "Сарнай… Музыка Г.Хирбю стала ярким достижением чувашской национальной культуры. Она покоряет своих почитателей искренностью, задушевностью, самобытностью мелодичного языка, богатством и разнообразием ритмики. Г.Хирбю был певцом чувашской народной души…",- отмечает в своей статье "Певец народной души" музыковед Ю.Илюхин, опубликованной в газете "Советская Чувашия" за 27 ноября 1991 года.
К одной из первых публикаций, посвященных творчеству молодого композитора, относится статья писателя Никифора Васянка о концертной деятельности композитора. Многие его песни стали широко известными и любимыми в народе. Он участвовал в проведении авторских концертов композиторов. Статья опубликована в газете "Чaваш коммуни" за 24 июня 1945 года.
Вслед за этой публикацией появляется статья чувашского писателя Л.Агакова о творческой деятельности Г.Хирбю, опубликованная еще в 1947 году в журнале "Ялав". "Музыка написана им с глубоким чувством и с большим мастерством. Когда он пользуется народной музыкой, он смотрит на эту музыку не глазами композитора, а старается сделать ее более мелодичной и звучной. Он умеет находить мотив, соответствующий содержанию". Автор отмечает, что композитор работает в разных жанрах, и руководимый им хор достиг больших успехов и вызвал много откликов любителей музыки.
Композитор создал немало песен для молодежи. "Первой удачной в этой области явилась песня "Укaлча умeнче" (У околицы, 1950). Она получила огромное распространение и как бы открыла дорогу к "лирическим песням нового времени"… Сочинения такого стиля и содержания до этого не было, а молодежь нуждалась в них.… В золотой фонд чувашской музыки вошли его хоры "Весенняя хороводная", "Застольная", Ласточка", "То ли выйдет, то ли нет?", - говорится в упомянутой статье Ю.Илюхина, напечатанной в газете "Советская Чувашия" в 1991 году 21 ноября к 60-летию со дня опубликования первой песни Г.Хирбю "Марш ударников". Исследуя жизненный и творческий путь композитора, автор отмечает, что Г.Хирбю был одним из первых чувашских композиторов, ставший лауреатом премии имени М.Сеспеля за песни "Марш комсомола", "Молодость", "Марш дружбы".
Г.Хирбю был прекрасным собеседником, добрым и отзывчивым человеком и верным другом. И по праву считает себя счастливым человеком Василий Иванович Давыдов-Анатри, народный писатель Чувашии, которому довелось жить в одно время и работать с композитором. Воспоминания поэта опубликованы в газете "Чaваш ен" за 7-14 декабря 1996 года. Статья называется "Рядом с композитором Хирбю".
"Я очень благодарна судьбе", - так называется беседа с супругой композитора Верой Алексеевной Хирбю, известным врачом в республике. Она рассказывает корреспонденту С.Беловой о первой встрече с уже видным сочинителем музыки, о его творческой деятельности композитора и о исполнении его произведений не только в Чувашии но и в Москве. Интервью опубликована в газете "Советская Чувашия" за 1991 год 2 декабря.
Воспоминания чувашского писателя Дениса Гордеева о совместной деятельности с композитором, его связях с чувашскими писателями опубликованы в газете "Хыпар" за 29 октября 1996 года (к 85-летию со дня его рождения). В воспоминаниях показывается неуемная энергия, заразительная жизнерадостность и активная музыкально-общественная деятельность Г.Хирбю.
Творческий путь композитора прослеживает в своих публикациях музыковед Ю.Илюхин. К его 80-летию он опубликовал статьи в газете "Хыпар" (1991, 27 ноября) и в журнале "Таван Атал" (№11, с.71-72). Наряду с творческой биографией Г.Хирбю здесь прослеживается и хронологическая канва его произведений, связи композитора с чувашской интеллигенцией. Очень часто к Г.Хирбю обращались писатели и поэты, предлагая для песен тексты своих произведений. "Более 50 песен создано композитором на слова чувашских поэтов. Среди них: К.Иванов, Михаил Сеспель, Н.Полоруссо-Шелепи, С.Эльгер, П.Хузангай, Я.Ухсай, А.Алка, С.Шавлы, А.Калган и мн. др.". Раскрывая творческие связи композитора, автор так же отмечает, что композитор покоряет своих почитателей искренностью, сердечностью, задушевностью и самобытностью мелодичного языка, богатством и разнообразием ритмики.
Ряд публикаций творческой деятельности композитора принадлежат перу Г.Маркианова. В своих публикациях в журналах "Ялав" (1986, № 11, с. 27) и Таван Атал (1981, № 11, с. 70-73) автор, хорошо знавший Г.Хирбю, отмечает, что успехи в песенном творчестве композитором были достигнуты в начале его композиторской деятельности. Находясь еще на учебе в Ленинграде, затем в Ташкенте в годы Великой Отечественной войны композитор работал над освоением новых жанров и форм. В этот период, охваченный высоким чувством любви к Родине, Г.Хирбю создал ряд произведений патриотического содержания, работал над созданием оперы на материале музыки к драме "Нарспи". "В течение пятнадцати лет чувашский музыкальный театр открывал свой сезон оперой "Нарспи"… Уже в августе 1945 года, - отмечает автор, - за выдающиеся заслуги в области искусства ему было присвоено звание заслуженного деятеля искусств Чувашской АССР".
Лирические песни занимают огромное место в творчестве Хирбю и являются наиболее характерной для композитора формой выражения. Особенно широкую славу принесли ему песни: "Чебоксарские вечера", "Песня счастья", "Черемуха", "Любимые Чебоксары". Слушателей привлекают в них свежие для своего времени мелодико-ритмические находки, - пишет автор в своей статье.
Творчество Григория Яковлевича талантливого композитора покоряет своих почитателей самобытностью мелодичного языка, богатством и разнообразием ритмики.
Галина Павловна Соловьева, заведующая отделом национальной литературы и библиографии Чувашии - Центром "Чувашская книга" НБ ЧР
|