Дедушкин Н. Поэтическое творчество в годы войны [о Стихване Шавлы]
Стихван Шавлы (род. в 1910 г.). В ряде стихов поэт обращается к героям прошлых освободительных войн и, воспевая их, он хочет видеть такими же мужественными, храбрыми и наших бойцов и командиров. Например, в небольшой балладе «Русский солдат» (1942) показан герой Отечественной воины 1812 года, который за родную землю стоял насмерть один против взвода французских солдат. Сражался он храбро, как доблестный витязь. Сам Наполеон восхищен его подвигом. «Наш взвод побежден был солдатом одним, а как же мы целый народ победим?» - говорит он, награждая героя орденом Почетного Легиона. На вопрос Наполеона: «Скажи мне, как звать тебя?» - он с гордостью отвечает; «Я русский солдат... Уйди от Москвы подобру, поздорову!» И этим поэт как бы предупреждает всех врагов, которые хотят уничтожить Советский Союз, покорить его народы.
В стихотворениях «Вы идете по улице», «Когда заря займется...», «Незнакомке» поэт говорит о патриотическом долге каждого советского человека перед Родиной. Он требует бояться «слов неверных, слабых, трусливых», всегда проверять себя в дни войны вопросами: «Что я сделал для фронта? Чем помог я сегодня Отчизне своей?» Стихотворение «Вы идете по улице» он как бы дает ответ на эти вопросы:
И не думайте:
«Дело мое - небольшое...»
Как из маленьких капель слагается море,
Так из наших трудов
Возникает победа,
Возникает грядущее счастье страны.
И встречая пришедших из боя военных,
Им быстрей помогайте залечивать раны,
Им дарите улыбку и доброе слово,
Пожимайте, как братьям, горячую руку...
И от этого теплого прикосновенья
В вас самих забушуют великие силы,
И грозой беспощадной они разразятся
Над презренной главою врага!
Поэт умеет наблюдать, изучать жизнь. Из небольших, незаметных фактов он делает серьезные обобщения, выводы. Вот, например, в фойе театра он видит незнакомую девушку, работающую гардеробщицей. Она здесь недавно, приехала с западных областей, убежала от верной смерти. «Не по себе мне стало вдруг, - говорит поэт, думая об этой незнакомой ему девушке. - Во мне проклятье пробудилось. А образ девушки той милой как символ мира засиял», - пишет С. Шавлы. Заключая это небольшое стихотворение, он выражает большую, благородную мысль о дружбе народов Советского Союза.
Да, ты сестра, сестра моя!
Пусть я совсем тебя не знаю, -
Тебя родной считаю я,
Твой труд почетным называю.
Ты здесь недолго проживаешь
И вновь вернешься к близким людям.
Но и средь нас друзей найдешь
Теснее встав, - сильнее будем!
Много волнующих вопросов поднимал поэт в своих стихах и поэмах периода войны. Он пишет песню «Донор» (1944) о чувашской девушке Марине, которая дала свою кровь «бойцу, сраженному в бою», и вернула ему жизнь и силы для победы над врагом, лирические стихи «Тропа», «Осина», «Эхо» (1943), стихотворение «Реквием» - посвящение поэту-воину В. Бараеву, павшему героической смертью в боях под Сталинградом, лирико-эпическую поэму «Зоя» (1946) о подвиге славной дочери чувашского народа Зои Семеновой.
Герои произведений С. Шавлы - наши современники, о суровой борьбе с трудностями утверждающие новую жизнь, новые морально-политические черты строителей коммунизма.
В поэмах С. Шавлы обращает на себя внимание конкретность образов, точность и выразительность художественных средств. Мы не только видим и слышим его героев, но и ясно чувствуем ход их мыслей. С наибольшей полнотой эти особенности поэзии С. Шавлы проявились в поэме «Пионер из Киева» и в стихотворной повести «Мадур Ягур».
В поэме «Пионер из Киева» повествуется о героических поступках, переживаниях пионера Коли Лещука в период оккупации Украины фашистами, о событиях, в которых он участвовал.
Идет война. С боями отступают наши войска на Восток. Вся эта трагическая обстановка поэтом выражена образно, ощутимо:
Пушки подымают
Свой протяжный вой.
Стонет, как живая,
Грудь земли родной.
О, земля - землица,
Льешь ты слез ручей.
Снова кровь струится
Милых сыновей.
Рану зажимая, идет русский солдат. В беседе с пионером Лещуком быстро он оценивает обстановку и поручает ему бережно хранить боевое знамя части. Четко, ясно звучат его слова:
Как солдат солдату
Отдаю приказ.
Помни: знамя свято,
Дорого для нас.
Все поведение Коли Лещука и его матери в самых сложных обстоятельствах объясняется прежде всего их сознанием своей личной ответственности за общее дело, то есть тем, что всегда воспитывала в народе наша партия, - животворным советским патриотизмом. Именно любовь к Родине дает им силу смело действовать во имя спасения Красного Знамени - символа чести, доблести и воинской славы.
Коля Лещук, «под рубахой тело знаменем обмотав», проходит мимо вражеских солдат и прячет его за селом, на дне высохшего колодца. Проходят дни, недели и месяцы, а юный патриот все ждет и ждет прихода Советской Армии. Он верит, что «Армия придет. Скоро буря грянет. Срок уж настает». Но сколько трудностей пришлось ему перенести за эти годы ожидания? Мать заставляли рыть окопы, а Колю заперли в вагон и угнали в рабство. Бегство. Встреча с советскими воинами, прорвавшими укрепления фашистов и идущими вперед, на Запад. Вот он вручает генералу знамя, которое прятал в течение трех лет.
Следуя за героем, поэт завершает поэму призывом к молодежи:
Много в нашем крае
Смелых, молодых,
Пусть твой подвиг, Коля,
Увлекает их.
Чтоб от боя к бою,
Презирая страх,
Шли они с тобою
В молодых сердцах.
Поэма «Пионер из Киева», как и другие произведения С. Шавлы, отличается жизненной достоверностью, полнотой обобщения событий, душевных, психических особенностей героев. Говоря о пионере Коле Лещуке, он подчеркивает черты, характерные ленинским пионерам, говоря о его матери, рисует облик матери-патриотки, душою и сердцем борющейся за освобождение любимой Родины от врага. Поэма написана простым и ярким языком. От начала и до конца читается живо и непринужденно.
Значительное место в творчестве С. Шавлы в годы войны занимала тема труда. Самоотверженную борьбу народа по обеспечению нужд фронта с большим мастерством показал он в стихотворной повести «Мадур Ягур». Главное ее содержание заключается в том, что
Успех боев решает Труд -
Когда пшеницу в поле жнут,
Когда стволы в огне куют,
Когда металл из домен льют.
Сюжет повести прост и развивается логически последовательно. Ягур видит, как везут машины, станки, раненых в тыл страны, в деревню приезжают эвакуированные женщины, дети и старики. Встречают их везде тепло. С Украины приехал в чувашское село пионер Остап. Ягур и Остап, как родные братья, живут, работают и играют вместе, своим трудом помогают взрослым, фронту. Ягур - организатор сбора золы для колхозного поля, металлолома для заводов, подарков для раненых бойцов. Он мобилизует пионеров на уход за малолетними детьми колхозников во время полевых работ. С. Шавлы показывает большой трудовой подъем не только детей, но и всех чувашских колхозников. Они сдают в фонд обороны хлеб, теплые вещи, деньги и многое другое, чтобы приблизить час победи.
Фронт и тыл едины. Чувашские колхозники следят за боевыми действиями своей родной армии, переписываются с фронтовиками, сами везут хлеб, подарки на фронт. Поэт подчеркивает большую организаторскую работу нашей партии в массах:
В тылу идет такой же бой –
Непоколебим, един народ.
И всюду нас ведет с тобой
Стальная партия - вперед!
Кипучая многогранная жизнь в чувашской деревне в дни ожесточенных боев с врагами Родины показана убедительно, ярко. Занятия в школе начинаются с сообщения последних известий, плакаты и лозунги в клубе, школе, на улице зовут колхозников к трудовым подвигам, чуваш-плугарь поет о родной земле и борьбе за ее свободу, пионер Остап вспоминает страну садов - цветущую Украину, которую оккупировали фашисты. Герои повести верят в победу над врагом и делают все для ее ускорения.
Повесть в стихах «Мадур Ягур» отличается необычайным интонационным богатством, разговорной речью, яркими и точными сравнениями, эпитетами и другими художественными средствами. В нем широко использованы пословицы и поговорки. Вот, например, некоторые сравнения: «Горят, как бусы из огня кусты рябины у плетня», «Шиповник красен, как рубин», метафоры: «Снежок дымится серебром», «Стрелой ударить по врагам»; эпитеты: «Огненный рассвет», «Осенний золотой кафтан лес хочет сбросить с плеч долой»; пословицы и поговорки: «Всегда после трудов - вкусна еда», «К обеду ложка дорога», « А слово чуваша не блажь, - сказал, так выполнит чуваш», «Потише, эй! Поди, не свадебный обоз», «Коль пьешь, мой друг, - так пей до дна» и другие.
Большое внимание автор уделяет диалогам. Часто Ягур и другие персонажи размышляют вслух или беседуют с товарищами. Многие речевые обороты придают произведению живой, естественный характер. Но есть в повести «Мадур Ягур» и во многих других произведениях С. Шавлы отдельные сравнения, слова и выражения, которые неоднократно повторяются и тем самым теряют художественную ценность. Поэт не всегда требователен к себе в работе над рифмами, на что справедливо указывала наша литературная критика.
Дедушкин Н. Поэтическое творчество в годы войны // Дедушкин Н. Чувашская литература периода Великой Отечественной войны. – Ч., 1962. – С. 43-48
|