Самохина М. Из жизни сегодняшних Российских библиотек: заметки библиотечного социолога //Новое литературное обозрение. - 2005. - № 74. - С. 339-340.
Заинтересованность самой местной власти, выраженная не только на словах, но и на деле, была очень значима при отборе, поскольку одним из условий участия в проекте явилось местное финансирование предпроектной» подготовки библиотек. Деньги давали и сельские власти, и районные, и областные. Более того — они помогали привлечь в качестве спонсоров местные фирмы, предприятия, предпринимателей. В результате сумма местных инвестиций оказалась сопоставимой с инвестициями «Открытой России», и с каждым годом доля местных спонсоров составляла в этой сумме все большую часть. При этом в некоторых регионах, вошедших в проект, региональные власти заговорили о модернизации (уже на собственные средства) других библиотек, а кое-где начали такого рода деятельность.
Самой же радикальной стала инициатива Президента Чувашии Николая Федорова — он заявил, что из республиканского бюджета будет профинансировано создание целой сети сельских модельных библиотек; 100 из них уже открыто; до 2007 г. планируется открыть еще 250...
Но вернемся к проекту. На полученные средства велись ремонты и реконструкция библиотек, покупалось оборудование и мебель, ставились новые двери, сигнализация и т.д. В одном случае местные власти даже приняли решение телефонизировать село, чтобы библиотека смогла принять частие в проекте. Спонсоры дарили телевизоры, «видики»; предприятия предоставляли рабочих, транспорт. А где-то в ход шел и метод «народной стройки», селяне собирали деньги. Все взносы (вплоть до десятков рублей и покупки краски) в каждом селе или районном центре фиксировались, и эти списки сами по себе являются интереснейшим документом.
Тех библиотекарей, что должны были непосредственно работать с новой техникой, привозили на стажировку в Москву. Некоторые из них вообще в первый раз видели компьютер и панически боялись, что не сумеют его освоить. Однако желание и старание учеников, опыт преподавателей (специалистов МАДБ) позволяли всего за 11 дней получить самые необходимые знания и представления о компьютерной технике, об основных пользовательских программах, об электронных ресурсах, Интернете — и соответствующие практические навыки. А спустя несколько месяцев (после того, как в селах были установлены, подключены и настроены компьютеры, Интернет) на базе региональных научных библиотек проходила экспресс-стажировка, знания и навыки обновлялись. Интересно, что на этом, втором этапе вместе с сотрудниками библиотек обучались их односельчане — библиотечные активисты, волонтеры (чаще всего школьные учителя, старшеклассники, студенты).
Рассказать есть о чем. В библиотеках произошли кардинальные перемены, самой важной из них большинство библиотекарей и пользователей считают подключение к Интернету. Но важен весь комплекс, вся система «преображения» библиотек: от ремонта помещений и новой мебели; до ксероксов, сканеров и компакт-дисков. Вот характерный отзыв из чувашского села:
«До перемен в библиотеке она была самая обыкновенная. Старые комнаты, старые книги... А после модернизации там появилось много; современной детской литературы, а самое лучшее — доступ к Интернету. Благодаря ему мы не чувствуем такой удаленности от современных городов. Так что библиотека — просто супер!»
Увеличилось количество посетителей и посещений. Пришли новые, в основном молодые, пользователи; вернулись многие из тех, кто ранее покинул библиотеки; часто обращаются сюда жители соседних сел.
Сельские школьники, которые всегда составляли одну из основных групп посетителей и основным мотивом обращения в библиотеку у которых были и остаются учебные задания, получили принципиально новые возможности для выполнения этих заданий. Как свидетельствуют результаты анкетирования, особенно востребованы мультимедийные энциклопедии, банки рефератов, электронные библиотеки. Популярностью пользуются компакт-диски с рефератами и сочинениями, с материалами по литературе, истории (в частности, истории культуры), биологии, географии, экологии; диски «Готовимся к ЕГЭ», «Изучаем иностранные языки». Высоко ценится и возможность соответствующим образом оформить письменную работу — набрать текст на компьютере, подобрать иллюстрации, сделать красивую обложку. Всего этого учащиеся не могут получить в школах: даже если там есть компьютеры, то обычно устаревшие, электронных материалов нет или почти нет, а преподаватели далеко не всегда обладают необходимыми знаниями и умениями.
У студентов структура спроса примерно такая же, как у школьников; только добавляются материалы по менеджменту, маркетингу, праву, философии, политологии, психологии, искусствоведению. В большинстве библиотек именно студенты являются самыми активными пользователями Интернета. Как и вся молодежь, они посещают музыкальные сайты: сайты компьютерной тематики — это связано уже с хобби и досугом.
Самохина М.
|