Чувашия в российской прессе 2006 г. - март
Гаревская, Е. Бессмертный мир Айги / Е. Гаревская // Культура. 2006. – 2-15 марта (№ 9). – С. 5.
Андреев, Д. Большие амбиции малого бизнеса / Д. Андреев // Российская газета. – 2006. – 30 марта. – С. 6. – (Волга-Урал).
Андреев, Д. Властная реформа / Д. Андреев // Российская газета. – 2006. – 21 марта. – С. 6. – (Волга-Урал).
Андреев, Д. Горячая линия по горячительным напиткам / Д. Андреев // Российская газета. – 2006. – 16 марта. – С. 6. – (Волга-Урал).
Андреев, Д. За речную оборону / Д. Андреев // Российская газета. – 2006. – 15 марта. – С. 6. – (Волга-Урал).
Куданова, И. Источники «Надежды» / Ирина Куданова ; беседовал А. Ермолаев // Российская газета. – 2006. – 22 марта. – С. 22. – (Бизнес от Волги до Урала).
Васильев, С. Когда все маршруты ведут в кабинет / С. Васильев // Российская газета. – 2006. – 3 марта. – С. 6. – (Волга-Урал).
Волошин, Ю. Крепкие корни лесного комплекса / Ю. Волошин ; подгот. М. Сажина // Российская газета. – 2006. – 22 март. – С. 19. – (Бизнес от Волги до Урала).
Приверхов, Л. Круги на воде / Л. Приверхов // Российская газета. – 2006. – 22 марта. – С. 6. – (Волга-Урал).
Налаживаются кооперативные поставки / Управление маркетинга Центросоюза РФ // Российская кооперация. – 2006. – 9 марта (№ 9). – С. 4.
Андреев, Д. Начдив снова на коне? / Д. Андреев // Российская газета. – 2006. – 7 марта. – С. 6. – (Волга-Урал).
Андреев, Д. Не своим голосом / Д. Андреев // Российская газета. – 2006. – 24 марта. – С. 6. – (Волга-Урал).
Откуда выпорхнул в жизнь // Литературная газета. – 2006. – 1-7 марта (№ 9). – С. 6.
Андреев, Д. Пешим ходом / Д. Андреев // Российская газета. – 2006. – 22 марта. – С. 6. – (Волга-Урал).
Евдокимов, П. Рекордсмены просятся на отдых / П. Евдокимов // Российская газета. – 2006. – 31 марта. – С. 6. – (Волга-Урал).
Огилько, И. Спортивные симпатии «Газпрома» : поддержка спорта стала приоритетным направлением социальной политики компании / Ирина Огилько // Российская газета. – 2006. – 31 марта. – С. 4.
Приверхов, Л. Экспертиза начинается с проектов / Л. Приверхов // Российская газета. – 2006. – 16 марта. – С. 6. – (Волга-Урал).
24 февраля хоронили Геннадия Айги. Русский поэт-авангардист, народный поэт Чувашии, номинант на Нобелевскую премию, чуваш и, по собственному определению, «европеец и француз» умер на 72-м году жизни после продолжительной болезни.
Айги - это псевдоним. Один из предков поэта произносил чувашское слово «хайхи» («вон тот»), опуская начальный звук. Геннадий Николаевич до 1969 года носил фамилию Лисин, которую в советское время в результате русификации получил его отец - учитель, обладатель уникальной библиотеки, первый переводчик Пушкина на чувашский.
Будущий поэт родился в 1934 году в деревне Шаймурзино. Для Чувашии Айги - не просто поэт; переводчик и деятель культуры, а фигура, сопоставимая с Колумбом для Америки. Именно Айги открыл Чувашию западному миру, а для Чувашии - богатство европейской культуры. Он вывел чувашскую литературу в большой мир, выпустив «Антологию чувашской поэзии». О Чувашии, ее поэтах узнали в десятках других стран. В 1968 году он издает антологию французской поэзии на чувашском языке, в которой представляет стихи 77 поэтов XV - XX веков. Эта работа не осталась незамеченной, в 1972 году она была удостоена премии Французской академии. Кстати, такой полной антологии французской поэзии до сих пор не существует ни на одном языке, кроме чувашского. В1974 году Айги издал антологию «Поэты Венгрии», а в 1987-м – «Поэты Польши».
В конце 1950-х Геннадий Лисин - студент Литинститута, его любимый поэт - Владимир Маяковский. Но Маяковский очень любил Пастернака, Лисин читает «Охранную грамоту» - всплывает имя Ницше, а в связи с Ницше - Вагнер. «Я начинаю читать Ницше, и у меня возникает ощущение, что тот толстый слой штукатурки, которым я покрыт, осыпается и я рождаюсь заново. Лишь спустя много лет я понял, что произошло тогда: я уразумел, что человек - это дух и понятия «человек» и «дух» тождественны», - сказал Геннадий Айги в одном из интервью.
В 1955 году Айги написал на чувашском языке поэму «Завязь» которая дошла до Пастернака, и тот захотел встретиться с автором. Встреча оказалась счастливой, именно «счастьем» назовет ее уже признанный поэт Геннадий Айги. Пастернак посоветовал ему перейти на русский язык. Лисин с большими трудами сделал это, но дал себе клятву, что чувашский язык не оставит никогда. Клятву он держал всю жизнь. После выхода первого сборника стихов последовало исключение из института «за написание враждебной книги стихов, подрывающей основы метода социалистического реализма». Правда, неизвестно, что было первопричиной исключения: то ли борьба за чистоту соцреализма, то ли дружба с Нобелевским лауреатом, травля которого уже началась.
Судьба хранила Геннадия Лисина, по чистой случайности он устроился в Музей В.В.Маяковского, где проработал 10 лет. В музее была лучшая библиотека по авангардному искусству, и здесь происходит открытие Малевича, Геннадий штудирует теоретические труды художника, которые оказывают на него колоссальное влияние. Своими творческими предшественниками Айги считал Хлебникова, Маяковского, Малевича. Он не стал хлебниковцем из-за того, что тот «экзистенциалист и слишком русский» а «русский фольклор и все почвенно-русское» Айги было чуждо. Он стал малевичеанцем.
Для русской литературы 1960 -1990 годов новаторское творчество Айги - уникальное явление. Предсказание Тынянова о переходе русской поэзии к верлибру осуществил именно Айги. Роман Якобсон назвал его «экстраординарным поэтом современного русского авангарда».
С 1962 года стихи Геннадия Айги публиковались в переводах. Первая большая книга – «Стихи 1954 – 1971» – вышла в 1975 году в Мюнхене, а в 1982 году парижское издательство "Синтаксис" выпустило собрание стихотворений «Отмеченная зима». Лишь в 1987 году Айги начал печататься на родине. Через три года он стал лауреатом Государственной премии Чувашии им. К.В.Иванова, а в 1994-м - народным поэтом Чувашской Республики. Среди его международных наград - европейская премия имени Петрарки, звание Командора Ордена искусств и литературы (Франция).
Геннадия Айги ценили и уважали слависты многих стран, но на родине - любили и почитали. «Он - уникальное явление в литературе, такого больше не появится в мире, вторых таких не бывает. Строки «умирают не люди, умирают миры» неприменимы к Геннадию Айги, потому что его мир – бессмертен» - с этими словами президента Чувашии Николая Федорова согласится, пожалуй, любой гражданин республики.
Предпринимателями не рождаются, а становятся. Помня об этом, городской центр занятости Новочебоксарска обучил 108 безработных специальностям, позволяющим организовать собственное дело, провел специальные тренинги.
В рамках реализации Республиканской программы государственной поддержки и развития малого предпринимательства до 2010 года городская администрация ищет эффективные пути вывода малого бизнеса на широкую дорогу. Например, ежегодно проводятся различные «конкурсы мастерства». Эти смотры становятся серьезной школой обмена опытом.
Даже скептики сегодня признают, что субъекты малого предпринимательства Новочебоксарска осваивают общественно значимые ниши в производстве, сфере услуг, которые по тем или иным причинам малопривлекательны для крупного бизнеса.
С дальнейшим их развитием связывают надежды на решение ряда социально-экономических проблем, формирование рациональной структуры городского хозяйства, роста доходной части бюджета. В такой ситуации нужна своя муниципальная программа поддержки и развития малого предпринимательства. Но ее обещают разработать лишь к началу нынешнего лета.
Конечно же, основное количество действующих фирм сосредоточено в столице республики -74,4 процента от общего их числа. На них получают свыше 80 процентов всей выручки. По темпам роста Чебоксары теснят Новочебоксарск, пригородный Чебоксарский район и Канаш. Это говорит о долгожданной тенденции, когда площадками для развития предпринимательства становятся районы, где пока остро стоят вопросы трудовой занятости населения.
В Новочебоксарске малый бизнес вкупе со средним играет важную роль в экономической и социальной жизни. Не требуя крупных стартовых инвестиций, они обеспечивают быстрый оборот ресурсов, оперативно и адекватно реагирует на изменение конъюнктуры рынка.
По информации координационного совета по поддержке и развитию малого предпринимательства, созданного при мэрии, «погоду делают» 480 юридических лиц. Сегодня в этой сфере занято 6,9 тысячи человек (с учетом 3760 индивидуальных предпринимателей) или 15,1 процента от среднегодовой численности работающих в экономике города.
«Действовать в интересах граждан», - так обозначил главную задачу предстоящей реформы руководитель администрации Президента Чувашии Энвер Аблякимов.
Открывая первое заседание правительственной комиссии, он подчеркнул, что административная реформа направлена не только на повышение качества и доступности государственных услуг, но и на ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность, включая уменьшение давления на бизнес, а также на повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти. Предстоит разработать механизмы противодействия коррупции, а также досудебного обжалования решений и действий госорганов и должностных лиц. А министр финансов Николай Смирнов уточнил: «По сути, речь идет об эффективности публичной власти, с которой гражданам Чувашии должно быть легко взаимодействовать».
Министерства республики уже подготовили свои предложения к разрабатываемой сейчас программе проведения административной реформы в Чувашской Республике на 2006-2008 годы. Как проинформировала членов комиссии министр экономического развития и торговли Чувашии Гульмира Акимова, проект будет рассмотрен в ближайшее время правительством республики.
Кстати, в положениях о министерствах и ведомствах немало «избыточных и дублирующих функций, которые необходимо устранить». Кроме того, будут разработаны регламенты министерств. Граждане будут знать, куда обращаться по тому или иному вопросу и сколько уйдет времени на решение проблемы. В этих документах будут обозначены жесткие сроки рассмотрения запросов граждан, в интересах которых и начата эта большая работа.
Проблема ограничений продажи алкогольной продукции в Чувашии стоит остро. Ведь в начале весны 1420 обладателей лицензий предлагают горячительные напитки в 3344 торговых точках республики.
На расширенное заседание правительственной комиссии по государственному регулированию в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции созвали депутатов местного парламента и глав администраций городов и районов республики. Вопрос был поставлен ребром: необходимы дополнительные ограничения времени розничной продажи водки и крепких вин. Министр экономического развития и торговли Гульмира Акимова заявила, что проект постановления носит достаточно острый характер, поскольку затрагивает интересы не только бизнеса, но в первую очередь - населения, его здоровья, заботы о подрастающем поколении. Конструктивный диалог поможет выработать общие правила по реализации алкогольной продукции в Чувашии. Оказывается, в некоторых торговых точках, имеющих лицензию (а таких в республике 12 процентов), водку можно купить в любое время дня и ночи. Определились и «рекордсмены». Например, в Козловском районе круглосуточно продает алкоголь каждый второй, в Канаше и Новочебоксарске - каждый третий. В Мариинско-Посадском и Цивильском районах, а также в Алатыре — каждый четвертый магазин. Кроме того, 59 таких «точек» торгуют уже с 6 часов утра, а 160 - работают позже 23 часов.
Почему вновь заговорили о запретах? По мнению заместителя министра внутренних дел Чувашии Юрия Шаповалова, почти четверть преступлений совершается в состоянии алкогольного опьянения. А круглосуточные магазины неожиданно превратились в центры напряженной криминогенной обстановки. Кстати, проект постановления «О дополнительных мерах по упорядочению розничной продажи алкогольной продукции» разработан в соответствии с новым алкогольным законодательством и с учетом жалоб и обращений населения республики.
Предлагается установить время розничной продажи алкогольной продукции с содержанием спирта больше 15 градусов в магазинах, размещенных в жилых домах, с 8 до 20 часов. Круглосуточную продажу, скорее всего, разрешат в городских и сельских магазинах с общей площадью торгового зала не менее 500 и 100 квадратных метров соответственно. Не подпустят «зеленого змия» к детским, учебным, лечебно-профилактическим и культовым учреждениям ближе 100 и 50 метров (для городов, поселков городского типа и сел). «Нам необходимо мнение каждого», - заверили в Минэкономразвития Чувашии, приглашая всех к обсуждению данной темы. Чтобы обратная связь была устойчивой, названы не только телефоны «горячей линии», но и открыт адрес электронной почты.
В Чувашии для обеспечения безопасного пропуска весеннего паводка и предотвращения возможных чрезвычайных ситуаций подготовлены аварийно-спасательные формирования численностью более трех с половиной тысяч человек, около 700 единиц техники.
Это вынужденная мера, ведь свежи еще в памяти последствия прошлогоднего разгула водной стихии. Тогда пострадали 32 объекта в 10 районах и городах. Материальный ущерб составил около восемнадцати миллионов рублей. К тому же на ликвидацию повреждений и разрушений было затрачено более четырех миллионов рублей. Общая площадь подтопления составила более 79 гектаров. Под воду ушло около 17 гектаров сельскохозяйственных угодий, 249 жилых домов в семнадцати населенных пунктах, был поврежден участок федеральной дороги М-7. Вновь показала свой бурный нрав река Цивиль, взяв в осаду Тихвинский женский монастырь, основанный в 1671-1675 годах - бесценную достопримечательность города Цивильска, уникальный памятник архитектуры. Кстати, в республике в зоне паводковых вод находится свыше трех с половиной тысяч различных гидротехнических сооружений, в том числе 1062 гидроузла капитальной постройки и Чебоксарская ГЭС.
В целях оперативного решения вопросов действует межведомственная противопаводковая комиссия.
Санаторий «Надежда», который находится недалеко от столицы Чувашии, по праву считается одной из лучших здравниц республики. Недавно его директор и главный врач Ирина Куданова удостоена диплома IX Всероссийского конкурса «Женщина - директор года 2005 года» и медали. В числе победителей она и в республиканском конкурсе в номинации «С заботой о людях », а в региональном - получила звание «Женщина - лучший предприниматель России». Наконец, сама здравница стала победителем конкурса «Лидер туриндустрии.
- Дело не в наградах, – скромно замечает Ирина Васильевна, - а в том, что в последнее время мы действительно много вложили в развитие санатория. Поток отдыхающих постоянно растет. В прошлом году у нас поправили здоровье около 3500 человек из разных уголков России.
В «Надежде» домашняя обстановка, уютно, красиво все говорит о санатории как о здравнице высшего класса. Опытные медики и сами пациенты знают, что лечение надо начинать с очищения организма, потому что тогда он способен правильно реагировать на лечебные процедуры. Очищение начинают в «Школе здоровья «Надежда» со сбалансированного питания, психологической разгрузки, плавания в бассейне и других процедур.
По желанию гостей организуются экскурсии на любой вкус в Свято-Троицкий монастырь, по вечерним Чебоксарам, в кинотеатры и другие привлекательные места. Можно сыграть в «Поле чудес», спеть под баян и караоке или посидеть в уютном баре, послушать музыку.
Большой популярностью пользуется минеральная вода, которую добываем и разливаем из собственных скважин «Сывлах» и «Родник Надежды», освященных церковью. Истинное наслаждение доставляют йодобромные ванны.
Наш девиз – «работаем для клиента» – подтверждается позитивными результатами. Почивать на лаврах не собираемся, будем стремиться к лучшему.
Только в нынешнем марте пассажирские перевозки в городах и районах Чувашии собираются передать муниципалитетам, хотя это предписывалось сделать еще в минувшем году. Тем временем и на межмуниципальных автобусных маршрутах, проложенных по республике, свои правила диктуют государственные функционеры.
Административный «наезд»
Каждый день около пятисот автобусов с пассажирами на борту колесят по пригородным и междугородным маршрутам. Сидящим в автобусе, по большому счету, все равно, кому принадлежит транспортное средство - госпредприятию или частнику. Пассажирам важно добраться до пункта назначения вовремя и без проблем. И уж тем более мало кого из них интересует, что все маршрутные автоперевозки теперь призвано организовывать Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашии, или, коротко, минградострой.
Вообще, пассажирский транспорт республики не первый год пытаются привести в цивилизованный вид. Сначала под флагом «совершенствования управления» работало Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашии. Но его неповоротливость стала притчей во языцех. Неудивительно, что, по информации официального портала органов власти Чувашии, в прошлом году пассажирооборот на автотранспорте общего пользования в республике сократился почти на 15 процентов. Само министерство было реорганизовано и, словно шагреневая кожа, сжалось до отдела транспорта в минградострое. Теперь это немногочисленное подразделение определяет государственную транспортную политику в республике.
Между тем первые же шаги новой госструктуры насторожили перевозчиков, стремящихся к прозрачности в этом бизнесе. Так, ни с того ни с сего чиновники затеяли переоформление маршрутных документов.
Нет, против перерегистрации никто из законопослушных предпринимателей не возражает, если понятно, по каким критериям она проводится. Еще в апреле прошлого года в республике были приняты документы, регламентирующие требования к претендентам на право осуществления регулярных автомобильных пассажирских перевозок. Оговорено, что «определение перевозчиков на маршрутах осуществляется на основании объективной оценки их квалификации в обеспечении безопасности перевозки пассажиров, состояния транспортной и финансовой дисциплины, наличия производственной базы для технического обслуживания и ремонта автобусов, требуемого подвижного состава, его технического состояния, предложений по стоимости услуг и предоставлению льгот». Причем отбор делается на конкурсной основе. И конкурс должен быть открытым: предусмотрено, что извещение о его проведении публикуется в средствах массовой информации. Из этого сообщения все заинтересованные лица могут получить сведения о времени и месте конкурса, требованиях к его участникам, порядке и сроках подачи конкурсных заявок.
Все доступно и просто. Но бывалые операторы пассажирских автоперевозок как ни старались, так и не смогли вспомнить, когда в республике проводился конкурсный отбор на тот или иной маршрут, тем более в открытом режиме.
Впрочем, в обнародованном положении об открытом конкурсе предусмотрительно зафиксировано, что «в отдельных случаях организатор пассажирских перевозок вправе назначить перевозчика на определенный маршрут без проведения конкурса на период до проведения очередного конкурса». Причем этот период не должен превышать полгода. И «отдельные случаи» тоже определены: при досрочном прекращении пассажирских перевозок на существующих маршрутах по вине перевозчика, недостаточном количестве заявок для проведения конкурса.
Ликвидация министерства в этот перечень явно не укладывается.
«А вас, «АвтоВАС», я попрошу...»
Одним из первых, кто почувствовал чиновничье сопротивление, оказалось акционерное общество «АвтоВАС» («Автовокзалы и автостанции»). Эта чебоксарская компания, занимающаяся отправкой пассажиров и продажей им билетов, несколько лет назад сама начала осваивать маршрутные перевозки. Сейчас у ОАО 23 действующих междугородных маршрута, в том числе три межобластных.
Останавливаться на этом фирма не намерена. Еще когда существовал Минтранс Чувашии, туда были направлены документы для утверждения автобусных маршрутов в Батыревском районе. Но бумагам «АвтоВАСа» так и не дали хода. Теперь их положили под сукно в транспортном отделе Минградостроя. Опять же без внятных объяснений.
«АвтоВАС», как и подобает, располагает собственной базой для технического обслуживания и ремонта автобусов. Водителя автобуса, прежде чем отправить в рейс, и медицинский работник проверит, и механик, и диспетчер, и перронный контролер. Словом, надзор по полной программе. Тем не менее, компании уже который месяц не переоформляют имеющиеся у нее паспорта маршрутов.
Еще один административный рычаг - расписание перевозок. Долгие его пересмотры привели к тому, что «АвтоВАС» вместе с другими опытными перевозчиками вытеснили с обкатанных не один год, а значит, прибыльных маршрутов.
«Куда бы мы не обращались – глухая стена, - говорит генеральный директор «АвтоВАСа» Владимир Палеев. – Никто не отказывает, но и ничего не предпринимается. Но мы не хотим уподобляться тем, кто добывал себе выгодные маршруты не на открытом тендере, а в высоких кабинетах».
Ситуация более чем странная: новоиспеченным перевозчикам, у которых, по информации местных СМИ, лишь по одной собственной «Газели» и никакого опыта в этом бизнесе, дают зеленый свет, утверждая более 20 паспортов внегородских автобусных маршрутов. Или передают время автобусного отправления, принадлежавшее другим перевозчикам. Одному из таких индивидуальных предпринимателей досталось целых 33 рейса в «хлебном» направлении. Хотя у него, как пишут местные газеты, всего четыре собственных автобуса. Владелец двух личных машин получил расписание на 25 рейсов.
Само собой напрашивается вопрос: как эти перевозчики будут соблюдать требования по безопасности на арендованном подвижном составе, не имея производственной базы и не проводя медицинского освидетельствования водителей? Ответ очевиден.
Машинная возня
С нового года на чувашских автоперевозчиков свалилась другая напасть: их лишили государственной поддержки за обслуживание льготников. Если в прошлом году субсидии, выделяемые для покрытия потерь от перевозки льготных категорий пассажиров, распределялись между крупными транспортными организациями республики, то нынче бюджетные вливания предназначены лишь республиканскому государственному унитарному предприятию «Чувашавтотранс».
Чиновники разводят руками, ссылаясь на решение свыше: дескать, есть постановление Кабмина Чувашии, по которому льготные субсидии согласно представленным документам получают только госпредприятия.
Наверное, «Чувашавтотранс», по-прежнему считаясь основным перевозчиком пассажиров в республике, и нуждается в дополнительных ассигнованиях, но только, как говорится, не в коня корм. Если верить сведениям, опубликованным в газете «Советская Чувашия», в 2002 году предприятие, насчитывавшее 1100 транспортных единиц, получило в качестве дотаций 144 миллиона рублей. В 2003-м осталось 769 автобусов, но дотации увеличились на 64 миллиона рублей. Сейчас же оставшиеся автобусы вместе с производственными базами и иным имуществом, необходимым для перевозки пассажиров, переданы в аренду многочисленным обществам. Арендовали частники и половину из закрепленных за РГУП автобусных маршрутов. Само предприятие, как говорится, лежит на боку, находясь в предбанкротном состоянии. Здесь введено внешнее управление. Тем не менее, предполагаемая сумма субсидий «Чувашавтотрансу» на этот год превышает 200 миллионов рублей. Закономерен вопрос: куда и на что пойдут бюджетные средства?
Льготники, для которых резко сократились доступные рейсы, недоумевают: почему нельзя оказывать бюджетную поддержку всем транспортникам, обеспечивающим проезд льготных категорий пассажиров? Тем более, это никак не противоречит указанию министра транспорта России Игоря Левитина, который рекомендовал распределять федеральные средства на возмещение льготных поездок между всеми перевозчиками пропорционально понесенным затратам.
Дабы не прослыть бессердечными людьми, частные перевозчики сами пошли навстречу заслуженным землякам: пускают их в свой транспорт бесплатно, но по квоте. Конечно, неофициальной. Например, в Моргаушском районе сажают по одному льготнику в «Газель», по два-три - в «ПАЗ».
Но эта личная инициатива, разумеется, не делает погоды на всем рынке пассажирских перевозок. Между тем есть болевая точка, нуждающаяся в срочном хирургическом вмешательстве транспортных ведомств республики, - так называемый «дикий» извоз.
Картина, знакомая многим отъезжающим с центрального автовокзала в Чебоксарах: поутру здесь появляются крепкие парни и, напрягая голосовые связки, обещают дешево домчать в Канаш, Вурнары или Алатырь... Эти горлопаны призваны уводить от кассы потенциальных пассажиров официальных перевозчиков. Только на маршрут Чебоксары-Канаш параллельно автобусам, совершающим 102 рейса, ежедневно выходит более 20 альтернативных микроавтобусов. Их нелегальные владельцы, заманивая людей в свои салоны, не несут никакой ответственности. Потому что нет у них ни паспортов маршрутов, ни расписаний движения, хотя за такие прегрешения Кодекс об административных правонарушениях предусматривает штраф до 20 минимальных размеров оплаты труда. Не соблюдается и расчетное время в пути, которое гарантирует безопасность. Главное для таких «леваков» - набить свой карман.
В результате, по примерным подсчетам, центральный автовокзал в Чебоксарах ежемесячно недобирает до 500 тысяч рублей кассовой выручки. От «левых» рейсов несет убытки и Канашский автовокзал.
Нелегалы избалованы бесконтрольностью, а чиновники от транспорта смотрят на их ухищрения сквозь пальцы. Но официальные перевозчики не теряют надежду, что выход есть и из такой, казалось бы, тупиковой ситуации. Надежда эта связана с чувашским управлением Федеральной антимонопольной службы России. Так, в прошлом году УФАС, как сообщила его пресс-служба, вынесло предписание республиканскому Министерству транспорта и дорожного хозяйства, нарушившему закон о конкуренции. Дело в том, что служащие Минтранса необоснованно отказали индивидуальному предпринимателю Александру Акимову, собирающемуся открыть дополнительный рейс на действующем маршруте Алатырь-Чебоксары. Говорят, когда по предписанию антимонопольщиков был оштрафован высокопоставленный работник Минтранса (теперь уже, правда, бывшего), это возымело эффект: чиновник стал куда как лояльнее к частникам.
Представьте, что получится, если столь радикальное средство испытают и на нынешних кураторах чувашского транспорта…
Треть территории Чувашии занята лесами. Половину лесного фонда составляют мягколиственные породы деревьев. Основной массив леса расположен в труднодоступных местах из-за холмистого рельефа и значительного количества оврагов.
Большинство предприятий отрасли - мелкие и средние. Лесозаготовка и деревообработка сосредоточены в трех районах республики (Алатырском, Ибресинском и Шумерлинском). Основные мебельные производства сконцентрированы а Чебоксарах и Новочебоксарске. На юге республики расположена Алатырская бумажная фабрика – единственное в Чувашии целлюлозно-бумажное предприятие, перерабатывающее вторичное сырье – макулатуру.
Вклад лесопромышленного комплекса в экономику республики невелик. По итогам 2005 года отрасль обеспечила более 4 процентов от общего объема отгруженной продукции обрабатывающих производств республики и около 6 процентов налоговых поступлений в бюджетную систему.
Сокращается уровень освоения расчетной лесосеки. Только за прошедший год он упал с 67 до 48 процентов. Лесоустройство не проводилось с середины 1990-х годов. Причина, на мой взгляд, в том, что у леса нет хозяина. Принятые в конце прошлого года решения о передаче в долгосрочную аренду лесных участков «буксуют» в кабинетах чиновников Агентства лесного хозяйства, несмотря на то, что есть желающие, проведены публичные слушания и вопрос передачи лесного фонда в аренду сроком на 25 лет одобрен администрацией Алатырского района, собранием депутатов и населением.
Убежден, что с появлением рачительного хозяина повысится эффективность использования лесных ресурсов за счет строительства лесных дорог, применения современной лесозаготовительной техники, глубокой переработки древесины и будет наведен элементарный порядок в отрасли.
Сегодня лесопромышленный комплекс является самым проблемным, находясь в глубоком структурно-экономическом кризисе. Из года и год предприятия отрасли снижают производственные и финансовые показатели. Это стало уже притчей во языцех. Морально и физически устаревшее оборудование ограничивает выпуск конкурентоспособной продукции, снижает производительность труда, ведет к дальнейшему падению объемов производства. Слабый менеджмент, незнание рынка, отток квалифицированных кадров из-за низкой заработной платы, несовершенная система смены неэффективного собственника еще больше усугубляют положение предприятий.
Для восстановления производственного потенциала отрасли и ее динамичного развития принята и реализуется республиканская программа развития лесопромышленного комплекса Чувашской Республики на 2005-2010 годы.
Создан координационный совет по лесопромышленному комплексу Чувашской Республики, в который вошли представители органов исполнительной власти и предприятий отрасли. Главная его цель – содействовать выработке консолидированных решений, единых подходов, направленных на стабилизацию дел.
Есть первые положительные сдвиги. Так, в октябре 2005 года по инициативе ряда предприятий создана Ассоциация лесопромышленников Чувашии, вошедшая в Союз лесопромышленников и лесоэкспортеров России. Заключены первые контракты с зарубежными партнерами.
На двух ведущих мебельных предприятиях ООО «Астек-Элара» и ЗАО «Чебоксарская мебельная фабрика» начаты работы по внедрению международных стандартов качества.
На 20 процентов увеличились инвестиции в тех перевооружение и модернизацию производства, прежде всего по глубокой переработке древесины.
Для повышения престижа профессии лесоруба министерством совместно с Агентством лесного хозяйства по Чувашской Республике впервые за 10 лет проведен республиканский конкурс профессионального мастерства «Лучший вальщик леса - 2005».
Сегодня, в День водных ресурсов, в самом молодом городе Чувашии Новочебоксарске, на излучине рек Волги и Цивиль, стартовала экологическая акция «Неделя воды».
Горожан ждет череда разнообразных мероприятий информационно-просветительского характера с экологическим уклоном. Так, дни открытых дверей пройдут в «Водоканале» и на биологических очистных сооружениях». В рамках республиканской целевой программы «Обеспечение населения Чувашкой Республики качественной питьевой водой на 2005-2008 годы» в Художественном музее города открыта выставка, где представлены системы и бытовые приборы для очистки воды, «минералка», добываемая из местных недр.
Пока взрослые будут обсуждать за круглым столом проблемы и перспективы развития водоснабжения и водоотведения, молодежь ждут в клубах, библиотеках. Несколько докладов-презентаций, таких как «Мультимедийная энциклопедия реки Цивиль», подготовили члены химико-экологического клуба «Воины за радугу».
Обязательно будут желающие поучаствовать в Российском национальном конкурсе водных | проектов старшеклассников в Москве. Экологическая дружина «Муравейник» приглашает на свой сбор любителей природы. Лыжный поход 3-й степени сложности. посвященный Дню воды проведут новочебоксарцы на Кольском полуострове и в Хибинах. А в школе олимпийского резерва состоятся соревнования по плаванию среди юношей в рамках физкультурно-массового мероприятия «Голубая дорожка»
Также мэрия организует установку водосчетчиков в квартирах ветеранов труда, инвалидов. Итоги «Недели воды» подведет телепередача «Звонок в мэрию» с участием главы города.
В 6-й межрегиональной выставке-ярмарке «Картофель, овощи, фрукты-2006», проходившей 15-18 февраля во Всероссийском выставочном центре в Москве, приняли участие двенадцать потребсоюзов. Представители девяти из них – Архангельского, Калужского, Марийского, Мордовского, Орловского, Пермского, Свердловского, Смоленского и Чувашского – активно работали непосредственно на ВВЦ.
Заключены предварительные договорные соглашения на поставку 3900 тонн картофеля урожая 2006 года. Из них организации потребительской кооперации Орловской области намерены отгрузить заказчикам 1100 тонн картофеля, Пермского края – 2000 тонн, Чувашской Республики – 600, Смоленской области – 200 тонн.
Кооператорами дана высокая оценка представившейся возможности установить личные деловые контакты со многими оптовыми покупателями столицы, что очень важно для наращивания объемов поставок уже в ближайшем будущем.
Любопытно закончилось рядовое заседание президиума Государственного Совета Чувашской Республики. В числе других вопросов повестки дня было рассмотрено обращение Союза военнослужащих запаса и в отставке об установлении шефских связей с 40-й отдельной мотострелковой Краснодарско-Харбинской дважды Краснознаменной бригадой и присвоении ей имени героя гражданской войны В. И. Чапаева.
Президиум поддержал эти предложения и попросил правительство республики обратиться с ходатайством в Министерство обороны Российской Федерации.
Забыты славные традиции. Минувшей осенью лишь небольшая группа активистов отмечала 40-летие дружбы Чувашии с бывшей знаменитой Чапаевской дивизией, о которой нынешние парни даже не слышали. Лишь избранным выпадала честь служить в ней, призывников провожали по комсомольским путевкам. К сожалению, в 90-е годы прошлого века дивизия, ранее дислоцированная на Украине, была расформирована. Ветераны задались целью не на словах, а на деле возродить интерес к Российской Армии. Потому-то и вспомнили о подвигах легендарного земляка. Не дожидаясь, пока инициативу одобрит высшее военное командование, энтузиасты начали готовить материал о начдиве для военнослужащих мотострелковой бригады. Благо в Чебоксарах действует музей Василия Ивановича Чапаева с уникальными экспонатами.
Жительница Козловского района получила срок за фальсификацию подписи избирателя.
Правда, осуждена она лишь к одному году лишения свободы условно с испытательным сроком на год. А ведь за нарушение избирательного законодательства Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена ответственность в виде штрафа, либо лишения свободы на срок до четырех лет. Напомним законопослушным гражданам, что избирательные документы изготовляются исключительно по распоряжению и под наблюдением соответствующей комиссии и подвергаются строгой отчетности. Каждый избиратель, получив бюллетень, голосует лично.
Об этом хорошо знала член участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Однако именно она в день выборов умышленно подделала в списке избирателей подписи законного супруга. Во время выборов он находился в служебной командировке за пределами республики и, конечно же, не мог реализовать свое конституционное право. Заботливая жена до конца билась за высокий процент явки на вверенном ей участке – видно, очень хотелось получить премию. Взяв бюллетени для голосования, за которые расписалась, подделав подпись мужа, женщина поставила в них соответствующие отметки напротив предпочитаемых ею кандидатов и опустила бумаги в урну для голосования. Прокурором республики было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 142.1 УК РФ «Фальсификация итогов голосования».
21 февраля в Москве на 72-м году жизни после тяжёлой болезни скончался поэт Геннадий Айги.
Геннадий Николаевич был народным поэтом Чувашии, командором Ордена искусств и литературы Франции, лауреатом премий Французской академии, Франческо Петрарки, Андрея Белого, первым лауреатом премии имени Бориса Пастернака, обладателем целого ряда международных наград и в продолжение многих лет выдвигался на Нобелевскую премию. Его стихи переведены на большинство европейских языков.
Поэт-авангардист, один из лидеров русской неофициальной поэзии, получивший мировую известность, родился 21 августа 1934 года в деревне Шаймурзино Батыревского района в семье сельского учителя. До 1969 года носил фамилию Лисин.
Большое значение имели для Айги встречи с Борисом Пастернаком, посоветовавшим молодому поэту, писавшему по-чувашски, перейти на русский. С 1970-х годов русские стихи Айги переводятся на основные европейские языки. А в России поэт широко публикуется начиная с 1991 года.
Айги писал на родном языке, русском и французском. Переводил с чувашского, открыв родную культуру миру, и на чувашский с французского, венгерского, польского...
17 января в Москве состоялся последний авторский вечер поэта.
«Подобно птице, человек покидает своё гнездо, совершает круг и приходит туда, откуда выпорхнул в жизнь», – Геннадий Айги завещал похоронить себя на Родине, в Чувашии.
Дан старт подготовке к 23 Кубку мира по спортивной ходьбе. Как известно, Международная ассоциация легкоатлетических федераций, обсудив доводы претендентов, решила провести его в 2008 году в Чебоксарах.
Вступил в силу указ главы Чувашии Николая Федорова. В нем определены предельно сжатые сроки. Так, Кабинету министров республики поручено до 31 марта текущего года разработать и утвердить комплексный план мероприятий по подготовке и проведению всемирного спортивного форума. Хотя в 2003 году столица уже принимала участников 5 Кубка Европы, продолжается реконструкция и строительство спортивных сооружений. Среди первоочередных задач - улучшение технического оснащения телевизионного и радиовещания, а также обеспечение удобного доступа к сети Интернет для участников, организаторов соревнований и представителей средств массовой информация.
Администрации Чебоксар предстоит позаботиться о повышении качества обслуживания и торговли. Строгий спрос будет и за внешний вид фасадов зданий, интерьеров помещений и благоустройство прилегающих территорий.
Министр по физической культуре, спорту и туризму Чувашии Вячеслав Краснов уточнил, что Чебоксары будут принимать участников ХХIII Кубка мира по спортивной ходьбе с 9 по 12 мая 2008 года. По его мнению, предстоит большая работа по доведению спортивных объектов и городских инфраструктур к соответствующим требованиям, предъявляемым Международной ассоциацией легкоатлетических федераций. А целенаправленная подготовка спортсменов Чувашии, занимающихся спортивной ходьбой, уже началась. Тому свидетельство — высокие результаты ведущих скороходов Олимпиады Ивановой, Веры Соколовой, Елены Николаевой, Владимира Андреева и других.
Автобус одного из чувашских автотранспортных предприятий, следовавший по маршруту Чебоксары – Киров, в пути загорелся дважды. К счастью, обошлось без жертв.
Как сообщили в самой фирме, неладное заметили водители – забарахлил датчик зарядки аккумуляторной батареи. Неопытные шоферы могли бы просто не заметить или не обратить внимания на этот пустяк, поскольку до пункта назначения оставалось недалеко. Но в данном случае автобусом управляли профессионалы, всю жизнь проработавшие на одном предприятии. Остановив автобус, они принялись искать причину неисправности приборов. Из моторного отсека старого «Сетро» повалил дым, пламя вот-вот могло перекинуться в салон. Очаг возгорания потушили, но далеко отъехать не удалось. Машина опять начала дымить. Вызвали пожарных, но их помощь не потребовалась – и с повторным возгоранием чебоксарцы справились сами. Специалисты отмечают: спасти машину и, возможно, пассажиров удалось только благодаря четким, грамотным и оперативным действиям водителей. А сгорают автобусы быстро: за 6-8 минут от машины остается один искореженный металл.
ЧП со старым автобусом еще раз напомнило об острой проблеме чувашских транспортников. Автобусный парк, осуществляющий межобластные и междугородные перевозки, изношен. При норме 700 тысяч километров фактический пробег машин составляет 2-2,5 миллиона километров. «Сетро», заставивший изрядно поволноваться пассажиров, выпущен 28 лет назад и полностью отработал свой ресурс. Но новые автобусы государственным перевозчикам не по карману.
В конце прошлого года ОАО «Газпром» объявил о создании новой программы «Газпром – детям». Слова не разошлись с делом. В минувший понедельник распахнул свои двери новый спортивный комплекс в Чувашской Республике.
Районный центр – село Красноармейское расположено в нескольких десятках километров от Чебоксар. В селе есть школа, детские сады и ясли, поликлиники, магазины и... даже свой герб, флаг и, конечно же, предание. Оно гласит, что пришли в эти места чуваши еще в XIV веке под предводительством воина Уби-Батора. Доблестные вояки прославились своей силой, храбростью, мужеством, а их жены отличались необычайной красотой и грацией.
С тех пор утекло много воды, но, видимо, дух первых поселенцев этих мест до сих пор сказывается на спортивном, соревновательном духе нынешних обитателей села. Наверное, поэтому именно здесь было решено открыть современный спорткомплекс общей площадью более 3 тысяч квадратных метров, второй по счету объект в рамках проекта «Газпром» – детям». Спортивный центр, но поменьше – 1600 квадратных метров – был сдан в эксплуатацию две недели назад в селе Починки Нижегородской области. Так что, связывая эти события, можно с уверенностью сказать о хорошем почине «Газпрома».
Чувашский комплекс по уровню оснащения спортивным оборудованием на сегодняшний день превосходен, он является одним из самых современных спортивных сооружений Приволжского Федерального округа.
Торжественно открыть новую спортивную достопримечательность прибыли первый вице-премьер правительства РФ и председатель совета директоров «Газпрома» Дмитрий Медведев, председатель правления ОАО «Газпром» Алексей Миллер, президент Республики Чувашия Николай Федоров, генеральный директор ООО «Волготрансгаз» Игорь Щеголев. Алую атласную ленточку доверили перерезать пятикратной чемпионке Европы, олимпийской чемпионке, заслуженному мастеру спорта России по художественной гимнастике Алине Кабаевой.
Осматривая комплекс, известная спортсменка заметила: «Сооружение очень просторное, дышится здесь легко и свободно. Я сама бы с большим удовольствием занималась в этих залах. Здесь все создано для будущих спортивных побед, которых я от всего сердца желаю юным жителям Красноармейского».
Здание впечатляет своими масштабами и неординарными архитектурными находками. На трех этажах комплекса разместились игровой зал с площадками для мини-футбола, волейбола, большого тенниса, баскетбола, бадминтона. Под крышей нарядного бело-синего сооружения нашлось просторное место для тренажерного зала и зала для фитнеса. Как рассказали корреспонденту «РГ», специально для комплекса было закуплено спортивное оборудование только известных фирм. Это позволит готовить спортсменов самого высокого уровня. Кроме спортивных залов в комплексе есть медицинский кабинет, уютные душевые и раздевалки, кафе.
«Сегодня мы, по сути, даем старт новому этапу программы «Газпром» – детям», – сказал на церемонии открытия спортивного сооружения первый вице-премьер РФ Дмитрий Медведев. – Речь идет о том, чтобы при поддержке «Газпрома» реконструировать инфраструктуру, вдохнуть новую жизнь в спортивные сооружения, чтобы дети и здесь, и в других городах имели возможность заниматься спортом. Спорткомплексы смогут посещать не только сотрудники компании, но и все те, кто проживает в этих городах и селах, и это для нас самое главное. В нынешнем и следующем годах «Газпром» намерен выделять по два миллиарда рублей на реконструкцию и строительство спортивных сооружений. В связи с этим можно предположить, что через два года десятки тысяч детей смогут заниматься на подобных спортивных площадках. Нет сомнений, что задача возрождения нормального полноценного клубного отдыха, спортивного возрождения глубинки России теперь будет решена. В открывшемся спорткомплексе сотни мальчишек и девчонок будут участвовать не только в соревнованиях районного и областного значения, но и республиканского уровня».
Председатель правления ОАО «Газпром» Алексей Миллер подчеркнул: «Поддержка детского и юношеского спорта становится одним из приоритетных направлений социальной политики компании».
На крытой арене спорткомплекса началось театрализованное действо с участием коллективов самодеятельности компании «Газпром». Музыкальные коллективы, танцоры и танцовщицы, юные спортсмены, гимнастки – выпускницы школы олимпийского резерва сменяли друг друга.
На арену спорткомплекса, словно напомнив собравшимся о некогда модной традиции спортивных скульптур и мозаик, высыпали почти все участники праздника. Дети от мала до велика, кто с лентами и булавами, кто с мячом, кружились в красивых пируэтах, выполняя сложные кульбиты. Заключительным номером стал танец огня.
– Сооружение подобного комплекса для Чувашии – огромное дело, – признался президент республики Николай Федоров. – Я верю, что спорт сделает нас всех счастливее и здоровее. Надеюсь, что такая политика продолжит осуществляться масштабно во всех субъектах России.
Действительно, почивать на лаврах только что открытого спортивного центра руководство «Газпрома» не собирается, ведь планируется ввод комплексов по всей стране.
Специалисты управления государственной экспертизы Минстроя Чувашии всерьез взялись за качество проектов, вернув на доработку более трети из них.
Толчком к ужесточению контроля на начальном этапе строительства послужила не только череда трагических событий из-за техногенных ЧП в стране. В градостроительном ведомстве республики заверили, что это не очередная кампания, а планомерная работа. И так будут поступать до тех пор, пока существует проблема обеспечения строек качественной, отвечающей современному уровню и требованиям проектно-сметной документацией. С начала года была проведена экспертиза по 53 вновь возводимым объектам социальной сферы, жилищно-коммунального хозяйства, газоснабжения. В поле зрения попали также автодороги, мосты, жилые дома. Итог проверки неутешителен: 21 проект забраковали, в 12 из них не была обеспечена конструктивная надежность и эксплуатационная безопасность, 16 - разработаны с нарушением норм. Увещеваниями дело не ограничилось. Были выработаны конкретные предложения по исправлению ошибок и недоработок, а также по совершенствованию проектных решений. По восемнадцати объектам материалы переданы в инспекцию Госархстрой надзора для принятия соответствующих мер.
И, наконец, в Чувашский филиал Федерального лицензионного центра переданы протоколы на приостановление действия лицензий на проектную деятельность по 16 организациям.
Архив прессы
|