Николай Иванович Полоруссов (Шелеби) : критико-биографический очерк
Николай Иванович Полоруссов родился 2(14) мая 1881 года в деревне Новое Узеево, Чистопольского уезда, Казанской губернии, в крестьянской семье. Семья будущего поэта была хранительницей богатых традиций устно-поэтического народного творчества. Прадед поэта некрещёный чуваш Ялак и прабабушка Шелеби были известными на всю округу сказителями и исполнителями сказок, песен, легенд и преданий. Имя прабабушки стало потом литературным именем народного поэта. Устно-поэтические традиции поддерживались и сохранялись в семье Полоруссовых и позже. Много песен и сказок знали и родители Николая. С народно-лирическими напевами и поэтическими образами чувашских сказок и преданий будущий поэт был знаком с детских лет. По этим мотивам были сложены позже Николаем Шелеби
баллада "Эсебе", сказание "О взятии Аксак Тимуром Биляр", "Сказание чуваш обосновании города Константинополя", легенда о Валеме и другие.
Закамье, родина поэта, к концу XIX века уже теряло своё захолустное обличье. На смену застойному патриархально-крестьянскому укладу жизни шли новые, буржуазные порядки. Чувашское население Закамья год от году, всё больше и больше втягивалось в общую сферу капиталистических отношений и связей, в орбиту общероссийской экономики. Давняя близость к русскому народу и его передовой культуре усиливала тягу чуваш к школе и просвещению. Языческие обряды и обычаи сменялись культурными навыками, заимствуемыми у русских. Отец Николая Шелеби первым в деревне отказался от обряда празднования чувашской пятницы и перешел к соблюдению воскресных дней, за что и получил прозвище полоруса, которое закрепилось за семьей Шелеби в качестве официальной фамилии.
В 1891 году Николай поступил учиться в начальную земскую школу в соседнем селе Мокшине, которую окончил в 1895 году. Учиться дальше ему не пришлось. Скудная жизнь приковала его к земле, единственному источнику существования большинства населения Закамья. И свыше десяти лет Н. Полоруссов прожил безвыездно в родной деревне, занимаясь крестьянским трудом.
Развитие культуры и грамотности среди чуваш Закамья, несмотря на близость к русскому народу, шло в условиях царской России очень медленно. Долгое время Н. Полоруссов был единственно грамотным человеком в деревне. К первому грамотею, естественно, очень часты были случаи обращения односельчан с личными и общественными просьбами, связанными с выполнением
"казённых" хлопот и повинностей. Стоять в стороне от забот и общественных интересов земляков Николай Иванович не мог. Практика общественной жизни сама толкала к активному участию в ней, к пополнению нужных для этого знаний, к усиленной работе над собой, к самообразованию.
Живя той же трудовой жизнью, теми же заботами, что и односельчане, Н. Полоруссов не мог не видеть темноты, отсталости, скудости, придавленности трудовых слоев чувашской деревни. Желание быть полезным в борьбе за лучшую долю земляков назревало у Полоруссова естественно. Конкретное воплощение оно нашло в его литературно-творческой деятельности.
В часы досуга Н. Полоруссов записывает чувашские народные песни, то проникнутые лирической грустью, то полные чаяний о лучшей доле и сатирического обличения сельских богатеев и коштанов, полицейских чинов и попов, которые
"мертв иль жив - не разбирают, деньги всё равно сдирают". Знакомство в 1903 - 1905 годах с местным учителем А. Кузьминым и его помощь приблизили Н. Полоруссова к богатствам русской классической и зарубежной литературы. Светлые образы народно-драматических
произведений А. Н. Островского, песен и стихотворений А. В. Кольцова и Н. А. Некрасова, полные революционно-романтического пафоса поэмы А. М. Горького становятся для Н. Полоруссова такими же близкими, как и поэтические образы родного фольклора, и сопутствуют поэту на протяжении всей его дальнейшей творческой биографии.
Начало литературной деятельности Н. Полоруссова относится к годам первой русской революции. Веками копившаяся в народе жгучая «ненависть к царскому строю и его слугам, ощущение силы народных масс, восставших против этого строя, вылилось у Н. Полоруссова в форму остро-сатирической песни
"Россия"; построенная как и большинство народно-сатирических песен, на сравнениях и контрастах, песня едко обличала паразитизм царской бюрократии, полицейщины и поповщины, повествовала о полуголодном и бесправном положении народных масс.
«…»Вторым по времени произведением Н. Полоруссова явилось стихотворение «Змей», основным идейным мотивом которого был мотив торжества социальной справедливости.
«…»"Змей" было первым произведением Н. Полоруссова, увидевшим
свет. Написанное в 1906 году, оно было напечатано в 1907 году в чувашской газете
"Хыпар" (Вести), которая вскоре после опубликования стихотворения закрылась. Реакция настигла и единственную газету на чувашском языке.
Опасаясь полицейских преследований, Н. Полоруссов покидает в 1907 году родной край и уезжает в Сибирь. Там он работает в первое время ремонтным рабочим на железной дороге Красноярск - Ачинск, потом уходит на золотые прииски. В 1910 году Н. Полоруссов получает земельный надел, переводит к себе семью и вновь принимается за крестьянский труд.
"Не имея возможности печататься на родном языке, Н. Полоруссов в те годы писал мало. Опубликованы им были тогда лишь два небольших сатирических стихотворения о нравах железнодорожных и приисковых чиновников. Написанные на татарском языке, они были помещены в татарских газетах
"Казан мухбире" (Казань) и "Вакыт" (Оренбург). Но интересоваться русской и родной литературой поэт не переставал. Усиленно читал и занимался самообразованием.
«…»Новый революционный подъём, начавшийся в стране, побудил поэта покинуть Сибирь и вернуться в родное Закамье, поближе к своему народу, к гуще событий. Волна общественного подъёма захватила и чувашские трудовые массы. Участились случаи выступления чистопольских и спасских крестьян против отрубников и крупных хуторян, против кулацкого засилья в деревне. Движение перерастало местами в открытые восстания, как это произошло, например, в 1913 году среди крестьян Ядринского уезда.
Непосредственным отражением и поддержкой настроений трудовых слоев чувашской деревни явилось обличительно-сатирическое стихотворение Н. Полоруссова
"Васянка" (1912), в котором поэт показал лицо врага трудовой бедноты - дельца и хищника, чувашского кулака нового времени. Сила этого кровососа, говорил поэт, не в скопидомстве, чем отличались старые чувашские богатеи патриархального склада, а в умении и ловкости растить рубль, заставляя его оборачиваться беспрерывно.
«…»По возвращении из Сибири Н. Полоруссов снова берется за
крестьянский труд, совмещая его с работой учителя школы грамоты в родной деревне. Свободное время он отводит литературно-творческой работе. Но, к сожалению, после создания
"Васянки" поэт отошел на некоторое время от реалистических позиций. Оказавшись, как учитель школы грамоты, под началом миссионерского общества, Н. Полоруссов был буквально понужден миссионерами поступиться своими критико-реалистическими принципами. В 1914 - 1915 годах
"на потребу начальству" он пишет этнографическую поэму "Черемшан и Кондурча" и стихотворение
"Сказание чуваш об основании Константинополя", которые, как признавался позже сам поэт, не делали ему чести.
«…»Одновременно с поэмой "Черемшан и Кондурча" в издании
миссионерского общества в Казани вышло отдельной книжечкой и "Сказание чуваш об основании города Константинополя", проникнутое ложно-патриотическими мотивами оборончества и единения всех народов и сословий России во время войны.
По сравнению с "Россией", "Змеем" и "Васянкой" два названных
произведения Н. Полоруссова представляли явное отступление поэта от своих революционно-демократических взглядов и убеждений.
Однако Н. Полоруссов быстро избавился от этих наносных настроений, от ложно-патриотического угара. Захватнический характер войны,
разрушительное действие её на жизнь народных масс, рост нищеты и разорения крестьян в тылу, смерть и лишения солдат на фронте отрезвляют и поэта. Этому помогло и то, что Н. Полоруссов в 1916 году сам побывал в армии.
Под воздействием революционных событий и сдвигов в жизни родного народа поэт медленно, но неуклонно приближался к утверждению
закономерности победы революции.
Октябрьскую социалистическую революцию Н. Полоруссов принял как воплощение долголетних народных и личных чаяний о свободной и справедливой жизни. С первых дней советской власти поэт включился в активную общественную и культурно-политическую работу среди населения.
В 1918 году трудовые крестьяне Узеева выдвигают Н. Полоруссова за
"нетерпимое отношение к богатеям" в члены комитета бедноты. Одновременно он работает секретарем сельского Совета. Его избирают депутатом Чистопольского уездного Совета. Контрреволюционное кулачество, оживившееся с приходом белогвардейцев в Закамье, готовит расправу с защитником бедноты. Гнусное дело сорвалось: вскоре началось наступление красных войск, и Закамье было очищено от белых.
Погруженный в общественную работу, Н. Полоруссов в первые годы советской власти писал сравнительно немного. Но и то немногое, что было опубликовано им в годы гражданской войны на страницах первых советских газет и журналов, говорило о резком изменении характера его поэзии. События Октября и гражданской войны определили коренной поворот его поэзии от мотивов сатирического обличения социальной несправедливости к утверждению новой, свободной жизни рабочих и крестьян.
«…»С переходом газеты "Канаш" из Казани в новый культурный и административный центр молодой Чувашской советской автономии - Чебоксары, переехал в 1922" году на работу в Чувашию и Н. Полоруссов, крепко связанный с газетой. Круг интересов и занятий поэта расширялся. Кроме службы в культурно-просветительных учреждениях, он занят разнообразной общественной и литературной работой. Поэт ездит и ходит по сёлам и деревням Чувашии и собирает этнографический материал для Первой Всероссийской сельскохозяйственной выставки, пишет очерки и стихи о ростках нового в жизни чувашской деревни, организует литературные кружки при школах, усиленно пополняет свои записи по устному народному творчеству, выступает в сельских клубах и читальнях с чтением своих стихов.
По почину Н. Полоруссова при Чебоксарской школе-коммуне создается школьный драматический кружок, для которого поэт сам пишет пьесы. Там же он организует литературно-творческий кружок, из участников которого выдвинулись потом незаурядные писатели и журналисты. Поэт принимал горячее участие в организации издания нового общественно-литературного журнала
"Сунтал".
«…»Выход в свет отдельной книгой произведений Н. Шелеби и их большая популярность среди читателей определили переход поэта к профессиональному литературному труду. В 1926 году правительство Чувашской республики назначило ему персональную пенсию.
«…»В пору расцвета творческих сил, в 1931 году, Н. Шелеби постигло несчастье. Он ослеп. Но поэт не упал духом и не покинул дела своей жизни - литературно-творческого труда, упорно и настойчиво продолжая создавать новые произведения, ни на один день не отрываясь от общественно-политической и литературной жизни советской страны, содержание которой с каждым годом становилось всё богаче и интереснее. «…»
Поэзия Н. Шелеби глубоко народна по своему характеру. Умелое
применение народным поэтом образно-поэтических и художественно-изобразительных средств народного творчества для целей правдивого показа всей глубины и многообразия жизни советского народа составило основную отличительную особенность поэзии Николая Шелеби. Самобытное творчество народного поэта явилось ценным вкладом в чувашскую литературу.
«…»Он умер 12 января 1945 года.
Сироткин, М. Я. Николай Иванович Полоруссов (Шелеби) : критико-биографический очерк / Михаил Яковлевич Сироткин ; НИИ яз., лит-ры и истории при Совете Министров Чуваш. АССР. – Чебоксары : Чуваш. гос. изд-во, 1956. – 42 с.
|