Васильев В. Чувашский Рафаэль
ЧУВАШСКИЙ РАФАЭЛЬ
Владимир Васильев
В марте нынешнего года
исполняется 125 лет со дня рождения первого чувашского художника с мировым
именем, профессора Алексея Афанасьевича Кокеля.
Учитывая общенациональное
значение его творчества и неоценимый вклад в становление профессионального
изобразительного искусства в Чувашии, Президент ЧР Н.Федоров распорядился
образовать организационный комитет по подготовке к празднованию 125-летия со дня
рождения художника.
Сегодня мы начинаем
публикацию серии эксклюзивных статей, посвященных знаменательной дате. Их автор
— член оргкомитета, кандидат исторических наук доцент ЧГУ Владимир ВАСИЛЬЕВ.
Помню незабвенное, далекое
детство, когда мама, показывая огромный ночной небосвод, усеянный мириадами
мерцающих звезд, говорила, что с рождением человека там зажигается новая звезда.
И я подолгу выискивал и, чего греха таить, до сих пор ищу свою. Но сегодня в
космической бездне высматриваю другую звезду — звезду одного из талантливейших
сынов чувашского народа Алексея Афанасьевича Кокеля, которая 125 лет неугасимо
светит в созвездии ярких представителей человечества. Ее волшебство — в энергии
бесконечной доброты, красоты, гуманности, и она заворожила, пленила меня.
Уверен, что это происходит не только со мной, но и со всеми, кто соприкасается с
ней.
Алексей Кокель родился 13
марта 1880 года в Богом забытой лесной глуши, в селе Тарханы Буинского уезда
Симбирской губернии (ныне Батыревского района Чувашской Республики), в курной
избе, в которой не было даже керосиновой лампы. Мальчик рос шустрым, озорным,
учился на одни пятерки. Его звонкий голос был украшением прекрасного церковного
хора.
Однажды случилось ужасное — в
лютую стужу, во время отпевания жены священника Тарханской церкви, Алексей
простудился и заболел костным туберкулезом. На локтях и боках появилось
множество открытых ран, стало трудно передвигаться. Пришлось расстаться с
любимой школой. Доступным оказалось лишь желанное с детства рисование. Юноша
весь ушел в занятие, ставшее целью и смыслом жизни, помогающее мужественно
преодолевать жестокий недуг.
Летом 1899 года Поволжье
постигло страшное бедствие — засуха. Погиб урожай, начались голод, эпидемии. В
Тарханах умерла почти половина сельчан и пал весь скот. На борьбу с бедой были
направлены врачи, ветеринары, студенты медицинских и ветеринарных институтов из
Казани, Москвы и Петербурга. В Тарханы приезжает студентка Петербургского
женского медицинского института Мария Варганова с подругой-однокурсницей. Она
была близкой родственницей тарханского лесничего Вячеслава Иосифовича Раубе (в
то время на эту должность назначались только лица с высшим специальным
образованием и только по указу из столицы Российской империи). Его жена Мария
Вячеславовна была художницей-любительницей, имела хорошую библиотеку по
искусству. Она много времени уделяла занятиям по художественному развитию
Алексея и фактически стала его первой учительницей рисования.
Увидев альбомы с рисунками
тяжелобольного юноши, девушка была поражена их высоким уровнем и, не сдерживая
своего восхищения, назвала его “чувашским Рафаэлем”. Мария Варганова сумела
убедить родственников в необходимости спасения юного дарования. И на семейном
совете решили отправить Алексея в Петербург на учебу в Императорскую Академию
художеств.
В конце октября 1898 года
Казимира Станиславовна Свенторжецкая, мать В.Раубе, привозит сельского парня на
свои средства в Петербург и устраивает его — из курной избы — жить в Зимнем
дворце! Да, да, в том самом дворце, в котором обитали наместники Бога на земле —
цари необъятной Российской империи.
А.Кокеля срочно оперируют у
известных петербургских хирургов, а затем помогают поступить в Рисовальную
школу.
Многие исследователи
биографии А.Кокеля объясняют этот поворот судьбы счастливой случайностью, а я
вижу в происшедшем сострадание и любовь к ближнему. Именно бескорыстие и
благородство девушек, семьи В.Раубе, художников В. и А.Маковских, Д.Кардовского,
И.Репина, петербургских врачей и многих других спасли жизнь А.Кокелю, а миру
подарили его бессмертное искусство. В 1904 году Алексей Кокель, успешно выдержав
испытательные экзамены, зачисляется под шестым номером на живописный факультет
Высшего художественного училища Российской императорской академии художеств.
Учеба в ней была двухступенчатой: два года в общих (натурных) классах, а затем в
персональной мастерской профессора. Первыми учителями художника стали видные
педагоги Г.Залеман, Я.Ционглинский, В.Савинский.
Через три года А.Кокель
начинает заниматься в индивидуальной мастерской И.Репина. Современники отмечали,
что попасть к великому художнику крайне трудно, так как он был очень разборчив,
порою капризен. Мастер отбирал желающих по приглянувшимся ему работам.
Профессиональную и человеческую симпатию Репина Алексей завоевал “Портретом
чувашской женщины”, написанным маслом в 1905 году по родным тарханским мотивам.
После ухода И.Репина из
Академии профессором-руководителем мастерской назначается его любимый ученик,
помощник Д.Кардовский. У него и продолжил учебу будущий первый профессиональный
художник из чуваш. На всю жизнь останется А.Кокель последователем могучей
реалистической школы выдающихся русских художников П.Чистякова, И.Репина,
Д.Кардовского, которая стала животворящей силой его таланта.
Она проявилась уже в первом
крупном полотне “В чайной”, написанном Алексеем Афанасьевичем в 1912 году в
качестве дипломной работы при окончании Академии художеств. За нее он получил
звание художника с правом заграничной (пенсионерской) поездки во Францию,
Германию и Италию. Картина экспонировалась в 1913 году в Мюнхене, Венеции и
имела успех. Природный дар, помноженный на постоянный, кропотливый труд, вознес
А.Кокеля на одну из высших ступеней изобразительного искусства. Этот красивый,
одухотворенный полет явил планете, что среди многих сотен наций есть и
прекрасный, самобытный чувашский народ!
В феврале 1914 года, в
масленичную неделю, А.Кокель приезжает к И.Репину в знаменитые “Пенаты”. Лучший
выпускник Академии художеств 1912 года, только что вернувшийся из заграничной
поездки, попадает в среду крупных деятелей русского искусства. На фотографии в
журнале “Огонек”, запечатлевшей это событие, мы видим его в кругу самого
хозяина, Ф.Шаляпина и других именитых людей России.
В 1916 году Алексей
Афанасьевич по рекомендации И.Репина начинает преподавать в Харьковском
художественном училище. Сюда он приезжает, чтобы пережить первую мировую войну
(и Репин, и Кардовский хотели видеть талантливого художника только в столице, не
в провинции), но человек предполагает, а Бог располагает. И кратковременный
приезд в Харьков продлился до самой смерти художника - 4 февраля 1956 года.
Особая заслуга А.Кокеля в
том, что он выступил создателем высшего художественного образования на Украине —
стал организатором и первым ректором Харьковского художественного института.
Выдающийся педагог, профессор с 1922 года, он создал знаменитую школу Кокеля и
выпестовал в ней сотни учеников, многие из которых по праву входят в плеяду
замечательных художников мира.
Массу сил и энергии отдал
Кокель созданию и руководству Харьковским филиалом Ассоциации художников
Червонной Украины, каковая в конце 20-х — начале 30-х годов была основным
объединением реалистов на Украине. Посвятив свое творчество отражению
современности, он проявил себя и как подлинный новатор, один из зачинателей
украинской станковой живописи.
Находясь вдали от Чувашии,
Алексей Афанасьевич никогда не оставлял тему родного края. В 1935 году он по
заказу Совета Народных Комиссаров Чувашской АССР пишет картину “Ликбез” и
начинает работу над полотном “На лесоразработках”. Его незаконченная “Чувашская
сюита” постоянно пополнялась светлыми национальными мотивами, в которых
улавливаются щемящая боль, любовь и тоска по так и не увиденным до конца своей
жизни дорогим сердцу людям и Тарханам.
(Продолжение следует.)
Васильев В. Чувашский Рафаэль / В.Васильев // Грани. – 2005. – 13 янв.
|