Формирование духовно-нравственных потребностей личности на идеях И. Я. Яковлева и народной педагогики
Будьте добрыми,
доброта и есть человечность.
И. Я. Яковлев
В современной системе образования и воспитания немало проблем. Одна из основных – это духовно-нравственное воспитание и обучение подрастающих поколений. Эта проблема может быть названа проблемой № 1 как по актуальности сегодня, так и по значению для дальнейшего развития образования в будущем. Ведь не зря Президент Чувашской Республики назвал 2006 год годом духовного просвещения. На наш взгляд, проблема духовно-нравственного просвещения не может ограничиваться лишь одним годом – эта проблема решается вечно.
Каждое новое поколение ищет в прошлом ответы на свои вопросы. Помогаем ли мы ему в этом? Создаем ли необходимый морально-этический климат? Выполняем ли свою главную функцию – формирования духовно-нравственных потребностей личности на основе истории своего народа, страны и всего человечества, формирования самосознания юношества? В полной ли мере вырабатываем историзм мышления молодого человека, активную жизненную позицию личности? Вот далеко не полный перечень вопросов, которыми занят сегодня школьный учитель.
Немалую роль в формировании духовно-нравственной культуры играют традиции народа, семьи, школы. Что же такое духовность? Прежде всего, духовность для каждого человека – это некоторое таинство, непостижимость и одновременно неисчерпаемость человеческих мыслей, чувств, чаяний и устремлений (В.И. Андреев). Духовность – это проявление высших человеческих чувств, таких как любовь, доброта, человечность, которые порой не объяснимы, либо будучи объяснимы, теряют свою неповторимость, свою тайну. Любовь, пример, добрые дела – все это проявления, а значит и развитие духовности. Ведь об уровне духовности судят по проявлению милосердия, способности сострадать, способности любить, по наличию чувства стыда, чувства ответственности, доброты и других качеств личности.
Нравственные традиции складывались веками, они сохранились и передавались из поколения в поколение, непосредственно от старших младшим, через устное народное творчество. Чувашский народ изначально отличался высокой нравственностью, порядочностью, трудолюбием, добротой, честностью, великодушием. Народное воспитание подчеркивает, что эффективность формирования личности зависит от включения ее в трудовую деятельность, от ее трудолюбия и старательности. Чувашская народная мудрость выработала ряд правил, связывающих воспитание с жизнью:
1. Для успешной жизни необходимо овладеть знаниями, умениями и практическими навыками.
«Ĕçлени çыншăн пулсан та, вěренни хăвăншăн пулě» (Хотя работаешь на другого человека, а учишься для себя) – говорит чувашская пословица.
2. В обучении и воспитании следует идти от жизни к знаниям, от знаний к жизни.
3. Яркие примеры из жизни народных героев, которые благодаря умениям, трудолюбию, доброте и смекалке побеждают сильных врагов, служат примером для подражания.
4. Знание родного языка – благо, желательно владеть и другими языками, чтобы преуспеть в жизни. «Два языка – два ума, три языка – три ума» (И.Я. Яковлев).
5. Воспитанник должен всегда помнить, что полученные знания будут нужны в жизни и труде.
6. Природа и жизнь людей должны быть в согласии; не вредить окружающей природе, а приумножать ее богатства.
7. Умственную деятельность следует соединять с физическим трудом, ко всякому делу прилагать разум.
8. Побуждать воспитанников самостоятельно приобретать знания и умения, так как самообразование и самосовершенствование всегда поощрялись народом.
9. Задача воспитателей – научить своих учеников применять полученные знания в практической деятельности и жизни.
10. Необходимо поощрять желание и интерес воспитанников сделать лучше, красивее, чтобы результаты труда радовали самих учащихся и окружающих людей.
11. Все знания и умения необходимо направлять на удовлетворение потребностей своего народа, своего села, города и всей страны.
12. Сознательное добросовестное отношение к труду – залог будущего мастерства человека и благополучной жизни.
Перечень таких правил можно продолжать и дальше. На каждое из них есть примеры из произведений устного народного творчества. Народная философия утверждает, что критерием истины является жизненная практика. Мудрость наших предков гласит: «Если твои планы рассчитаны на год, – сей рожь, если на десятилетия – сажай деревья, если на века – воспитывай детей». Она также определяет условия успешного воспитания подрастающего поколения:
- разумная любовь к детям;
- гуманные отношения в семье;
- воспитание на положительном примере в духе трудолюбия и доброты;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей в подготовке их к жизни и труду.
Этнопедагогика проповедует единство человека с природой, естественность и природосообразность воспитания и обучения детей. Вся окружающая нас действительность – растения, животные и люди – создания единой природы, которые тесно взаимосвязаны и постоянно взаимодействуют. Если нарушаются нормы, правила и законы общения с природой, наступает дисгармония, что вредит и природе, и растениям, и животным, и людям. Такое убеждение прививается ребенку с малых лет через устное народное творчество, сказки, пословицы, поговорки и загадки.
Чувашская народная сказка духовно и нравственно связывает воспитание с творчеством и историей человечества, оказывает неоценимую помощь родителям и воспитателям в формировании личности подрастающего человека. Она подчеркивает представления народа о совершенном человеке, обладающем умом, добротой, трудолюбием, человечностью. Каждая сказка наполнена самобытной поэзией, отражает быт и мировоззрение народа, полна светлой веры в человека, в победу добра над злом. Следовательно, она формирует духовность молодого человека. «Утром девушка-гусыня поднялась ни свет, ни заря, корову подоила, ключевой воды принесла, в хате прибралась и печь затопила. Да так у нее все споро, хорошо вышло – любо-дорого посмотреть», – говорится в сказке «Альдюк».
Отличительной особенностью чувашских народных сказок является уважение к трудовым людям. Народ отвергал то, что не соответствовало его жизненным интересам: праздность, жадность, лживость, трусость, лень. Целенаправленное использование народных сказок в педагогическом процессе весьма актуально в многонациональной школе, какой является современная городская школа. Сопоставление сказок разных народов стимулирует интеллектуальную деятельность учащихся, возвращает их к истокам своего и других народов, содействует духовно-нравственному воспитанию.
Критериями эффективности образования и воспитания для духовного развития наших воспитанников являются изменения нравственных качеств человека, таких как совестливость, способность сострадать, милосердие, чувство стыда, чувство ответственности. Дело каждого педагога – это стать духовным Учителем своих учеников-воспитанников. Это значит:
1. Утверждать позитивное начало в своих учениках.
2. Находить общий язык с воспитанниками, то есть говорить на понятном для них языке.
3. Постепенно изо дня в день заниматься над духовно-нравственным подъемом учащихся.
4. Не оказывать давления и насилия, а деликатно корректировать действия и духовные устремления своих учащихся.
5. Уметь терпеливо слушать учеников и необходимо отталкиваться от того положительного, что уже в них есть.
6. Следует указывать направление возможного духовного движения, чтобы учащиеся самостоятельно шли к восхождению по тропе духовности.
7. В учебно-воспитательной работе необходимо чередовать легкое и трудное, поддерживая в неудачах и радуясь успехам твоих учеников.
8. Систематически поощрять стремления учащихся к добрым делам, движения к красоте, к идеалу и к истине.
9. Необходимо чутко улавливать настроение учащихся, следует добиваться духовного резонанса.
10. Не допускать грубости и бестактности.
11. Не допускать насмешливого тона и не язвить в общении со свои ми воспитанниками.
12. Не опускаться до панибратства, не сюсюкать, но и не очень возноситься над учениками.
Современная школа, учителя, ученые ищут новые подходы к модернизации образовательно-воспитательного процесса, их волнуют те же проблемы, что и И.Я. Яковлева и его соратников. Мы говорим об использовании его опыта и идей чувашской народной педагогики, а применение чужого опыта с самого начала является творческим процессом, так как мы не повторяем старый опыт, а творчески перерабатываем его применительно к нашим условиям и находим новые пути и приемы решения актуальных проблем современности. Творческий труд в нашем сложном и многогранном деле начинается там, где загорается искра живой, трепетной мысли, ищущей ответ на вопрос, который выдвигает жизнь. Без такого вопроса, без желания найти ответа эта искра не загорится, Дело руководителей школ, учителей и воспитателей повернуть взоры учащихся к этой искре живой мысли.
Одной из основных идей образования чувашей, по мнению И.Я. Яковлева, была задача обучения детей на их родном языке, поэтому его особое внимание было приковано к начальной народной школе. Творчество учителей начальных классов заключается в том, чтобы научить учащихся учиться, думать, размышлять, сомневаться, спорить, искать ответы на волнующие вопросы, доказывать и защищать свои мнения и взгляды. Полноценный умственный труд, по мнению чувашского педагога, – это осмысление, а не заучивание. Однако одного родного языка для нерусской молодежи недостаточно, ей необходимо овладеть русским как родным и другими языками.
Яковлевым четко выделены основные умения и навыки, которыми должны овладевать школьники чувашских училищ:
1) умение наблюдать природу, окружающую жизнь;
2) умение сравнивать, сопоставлять, противопоставлять, думать, рассуждать над сходствами и различиями предметов и явлений;
3) умение логически выражать свои мысли по результатам наблюдений;
4) сознательное выразительное чтение, как на родном, так и русском языках:
5) быстрое, грамотное каллиграфическое письмо;
6) умение выделить главное в прочитанном материале, делить текст на части, устанавливать взаимосвязь и взаимозависимость между частями целого;
7) умение находить соответствующую литературу и справочные материалы по интересующимся вопросам;
8) правильное нахождение необходимого материала в книгах, словарях и справочниках;
9) умение анализировать прочитанное произведение;
10) умение слушать учителя и одновременно записывать краткое содержание его рассказа;
11) чтение текста и одновременное слушание комментарии учителя по работе с текстом;
12) умение рассказывать о том, что ученик видит, наблюдает, продумать и написать цельное сочинение по итогам наблюдения со своими выводами.
К письму сочинений И.Я. Яковлев предлагал перейти после того, как учащиеся научатся хорошо писать изложения, а переходным этапом он считал изложение прозой стихотворные басни. Знания и умения закрепляются не путем зубрежки, а путем применения одних знаний для получения и овладения новыми знаниями. Хороший учитель, по его мнению, не прибегает к планам и конспектам на уроке, а излагает новый материал и ведет урок без всяких конспектов, знания у него в голове. Урок у него развивается по своей внутренней логике, так как урок – это, прежде всего, живые дети, их реакция на ваше объяснение.
Подготовка молодежи к сознательной трудовой деятельности, непременным условием которой является служение своему народу – это и есть цель воспитания и образования. В определении целей и задач воспитания он исходил из моральных идеалов родного народа в сочетании с общечеловеческими идеалами. И.Я. Яковлев был одним из первых исследователей воспитательных традиций чувашского народа в умственном, трудовом, духовно-нравственном, эстетическом и физическом развитии детей и молодежи. Он был страстным распространителем народного поэтического творчества, национальной музыки и песен, изобразительного искусства через своих воспитанников. Всю работу школы он строил таким образом, чтобы она отвечала жизненным потребностям народа, чтобы выпускники школ могли успешно применять полученные знания и умения в своей работе и жизни.
Таким образом, творческое использование и применение идей и опыта великого педагога, его школы, народной мудрости поможет дальнейшему укреплению взаимодействия школы и жизни и послужит модернизации современного образования.
Земляков, А. Е. Формирование духовно-нравственных потребностей личности на идеях И. Я. Яковлева и народной педагогики / А. Е. Земляков // Яковлевские чтения. - М. ; Чебоксары, 2006. - С. 73-81.
|