Этнопедагогический манифест И. Я. Яковлева
Манифестом принято называть воззвание программного характера, обычно это письменное обращение. Как ни покажется парадоксальным, стиль манифеста присущ многим изречениям, заветам, заповедям И. Я. Яковлева. Они, действительно, программны да и ориентированы на конкретные дела, на реализацию в жизни. «Да здравствует истинное и благое просвещение!» - чем эти слова не программный лозунг из манифеста...
Заповеди И. Я. Яковлева я сознательно объединяю под общим названием «Этнопедагогический манифест». Главное ведь в этнопедагогике - родное слово, родные обычаи, традиции, родная история, культура, родной народ, ведущая ее идея -народность и народ, национальность и нация.
В 1993 году в университете г. Регенсбурга (ФРГ) я прочитал цикл лекций по этнопедагогике студентам и обзорную лекцию - профессуре. Немецкие профессора утверждали, что от советской педагогики ничего не осталось, кроме этнопедагогики.
Я убежденно возразил: «А дидактика? Советская дидактика - одна из самых эффективных дидактических систем...».
Мне в ответ возразили: «Да какая может быть у вас дидактика, когда вы из содержания образования, из процесса обучения вынули душу - родной язык...».
Свыше полувека наблюдаю за кажущимся подъемом чувашского народа. Министры, профессора, поэты, писатели - все дети «малограмотных» крестьян, получившие дома естественное - материнское, отцовское воспитание на родном языке. А вот их дети, потерявшие духовную связь с родным народом, так и не смогли реализовать себя, за исключением тех, кто не совсем оторвался от родной культуры. Только воспитание и обучение на материнском языке является естественным. Мать в своем мозгу несет миллионнолетнюю генетическую программу обучения детей своему языку, песням, традициям, то духовные начала, генетически перешедшие от матери и заложенные в ребенке, парализуются. Оказываются потерянными миллионы лет, и ребенок вынужден начинать почти с нуля... Вот почему немногие чувашские дети поднимаются до уровня своих родителей. Поэтому я понимаю трагическое звучание вопроса талантливейшего из моих учеников, профессора Т. Н. Петровой в ее программе «Народная педагогика»: «Чему же может научить мать, если даже не может дать ребенку язык свой, язык предков, родного народа?!». В этих словах явно слышится интонация И. Я. Яковлева.
Заветы И. Я. Яковлева, составляющие его «Этнопедагогический манифест», собирались мною многие годы. Как бы возникал даже доверительный диалог с самим Иваном Яковлевичем. Порою слышал я его голос. Слушая меня, смеялся Петр Петрович Хузангай: «Не поймешь, где Яковлев кончается и где Волков начинается»... Действительно, я не могу полностью гарантировать точности передачи устных высказываний И. Я. Яковлева, записанных у его многочисленных учеников. Поэтому к ним можно относиться как к приблизительным вариантам или даже как к версиям. Однако многие устные высказывания находят косвенное подтверждение в печатных изданиях.
Начало систематическому сбору изречений И. Я. Яковлева положено мною почти полвека назад. Впервые они опубликованы были в 1966 г., в Чебоксарах, в выпуске 2 сборника «Педагогические семинары» под названием «Педагогические заповеди И. Я. Яковлева». Все изречения в книге «И. Я. Яковлев в воспоминаниях современников», Чебоксары, 1968 г., собраны и систематизированы были при содействии воспитанников Симбирской чувашской учительской школы. В настоящее время эти изречения - и устные, и письменные, и печатные - получили право гражданства и используются как первоисточники.
«Этнопедагогический манифест» вынут из романа-эссе Г. Н. Волкова «Судьба патриарха» и печатается с существенными сокращениями.
• Ценность любой науки определяется тем, какое влияние оказывает она на подъем культуры народных масс.
|
• Цель воспитания - счастье человека, средство воспитания - радость.
|
• Школа является первым шагом в системе влияния на все население.
|
• Служба учебная, хотя очень скромная, но имеет свои большие преимущества и удовлетворяет нашим глубоким сердечным чувствам и стремлениям.
|
• Выяснение общих приемов преподавания в связи с идеей воспитания особенно ценно в видах желательности сохранения полного содействия между направлением и средствами просвещения.
|
• Два языка - два ума, три языка - три ума. Будьте умными.
|
• Язык умирает вместе с создавшим его народом, и требовать, чтобы родной язык народом был забыт, почти равносильно требованию смерти этого народа. Из глубины тысячелетий каждый исторически обособившийся народ выносит выработанный его собственными духовными силами и средствами скелет чувств, понятий и идей, которые умрут вместе с ним. Язык - только оболочка этого богатства, но оболочка вырастает вместе со своим духовным содержанием и не отделима от него. Оторвать ее искусственно у целого народа, живущего плотной, как бы слежавшейся веками массой, невозможно, и попытки добиться этого могут причинить только ненужную боль и страдание и изранить духовный облик народа. Но при помощи родного языка можно развивать, перевоспитывать, пересоздавать старые понятия, делать к ним новые прививки и вводить в них новые элементы, но без помощи родного языка можно только ломать и разрушать их.
|
• Если у человека нет ни мыслей, ни чувств, ни достаточного знания предмета, то и на богатом словами языке он ничего разумного не сможет высказать. Но если у бедного народа, высокомерно считаемого диким, есть мысли, чувства, совесть и разум, то, поверьте, он умеет найти и нужные слова для их выражения.
|
• Материнский язык - величайшая из духовно-нравственных сил народа, главная его опора. Неограниченное применение родного слова в школе - первое, решающее условие народности образования, гуманности воспитания. Родной язык является не только свидетельством жизненности, народа, но есть именно сама жизнь народа.
|
• Мать, лишающая своих детей родного языка, духовно теряет их раз и навсегда. Она как бы отдает их на усыновление другому народу.
|
• Школа, в которой ограничивается употребление родного языка, чужда народу, враждебна ему.
|
• Весь первый год следует учить чувашских детей на родном языке и по книгам, напечатанным на этом же языке, а в последующие годы можно перейти к русскому языку - для чтения лучше всего употреблять книги графа Толстого.
|
• Лев Толстой - лев русской литературы, титан мысли, великан мировой культуры... Апостол. Пророк. Он не только русский, но и наш. Он нас учит и родному: в переводах он всем чувашам - чуваш. Его «Сделаемся чувашами...» - благословение на вечность.
|
• Русский язык... делается для инородцев столь же необходимым, как свет или воздух.
|
• Русское слово - родное слово.
|
• Русский язык - самый надежный путь к культуре.
|
• Русский язык - не вместо родного языка, русский язык вместе с родным языком.
|
• Если бы Ломоносову был знаком чувашский, то что бы он сказал о нашем языке? Быть может, назвал бы, скорее всего языком миролюбивого характера, неумирающих напевов, неустанного труда, благородного трудолюбия, сказочной бережливости и высочайшей духовности.
|
• Константин Иванов - пророк наш, апостол чувашский. Слава и гордость наша.
|
• О, любимый мой народ чувашский! Я вижу, как ты низко, страшно низко стоишь, и я помогу тебе подняться!
|
• Чувашские Афины пока еще остаются Кошками, переделать их в Афины нелегко.
|
• В духовном своем развитии мы отстали от немцев лет на триста, если не больше. Надобно нам постараться пробежать этот путь лет эдак за сто. Не зря же мы дни и ночи сидим над Библией... Слава Богу, нам и от Лютера - неоценимая помощь в виде воодушевления самоотверженностью примера.
|
• Мы живем счастьем своих детей.
|
• В семье, где унижена мать, великодушных детей не бывает.
|
• В семье, где нет в глазах детей гордого величия отца, люди достойные не вырастают.
|
• Женщина, способная на любовь, готова добровольно лишиться самодовольной спеси, чтобы стать покладистой, уживчивой, покорной, верной. От этого все в выигрыше, в первую голову - женщина. Честное слово, преданность не есть рабство. А грубость не приносит ни равенства, ни, тем более, счастья.
|
• На обязанности педагогического Совета школы лежит защита воспитанников от насилий всякого рода.
|
• Необходимые сведения по физике состоят из основных ее положений, при этом изучаются те явления, которые могут иметь практическое приложение в будущей деятельности воспитанников в роли сельских учителей.
|
• Сельское хозяйство является таким предметом, на котором народный учитель ближе всего может сойтись с крестьянином и вызвать доверие к научным знаниям.
|
• Преподавание естествознания имеет важное воспитательное и образовательное значение. Оно пробуждает в учениках умственную деятельность, расширяет кругозор, вырабатывает правильное и сознательное отношение к окружающей природе, развивает наблюдательность и поддерживает привычку к труду.
|
• Обучение столярному ремеслу поставить в связь с уроками черчения.
|
• В основу жизнедеятельности задуманной мною школы я прочно решил заложить труд, обратив это заведение главным образом в демократически-трудовое... Воспитание основано на труде.
|
• Занятия гимнастикой велись ежедневно по получасу и более, по прохождении всего курса гимнастики было произведено испытание слушателям курсов.
|
• Трудолюбивым я называю только того, кто и нелюбимое дело делает с любовью.
|
• Все силы напрячь на образование душевной широты, чистоты и порядка.
|
• Еще один вопрос занимает меня. Это вопрос о помощи чувашским женщинам-одиночкам. В чувашских деревнях встречается немало женщин-одиночек. Им особенно плохо бывает, когда приходит старость... Я прочитал книжку о женской трудовой общине, созданной французами в Алжире. Работоспособные женщины там работают в пользу общины, а потерявшие трудоспособность переходят на содержание общины. Вот и нам бы следовало помочь женщинам-одиночкам организацией трудовой общины.
|
• Фразу русской речи нужно суметь передать по-чувашски так, чтобы эта русская фраза сохранила свою специфику в звучании чувашских слов. Это одно. Другое - чтобы переведенная фраза была фразой чувашского языка. Понятно это? Всегда следите за тем, как выразили бы эту мысль в народе. Как говорит народ?..
|
• Дисциплина учащихся зависит не от того, что учитель строг, кричит на учащихся и наказывает их, а от того, на какую высоту поставил себя учитель перед учениками.
|
• Никогда не лишайте ребенка из-за невыученного урока принятия пищи, т.е. не оставляйте «безобедником». Лишать ребенка естественной потребности - грешно.
|
• Будьте справедливы к ученику. Надо помнить, что ученик ваш вырастет и может в жизни встать рядом с вами, и, если вы к нему были несправедливы, вам будет стыдно.
|
• «Сейте разумное, доброе, вечное, спасибо вам скажет сердечное русский народ», а нам - чувашский народ.
|
• В России живут народы разных национальностей. У каждого народа свой язык, а вот русский - для всех является родным. Вы должны хорошо владеть русским разговорным языком.
|
• Учите детей быть честными, правдивыми, трудолюбивыми.
|
• Старайтесь создать дружный работоспособный ученический коллектив.
|
• Старайтесь больше проводить разговорных уроков по русскому языку.
|
• Вы вот хорошо владеете русским языком, но свой родной чувашский язык не должны забывать ни в коем случае.
|
• Ко всем людям, какой бы национальности они ни были, старайтесь относиться доброжелательно.
|
• Старайтесь всегда быть с народом, помогайте ему советом, своим хорошим примером.
|
• Хорошо организованный досуг должен служить тем всеобъемлющим средством, который позволит привести в единую систему все средства эстетического воспитания.
|
• Улучшение семейного воспитания немыслимо без организации полноценного образования женщин.
|
• Женщина-мать, не обучающая своих детей чувашскому языку, на деле признает свою и человеческую, и национальную неполноценность.
|
• Родители, в особенности мать, обязанные воспитать детей до школьного возраста, должны овладеть педагогическими сведениями. Незнание матерью основ педагогики принесет вред для здоровья, счастья и жизни человека. Матери надо знать основы анатомии, физиологии, гимнастики, гигиены.
|
• Просвещать женщин необходимо как в интересах дальнейшего укрепления семьи, так и в интересах улучшения жизни народа. Воспитательная работа с чувашскими девочками и должна вестись таким образом, чтобы выработать у них навыки европейской семьи с сохранением всего своего самого хорошего, исторически национального, извечного, как целомудрие, верность, преданность, скромность, трудолюбие, природная чуткость, простота, забота друг о друге.
|
• Чувашская женщина могла бы быть признана во всем мире самой надежной, самой преданной женой.
|
• Для приучения к хозяйству нужно, чтобы чувашские девочки, под руководством опытных хозяек и рукодельниц, исполняли все домашние обязанности. Мало обучить ученика грамоте, научи его любить чистую комнату, чистую постель, чистое белье, быть аккуратным, вежливым.
|
• Женщина является верным проводником культурных начал в семье, сокровенные уголки народной жизни часто доступны только ей одной.
|
• Только тогда можно будет говорить об окончательном повороте чуваш в пользу русской культуры, когда женская половина населения будет охвачена существующей ныне системой просвещения.
|
• Наблюдение над другими имеет важное значение для педагога. Воспитатель должен быть физиогномистом, уметь понимать душевное состояние человека, уметь пользоваться этим. Но личный опыт узок, односторонен, совершается в пределах одной или нескольких семейств. Важен поэтому общенациональный опыт.
|
• Педагогика имеет опытный характер, а потому ее выводы являются правилами для приложения на практике...
|
• Главная наша задача - поднять духовный уровень инородческого населения, расширить кругозор его и обогатить внутреннее содержание жизни народа, распространяя среди населения культуру и просвещение.
|
• Одно дело наука - педагогика, другое дело - ее исполнители, практические педагоги.
|
• Какой бы учитель ни был, он должен знать лучшие способы и приемы преподавания, чтобы достигнуть цели.
|
• Какой бы ни был метод, старый или новый - самое главное это то, чтобы им умело пользоваться в соответствии с народными интересами. Дело тут совсем не в изобретении нового способа, а в умении им пользоваться и воздействовать на народ. Дабы пользоваться любым способом и воздействовать на народ, мало хотеть, надо мочь. Чтобы мочь, надо уметь и знать почву.
|
• Знания и убеждения сильны именно их практическим применением в жизни.
|
• В школьной жизни на учеников влияют успехи товарищей. Активность, самостоятельность - отличительная особенность и самое дорогое качество школы. Школьное товарищество содействует выработке характера и самообладания, ослабляет застенчивость, замкнутость, эгоистические наклонности, подготовляет к будущей общественной деятельности.
|
• Учитель должен уметь рассказывать ясно, плавно, выразительно, последовательно. Он должен приноравливать свою речь к пониманию учеников. Чем меньше возраст, тем труднее исполнить это требование.
|
• Нужна твердая вера в прочные устои народной нравственности и чистоту стремлений учащихся, чтобы принять на себя ответственность за все дело просвещения.
|
• «Песни чуваш проникнуты тихой грустью, как народа умирающего», - сказано в книге Элизе Реклю. Ошибся великий географ. Много у чуваш и веселых, жизнерадостных песен. Каких песен больше, никто не считал.
|
Мы не собираемся умирать. Мы будем учиться. Овладеем науками и сравняемся с французами, соотечественниками Реклю. Мы трудолюбивы, трудоспособны и можем хорошо учиться. Приобщимся и мы к мировой культуре. «...Что может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать», - мечтал Ломоносов. Его мечты сбываются. Русский народ дал Менделеева, Ползунова, Льва Толстого, Достоевского, Глинку, Чайковского, Репина и других крупных ученых, писателей, художников и изобретателей. Много надо времени, чтобы перечислить русских, значительно двинувших вперед науку, литературу и искусство. Сам Ломоносов - немалая величина в науке, поэзии и философии. Крупнейший педагог нашего времени Ушинский ведь - русский. Должны мечтать и мы.
|
• Имейте ломоносовскую настойчивость, которую он сам называл «благородной упрямкой». Эта благородная упрямка подняла его к вершинам науки, сделала его поэтом. А ведь был крестьянским сыном. В то время крестьянину было еще труднее пробить себе дорогу, чем теперь. Даже учить крестьянина грамоте считалось тогда ересью. Надо сказать, что и теперь встречаются лица, считающие, например, чувашскую грамоту ересью, а чувашский язык поганым. Пушкина в свое время некоторые его современники не ставили ни во что за то, что он писал простым народным, чисто русским языком, считавшимся тогда подлым. Взгляды меняются, нравы - тоже, и вам, крестьянам, теперь легче дышится, в будущем будет еще лучше. Все чувашские дети будут грамотными, будут иметь возможность глядеть на мир иными глазами, а не запуганными глазами невежественного подростка.
|
• Читайте книги Самуила Смайльса «Самодеятельность», «Труд» и другие, в нашей библиотеке они есть. Увидите, каких результатов достигали некоторые лица настойчивым трудом, упорством.
|
• Во всем должна быть система. Мыться в бане и то надо по системе. Бывает так, что сидит человек в бане часами, как паша Махомед в турецкой бане. Но паше нечего делать дома, пусть себе сидит в бане целый день. Мы же должны знать, что долгое пребывание в бане вредит и телу, и здоровью. Воздух и температура там не подходящий для организма человека, располагают к простуде.
|
• Не от президентов и королей только зависит жизнь народа, а от многих других причин. Жизнь идет своим чередом, движется вперед независимо от королей и президентов.
|
• Учебники истории дают много, но не все. Чтобы лучше понять жизнь народа и государства, надо читать произведения лучших писателей. Пушкин и Гоголь дали картину жизни помещичьей России. Лермонтов охарактеризовал военных, покорявших Кавказ. Величайшее произведение Льва Толстого «Война и мир» дает яркую картину состояния не только русской армии того времени, но и русской души. Героем войны Толстой считал народ. Он прав. Капитан Тушин Толстого и Максим Максимович Лермонтова - вот кто скромные, но настоящие герои.
|
• Хотите поближе познакомиться с жизнью английского народа, читайте хроники Шекспира, произведения Диккенса, Теккерея. Для лучшего знания жизни французов читайте Виктора Гюго. Хотите посмотреть на Америку глазами коренного американца, читайте Марка Твена. «Том Сойер» вам даст много поводов для размышления на педагогические темы. Красочно и весело описывает Марк Твен родную свою Америку. Но у него, как у нашего Гоголя, сквозь смех текут «незримые» миру слезы. Он с полным правом мог бы сказать про себя, как наш Гоголь: «Горьким словом моим посмеются».
|
• При внимательном чтении и Гоголя, и Марка Твена «незримые» слезы становятся зримыми. А если внимательнее прочесть «Нарспи» Константина Иванова нашего?.. Думаю, что о судьбе чувашской никто не сказал лучше.
|
• Есть хороший педагогический прием: играя, учить детей. Всякий ребенок при любой игре чему-нибудь да учится. Развивает в себе физическую ловкость и сообразительность. Но немцы так увлеклись этой идеей, что доводят детей до отупения обучающей игрой. Иной раз малыш начинает жалобно просить своих воспитательниц: «Фрау, пожалуйста, перестанемте же играть, займемся каким-нибудь делом».
|
• Тяжелая рука неумелого педагога любую самую веселую, радостью дышащую детскую игру может превратить в нудную обязанность. Игра - обязанность... Это же ужасно!
|
• От сильного порыва ветра ворота внезапно закрылись и задели лошадь. После этого, пробегая воротами, эта лошадь всегда храпела, озиралась, беспокоилась. Причиной всех бед лошадь считала ворота. Мы знаем: для того чтобы лошадь могла получить второй такой же удар, требуются: 1) ворота, 2) ветер определенной силы и направления, 3) чтобы во время порыва ветра лошадь могла оказаться тут. Для лошади не беда, что она не умеет логически рассуждать. Но имеются люди, которые берут какой-либо один только фактор и делают сногсшибательные выводы. Они подобны нашей лошади. Это уже - беда. Не делайте скороспелых выводов. Не уподобляйтесь этой лошади. При изучении какого-нибудь явления принимайте во внимание все, что сопутствует данному явлению.
|
• Немцы и англичане отличаются тем свойством, что все хорошее приписывают себе. Плохое стараются приписать другим народам.
|
• Создателем высшей математики англичане называют Ныотона, немцы - Лейбница. Мы же говорим: оба работали успешно в этом направлении. Представители многих народов продолжили и развили то, что было начато Ньютоном и Лейбницем.
|
• Весь мир считает Менделеева создателем периодической системы элементов. Немцы не согласны с этим. Они говорят, что периодическую систему элементов впервые подметил немецкий химик Меер. Науку двигают вперед не представители только двух или трех национальностей, а ученые всего мира, всех народов, какие существуют на земле. Убежден, что чуваш Бичурин оказал огромную услугу всему человечеству, открыв Китай.
|
• В народе всегда имеются талантливые способные представители. Часто таланты гибнут из-за плохих условий жизни. Учителя связаны с народом. Они и должны выявлять народные таланты и по возможности их поддерживать. В настоящее время несколько молодых людей-чувашей учится в Казанской художественной школе. У них обнаружились способности к рисованию. Одного из них в художественную школу направил я. Выхлопотал ему приличную стипендию, он из бедной крестьянской семьи и не сумел бы учиться и содержаться в Казани за свой счет. Стипендию получает, теперь учись только рисованию и живописи. А он, вислоухий, вместо того чтобы со всей силой налечь на учебу в художественной школе, увлекся театром, хочет стать артистом. Читает монологи Гамлета, Чацкого. Слушатель один - он сам. Способности к рисованию у него есть. Он должен закончить учебу в художественной школе, только потом уже читать монологи. Разбрасывается. Отвлекается. Развлекается. Не надо разбрасываться, хвататься за все. Права народная поговорка: «За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь».
|
• Я мечтал и мечтаю о том, чтобы всех чуваш научить грамоте. Грамота - основа всего. Грамота даст возможность чувашину изучить хорошо русский язык. Главное же - позволит сохранить свой древний, богатый, благозвучный, очень красивый и нежный язык. Грамота - средство борьбы с невежеством, с различными вредными суевериями и предрассудками. Находятся люди, которые считают нашу мечту неосуществимой и даже вредной. «Если все крестьяне будут грамотными, - рассуждают они, - то кто же будет землю пахать?». Разве знание грамоты будет мешать крестьянину обрабатывать землю? Наоборот. Только грамотный крестьянин может познакомиться с элементами агрономической науки. Почему на полях бельгийского, датского или немецкого крестьянина урожайность ржи вдвое и даже втрое выше, чем у нашего? Потому что там в сельское хозяйство внедрилась агрономическая наука. Крестьянская молодежь там учится в низших и средних сельскохозяйственных школах. Таких школ у них много, а у нас мало. Надо надеяться, что и у нас со временем их будет достаточно. Будут издаваться агрономические журналы. Как видите, крестьянину для ведения сельского хозяйства нужна грамота. Нужна как воздух для дыхания, как вода для питья. Только пустозвоны, легкомысленные, малокультурные люди могут возражать против поголовной грамотности крестьян.
|
• Пришел к волшебнику молодой, начинающий алхимик и стал умолять: «Помоги мне получить золото, всемогущий волшебник». Волшебник дал молодому человеку несколько рецептов и научил заклинанию. Когда они беседовали, где-то во дворе замычал бычок. Волшебник посмотрел в окно и сказал: «Вот идет белый бычок с черным пятном на лбу. Как начнешь читать заклинание, ты должен забыть про этого бычка. Если не забудешь, золото не получится». Всю жизнь алхимик занимался опытами по получению золота из дешевых металлов. Но в самый последний момент, когда он начинал читать заклинание, перед его глазами возникал белый бычок с черным пятном на лбу. Так и не удалось алхимику получить золото. Законы психологии таковы, что несчастный алхимик не мог забыть про белого бычка, какие бы меры он ни принимал для этого.
|
• Гимназист восьмого класса объявил своим родителям, что он женится на соседской девушке Марусе тотчас же, по окончании гимназии. Родители возмутились. Отец стал объяснять сыну, что надо сначала кончить университет, поступить на службу и только после этого думать о женитьбе. Мать ударилась в слезы: «Пожалей хоть свою мать родную, не делай такой глупости», - умоляла она. Бабушка молчала, как будто ничего и не слышала. Через неделю гимназист, готовясь в своей комнате к экзаменам, услышал разговор бабушки с матерью. Они говорили в соседней комнате, поэтому разговор их был хорошо слышен.
- Соседская девушка Маруся, - говорила бабушка, - какая красавица, какая
походка у нее, какая изящная фигура. Только сейчас мы мылись с ней в бане. Взяли
номер и мылись только вдвоем. Красавица-то она красавица, и умница, видать. Но
на груди у ней несколько чирьев, на спине тоже чирья и какие-то болячки гнойные.
На ногах и на бедре какие-то гнойнички. Вышла я из бани и вот до сих пор не могу
опомниться. Вот так девица! Послушал эти слова гимназист, и любовь как будто
рукой сняло. Протрезвел гимназист. Уже не стал говорить, что думает жениться на
Марусе. Отец действовал на разум сына, мать - на чувство, бабушка - на
воображение. Бабушкин способ на этот раз дал наибольший эффект. Однако можно ли
не думать, не принять во внимание, кто из троих поступил коварно, непорядочно,
даже подло?
|
• Спешите делать добро! И будьте добрыми. Доброта - основное человеческое качество. Доброта и есть человечность.
|
• Семья должна быть царством любви и добра. В этом царстве у каждого должен быть свой уголок, согретый любовью. Семья - это пространство любви, где идет постоянное состязание, кто кого больше любит.
|
• Помните свое детство! Храните в памяти свое собственное начало. Воспоминания о детстве - самые надежные маяки в самовоспитании.
|
• Музыка - для чувства, математика - для ума. (Или: математика для ума то же, что музыка - для чувства.) Математика - музыка для ума.
|
• Музыка - для сердца. Хорошая музыка облагораживает человека.
|
• Математика нужна везде. Она применима и к музыке. Недаром Пушкин сказал устами Сальери: «Поверил я алгеброй гармонию».
|
• Чтение на чувашском языке должно продолжаться до конца курсов в назначенные часы. Мышление народа и все миросозерцание выражаются в его родном языке, и поэтому вне родного языка не может быть никакого разумного просвещения.
|
• Чувашский язык достаточно богат. Когда узнаем лучше, быть может, скажем, что очень богат. Нет в нем пока только научных терминов. Но и они будут. Но не было и нет в нем и грубых ругательств - бедность ли это? Порок ли!..
|
• Как из крестьянской избы выросла чувашская школа, так и из устного народного творчества выросла чувашская педагогика. Что ни говорите, педагогика - это жизнь самого народа, его добрая душа.
|
• Руководители учительских семинарий обязаны хорошо знать постановку учебного дела в сельских школах.
|
• Молодой учитель должен дорожить теми педагогическими убеждениями, которые у него сложились во время учебы в учительской школе.
|
• Будущему учителю следует предоставлять широкие возможности повседневного общения с детьми.
|
• Школа должна подавать пример населению во всем, в том числе и безупречным бытом.
|
• С хорошего загона - хорошие снопы, из хорошей семьи -хорошие дети. Дети в первую очередь подражают своим родителям. Поэтому каковы родители - таковы и дети. Выбирают не жену, а тещу - мудрая чувашская пословица.
|
• Мать любит сына - гордится дочерью, отец любит дочь - гордится сыном.
|
• Говорить серьезно о просвещении можно только после основательного теоретического и практического изучения дела.
|
• В условиях Симбирска надобно осуществить то, чего не успел сделать Песталоцци в своем приюте в Станце.
|
• Сорок лет преподаю в школе педагогику, логику, психологию, преподавал и математику, но никогда не думал, что обучающее воспитание менее важно, нежели воспитывающее обучение.
|
• Чем лучше учит преподаватель математики, тем лучше воспитывает математика. О человеческой добродетели должен помнить любой преподаватель.
|
• Воспитывает и развивает детей преподавание математики, а еще больше - преподаватель математики.
|
• И у математики есть родина. Но и чуваши жили не без математики.
|
• Не говори «мне еще нет тридцати», «мне еще нет сорока». Привыкнешь и будешь говорить: «Мне нет еще и семидесяти, и восьмидесяти». Трудись самоотверженно и в двадцать, и в тридцать лет во имя блага народа. Дела тебе будет немало и в семьдесят, и в восемьдесят.
|
• У всякого народа есть своя культура. В какой-то сфере культуры любой народ может оказаться великим. Приняв эту истину, мы должны сказать, что нет на земле дикарей, т.е. совершенно некультурных народов. Термин «дикарь» пустили в ход высокомерные испанцы при завоевании Америки, чтобы оправдать свои зверства. Честно говоря, сомнительны слова «отсталые в культурном отношении», в экономическом - другое дело.
|
• У педагогики есть отец - Ян Амос Коменский, но нет еще матери - доступной всем всеобщей школы с обучением на материнском языке. Однако Отец - и чувашам Отец. Помнить об этом надлежит каждому учителю.
|
• Аналогия - не доказательство. Аналогия может служить только пояснением.
|
• Суеверие - результат невежества и нарушения законов логики. Один испанский король, увидев комету, помер от страха. Он по своему невежеству и самомнению думал, что комета предвещает смерть короля.
|
• Самомнение - тоже результат невежества и нарушения законов логики.
|
• Плох человек, который хнычет при первой же неудаче. Плох и тот, кто жалуется при повторных случаях неудачи. Права народная поговорка: «Слезами горю не поможешь».
|
• Для каждого родителя его сын гений, а дочь - умница и красавица.
|
• «Работа дурака любит, с работы кони дохнут», - сказал ученик Ф. А Иван Яковлевич тут же возразил ему: «Но дурак работу не любит. Труд - основа жизни человека. И кони дохнут не с работы, а от плохого ухода!
|
• Дурной пример сильнее сотни хороших слов. Он может погубить многое, если не все.
|
• Иной раз и большие ясные глаза плохо видят.
|
• Не презирайте первоклассников, они тоже в свое время будут второклассниками, как и вы.
|
• Не думайте, что носящие сапоги всегда умнее тех, кто обут в лапти.
|
• Разнообразьте свое питание. Не пренебрегайте овощами, фруктами. Лук - невидный продукт, однако ж, очень полезен. Почему лук полезен? Об этом наука пока не знает, но узнает в будущем. Мало кто уважает смородину. Однако ж, говорят, что знаменитый Карл Линней избавился от своего многолетнего недуга (от ревматизма или подагры - точно не помню), поев какое-то количество смородины и крыжовника.
|
• При каждой крестьянской усадьбе должен быть фруктовый сад. Учитель без сада и огорода... Какой же это учитель?!
|
• При школах, где будете работать, сажайте фруктовые деревья. Не только яблони, но и другие. Воспитывайте, перевоспитывайте южные породы.
|
• «Не делай долгов», - говорит чувашский крестьянин. Я думаю, что он прав. Если по правде, я давал в долг, но никогда сам не брал взаймы.
|
• В большинстве народных пословиц, поговорок чувствуется мудрость, здравый смысл народа. В иных услышишь голос тысячелетий. Надо их беречь, собирать. Мне становится страшно, когда я вижу, как мы их теряем. Бережливость важна во всем, особенно она необходима в сокровищах духа.
|
• Некоторые утверждают, что я был пастухом. Преувеличивают, ошибаются. Я был только подпаском.
|
• Суетливость и торопливость - плохие помощники в делах и во всей жизни.
|
• Ко всякому делу надо прилагать разум.
|
• Хитрость - еще не ум. Нет, нет. Хитрость - это отсутствие нормальной совести. Хитрый не помнит о грехе, не знает или не хочет знать, что грех - единица совести, мера ее.
|
• Ребенку с малых лет надо прививать чувство ответственности и любовь к труду физическому и умственному. Без этой любви можно ли стать человеком? Ведь вообще жизнь держится полностью на любви: к родителям, народу, труду, детям. Быть может, самая главная любовь - к детям. Без нее нет ни народа, ни будущего.
|
• Хорошая птица - скворец, но воробья обижает.
|
• Не то важно, что ты сказал, а то, как тебя поняли. Поэтому учитесь ясно и точно выражать свои мысли. Чтобы слова соответствовали мыслям. Тогда не придется отказываться от сказанного.
|
• По тому, какие песни поет человек, можно узнать его характер. Более того, по народным песням - можно сказать о народе.
|
• Народы не любят войны, однако ж, государства воюют. Почему? Об этом узнаете сами, когда будете вдумчиво читать материалы по древней, средней, новой и новейшей истории. Государства-то государствами, а вот люди - люди почему не ладят?
|
• Высокомерие бьет не только по другим, но иногда по самому лицу высокомерного.
|
«Что может хорошего сделать бедный студент!» - воскликнули высокомерные английские профессора, получив вычисления студента Адамса о положении среди звезд неоткрытой еще восьмой планеты солнечной системы, и не стали читать его работу. Когда по прошествии нескольких лет по вычисленным французом Леверье данным нашли восьмую планету, те же высокомерные английские профессора завыли благим матом: «Наш студент Адаме четыре года тому назад вычислил местонахождение этой планеты!». Так высокомерные английские профессора сели в грязную лужу.
|
• И высокопоставленный человек может иногда сказать какую-нибудь глупость. Наоборот - неграмотный мужик может оказаться великим мудрецом.
|
• Обращайте внимание не на того, кто сказал, а на то, что им сказано.
|
• «Я стою здесь, иначе не могу. Боже, помоги мне. Аминь», - сказал Мартин Лютер. Когда невыносимо трудно, вспомните Лютера, и он придет вам на помощь, вместе с Богом.
|
• Разумное пробивает себе дорогу, несмотря на все препятствия, на первый взгляд неодолимые.
|
• Учение Коперника подвергалось гонениям со стороны католических монахов. Последователей учения Коперника объявляли еретиками и живыми сжигали на костре. Несмотря на это, учение Коперника восторжествовало. Логика, математика и физика победили католических монахов.
|
• Все, что кажется нам важным, отмечайте в своей записной книжке. На память, как бы хороша она ни была, не надейтесь.
|
• Нет в мире страшнее и вреднее зверя, нежели невежество.
|
• Каждый ученик должен понять, что в жизни ему будут нужны знания, полученные в школе, а не отметки в табелях.
|
• Будьте вежливы с друзьями, товарищами по учебе и работе, со всеми лицами, знакомыми и незнакомыми. Вежливость - признак высокой культуры.
|
• Внешне неказиста птица соловей, а поет лучше всех других наших птиц. Так что нельзя судить по внешности.
|
• Часто ребенок проявляет разумную активность. В подобных случаях родителям надо поощрять ребенка, а не подавлять проявленную ребенком активность, как делают иногда неразумные, нетерпеливые матери.
|
• Неточно выраженная мысль может привести к досадному недоразумению.
|
• У человека, стремящегося к наживе, чувство справедливости отсутствует. Если бы у Чичикова было чувство справедливости, он бы в пользу своего несчастного учителя пожертвовал не завалявшийся пятак, а несравненно больше.
|
• Только богатством ни один человек не бывает счастлив. Поверьте, ни один человек! Есть ценности неизмеримые, чисто человеческие. Однако самое большое в жизни счастье связано с самыми малыми детьми.
|
• В связи с вопросом о половом воспитании советую вам: 1) быть воздержанными, 2) развивать силу воли, 3) заниматься не только умственным, но и физическим трудом, 4) любя, не терять рассудка и «не метать икру» до самой женитьбы. При соблюдении этих условий молодой человек может стать женихом девицы - грудь колесом!
|
• Я работал в других условиях, мне было не так-то легко, а вам работать значительно легче. Вы имеете возможность просвещать народ и строить культуру свободно, без притеснения. Однако строить культуру народа необходимо, всецело опираясь на богатейшую русскую культуру. Среди вас раздаются голоса о необходимости перехода на латинский шрифт. Это неправильная точка зрения. Вся моя жизнь посвящена борьбе за приобщение чувашского народа к великой русской культуре. Не отходите от нее и не замыкайтесь в собственной скорлупе. Русская культура - самый надежный путь к европейской, мировой.
|
• Как только научишься держать в руках нож и топор, старательно пробуй мастерить полезные вещи, так, как это делают другие. Пусть вначале получится даже плохо, но постепенно руки будут привыкать - приучаться. Умеющий делать несовершенно шаг за шагом придет к совершенству. Не отзывайся о чужой работе дурно, лучше дело хвалить, чем охаивать.
|
• Не имей привычку шататься без дела по улицам. Не ходи кривляясь, вихляясь, суетясь, расслабляясь, держись прямо, ступай твердо. При встрече со старшими проходи мимо них почтительно, приветливо и кланяясь.
|
• В отсутствии родителей веди себя благопристойно. Там, где их нет, не допускай шалости. Куда бы тебя ни посылали по делам, возвращайся обратно быстрее. Не оказывайся среди людей бесстыжих. Не слушай их непристойных слов, как можно быстрее проходи мимо них.
|
• Нигде ни при каких условиях не лги, один раз обманешь, веры людей тебе уже никогда в жизни не будет.
|
• Бесчестному человеку чудится, что все такие, как он сам: не видит, что он окружен себе подобными. Честные люди - далеко, чтобы их увидать, надо идти очень долго. Настолько долго, что можно так и не дойти.
|
• Беря книгу в руки, прежде чем приступить к ее чтению, настрой себя на серьезный лад, подумай, что же мне эта книга расскажет, буду-ка я читать ее с пониманием. Книга равносильна надежному другу. Слова ее так же желанны, как и советы умного человека. Ты не можешь все время находиться рядом с умным человеком, а книга пусть всегда будет вместе с тобой.
|
• Дитя мое, медленно расхаживаешь, - шагай бодрее.
|
• Плохого коня не смей бить кнутом.
|
• Прежде чем приступить к строительству дома, приготовь чем покрыть, иначе никакого проку: все развалится, сгниет.
|
• Не трогай гадов-змей, не задевающих тебя, пусть ходят-бегают по своим путям-дорогам.
|
• Глаза ученого человека в мире все зорко видят.
|
• Денег много - заведи мельницу, много ржи - свиней держи.
|
• Провозившись, чтобы удержать черенок, упустил топор. Молоко павшей черной коровы, говорят, вкуснее. Горе вынуждает поникнуть головой. Где иголка - там и нитка. На снегу грибов не ищи.
|
• Раньше, чем у тебя будет сто рублей, пусть будет лучше сто друзей. Неимущий становится имущим - равен Богу, богач становится нищим - равен грязи. Без боли чирей не выскакивает.
|
• Отправляясь в путь на один день, прихвати хлеба с собой на неделю.
|
• Один человек может столько напортить, что тысяча - не исправит.
|
• Пока умный раздумывает, дурной одним ударом уже повалил. |
• Труд - жесткий, больно колется. Не бойся работы, пусть она сама тебя боится. Человек не от труда худеет, а от горя.
|
• Чем сидеть без дела - разминай полу шубы. Собакой назвать - шерсти нет, человеком считать - лица нет. И из игры может выйти беда. Вода не имеет ветвей.
|
• Начинающему учиться грамоте совет. Рано утром проснувшись, побыстрей обуйся, как можно чище руки помой, глаза протри, лицо умой, вытрись чистым полотенцем, поправь рубашку. Затем молитвою поблагодари Бога за то, что он поднял тебя со сна здоровым, умоляй Бога быть здоровым в наступивший день, попроси у Него силы для добрых дел. Проси Бога одарить здоровьем твоего отца и твою мать, родивших и вырастивших тебя.
|
• Чти отца и мать свою - и словом, и делом, постарайся удостоиться их благословения. Отцовское благословение укрепляет дом его детей, проклятье матери - гибельно для них. Люби отца, всегда помни, как было тяжко матери с тобой. Твой отец и матерь твоя пусть только благо от тебя имеют, пусть одни радости достанутся им от тебя.
|
• Неукоснительно следуйте заветам учителей ваших, не забывайте ни слова из их поручений, они оберегают от зла ваши души. О старых судить не смей, и тебе самому не избежать прихода старости. Эй, молодые, покоряйтесь во всем воле старейшин.
|
• Сын мой, не ступай на след дурных людей, не допускай и в мыслях совместных и злых действий вместе с ними.
|
• Не делай зла, и тебя зло не настигнет. Действие, которое тебе не кажется добрым, не делай и другому человеку.
|
• Человек, людей любящий, под светлым солнцем ходит, никогда не заблудится; тот же, кто людей ненавидит, никогда не выйдет из темени, и пути его - в вечном мраке. |
Волков, Г. Н. Этнопедагогический манифест И. Я. Яковлева / Г. Н. Волков // Этнопедагогический манифест И. Я. Яковлева. – Чебоксары, 2003. – С. 8-27.
|