Румянцев, М. В. И. Я. Яковлев и просвещение народов Поволжья / М. В. Румянцев // Дело его жизни. – Чебоксары, 1998. – С. 30-40.
25 апреля 1998 года исполняется 150 лет со дня рождения Ивана Яковлевича Яковлева – выдающегося чувашского педагога - демократа и просветителя, внесшего неоценимый вклад в приобщение чувашского и других народов Поволжья и Урала к достижениям мировой цивилизации. Юбилей И. Я. Яковлева в Российской Федерации торжественно отмечается как «Праздник дружбы и духовного единения народов России».
И. Я. Яковлеву принадлежит неоценимая роль в истории чувашского, татарского, марийского, марийского и многих других народов Поволжья, Урала, всей многонациональной страны. Его полувековая многогранная педагогическая деятельность получила признание не только в России, но и во многих странах мира.
Иван Яковлевич признан как прогрессивный общественный деятель, крупный теоретик, педагог-практик, основатель действенной системы начального обучения в двуязычной школе, создатель чувашского алфавита, издатель книг, прежде всего – 130 лет тому назад И. Я. Яковлев в Симбирске зажег факел чувашского просвещения – организовал Симбирскую чувашскую школу, ставшую впоследствии центром просвещения и культуры чувашей, подготовки учительских кадров.
И. Я Яковлев – выходец из бедной крестьянской чувашской семьи. Родился он в деревни Кошки-Новотимбаево Буинского уезда Симбирской губернии (ныне его малая родина входит в состав Тетюшского района Татарской Республики).
Рано оставшись без родителей, он был усыновлен и воспитывался в бедной крестьянской семье Кирилловых (Пахомовых). «Семью Пахомовых я считаю моей родной... В семье этой меня не обижали, относились как к родному ребенку», рассказывал несколько позднее И. Я. Яковлев. Имя и фамилию будущий просветитель получил от своего крестного отца Ивана Яковлева. Мальчик рано познал трудности жизни, несправедливость, в то же время он видел честность, человечность и трудолюбие простых людей, что, несомненно, сказалось на формировании его жизненных целей и стремлений. С малых лет он втянулся в посильный труд: пас стадо, помогал старшим в домашних и полевых работах, был поводырем потерявшего зрение главы семьи.
Осенью 1856 г. 8-летний Иван, вопреки желанию опекуна, был определен на учебу в удельное училище в с. Старые Бурундуки Буинского уезда, в 1860 г. успешно закончил его и в то же время был переведен в землемерно-таксаторский класс Симбирской мужской гимназии. По окончании учебы около четырех лет с ранней весны до поздней осени работал сельским мерщиком в деревнях Симбирской, Казанской и Самарской губерний. С 1861 года ему довелось жить среди русских, чувашей, татар и мордвы, многое увидеть воочию, столкнуться с произволом, жестокостью и несправедливостью власть имущих. Каждый раз видя страдания селян, Яковлев в меру своих сил оказывал им помощь. Он много размышляет о трудной жизни простых людей разных национальностей, думает над тем, как помочь родному народу избавиться от нужды, нищеты и невежества.
В юноше Яковлеве горели искренняя любовь к своему народу, страстное желание заняться его просвещением. У него появилась мечта поднять культурный уровень чувашского населения. Главным средством достижения этих целей он считал распространение знаний (образования) в служении этому делу видел смысл своей жизни. 19-летний Иван Яковлев понимал, что для осуществления планов ему самому надо получить образование. Он поступил в V класс Симбирской гимназии и с головой ушел в учебу. Известно, увлеченные формируются рано: в 1870 г. Яковлев заканчивает гимназию с золотой медалью.
Источником разнообразных знаний для него стал в те годы и Симбирск, портовый и промышленный город, его разноплеменное и многоязычное население. Ему рано пришлось познать материальные лишения, он вынужден был сам пробивать себе дорогу в жизнь, это сделало его самостоятельным, закалило характер, выработало высокую трудоспособность, строгое отношение к себе и окружающим. У Яковлева сложилось убеждение, что просвещение и приобщение чувашей к знаниям и культуре возможно только через школы и людей, вышедших из их среды. Он активно принимается за организацию первой чувашской школы, летом 1868 г. приезжает в Кошки-Новотимбаево Буинского уезда, чтобы пригласить своих сверстников Рекеева и Иванова к себе на учебу в Симбирск. Через год туда приехали еще двое его друзей – Кашкаров и Исаев. Все они поселились вместе на квартире у Яковлева, несколько лет он содержал их на свои средства, а также на пожертвования, поступавшие по подписным листам, рассылаемым сородичам в Буинском и Курмышском уездах.
9 ноября 1868 г. в частной школе И. Я. Яковлева начались занятия. Эта дата по праву считается днем основания Симбирской чувашской школы, а ее основателем – гимназист 6 класса юный Иван Яковлев. Таким образом, 130 лет тому назад в одном из крупных многонациональных центров России– в Симбирске – был создан первый очаг чувашского просвещения.
Впоследствии первая в истории чувашского народа национальная школа росла и развивалась, завоевав в народе огромную популярность.
В 1870 г. И. Я. Яковлев первым из чувашей поступил на историко-филологический факультет Казанского университета. Благодаря недюжинным способностям, сильной воле и упорному труду ему удалось успешно закончить и физико-математический факультет этого вуза в 1875 г. Под влиянием передовых преподавателей университета у Ивана Яковлева сложились возвышенные гуманистические идеалы, пробудились гражданские чувства, возник глубокий интерес к свободолюбивой литературе, что во многом определило его дальнейший жизненный путь, побудило отдать все свои силы и знания служению родному, чувашскому, а также татарскому, марийскому и другим народам Поволжья и Урала.
Прогрессивные традиции Казанского университета способствовали формированию у И. Я. Яковлева передовых научно-педагогических и демократических взглядов.
В 1875 г. И. Я. Яковлев был назначен инспектором чувашских школ Казанского учебного округа, куда входили и учебные заведения Симбирской, Саратовской, Астраханской и Вятской губерний. Центром округа стал г. Симбирск. С этого времени началась полная забот, тревог и драматической борьбы напряженная педагогическая и просветительная деятельность И. Я. Яковлева, ставшая смыслом всей его жизни. Опираясь на помощь и содействие русских прогрессивных общественных деятелей и коллег, И. Яковлев осуществлял административное и педагогическое руководство Симбирской чувашской школой, превратившейся со временем в кузнецу учительских кадров для чувашских и других школ Поволжья и Урала; учительствовал, открывал и инспектировал школы в местностях с чувашским населением; разрабатывал педагогические и методические принципы обучения в национальной школе. В 1890 г. школа была преобразована в Симбирскую чувашскую учительскую школу, вскоре ставшую не только центром обучения чуваш, но и «источником возрождения всей чувашской культуры» (А. В. Луначарский). Так, в отчете за 1871 г. И. Я. Яковлев подчеркивал: «Школа успела приобрести такое доверие чуваш, что отцы привозили своих сыновей учить верст за 100 и даже более».
В последующие годы И. Я. Яковлев открыл десятки училищ и школ для чувашских, татарских, мордовских детей из разных уголков Поволжья и Урала. Трудно назвать те области человеческой деятельности, в которых Иван Яковлевич не оставил бы заметного следа, не провел бы борозды и не посеял бы добрые семена, которые дали бы потом животворные всходы.
И. Я. Яковлев – крупный теоретик и практик организации обучения в национальных школах. Под влиянием известного востоковеда, исследователя тюркских языков, Н. И. Ильминского он приходит к выводу о том, что «в основу образования родных мне чуваш должен быть положен не русский, а родной их язык, что это правило должно применяться вообще ко всем инородцам» (И. Я. Яковлев. Моя жизнь. М. 1997, с. 166).
Система образования и воспитания Н. И. Ильминского была нацелена на сближение инородцев с русским населением путем просвещения. Первоначальное обучение Николай Иванович предусматривал вести на инородческом языке. «Признание им роли родного языка в просвещении инородцев не преследовало какие-то иные цели и задачи, в отличие от предыдущих руссификаторов миссионеров XVI – XVIII веков», справедливо отмечает Г. А. Александров в монографии «Иван Яковлевич Яковлев: «Фрагменты жизни». Чебоксары, 1997 г. – Ильминский создавал систему не для подъема национального духа инородцев, «пасынков истории», по шутливой терминологии Ильминского, а для обрусения, причем последнее он не отделял от христианизации; изучение православия ставилось им на первое место, оно являлось как бы проводником, ведущим звеном к обрусению» (стр. 8 – 9).
Под влиянием приведенных просветительских идей И. Яковлев постепенно пришел к выводу о том, что народ можно вывести из темноты путем просвещения. Иван Яковлевич справедливо считал, что чуваши, как и их соседи, должны учиться у русских, знать их язык, чтобы приобщиться к русской речи и, через ее посредство, к передовой мировой культуре, объединиться вокруг русского народа. Средством приобщения чувашей к русской культуре должен был стать родной язык и чувашская письменность.
До встречи с Н. И. Ильминским, просветительная деятельность И. Яковлева в частной школе была нацелена на подготовку отдельных юношей и девушек к поступлению в учебные заведения, с тем чтобы впоследствии они стали активными проводниками дела просвещения среди чувашского населения. Н. И. Ильминский же убедил студента Яковлева тем, что надо стремиться к просвещению не отдельных лиц, а широких масс чувашского народа. Н. И. Ильминский преследовал и далеко идущие цели: насаждение православия, руссификацию чувашского и других народов Поволжья, чего не было в центре внимания И. Яковлева.
Еще обучаясь на физико-математическом факультете Казанского университета, И. Я. Яковлев поставил перед собой цель школу превратить в Симбирскую государственную, чтобы добиться централизованного финансирования.
С именем И. Я. Яковлева связано и создание современной чувашской национальной письменности, алфавита. И. Я. Яковлев отлично понимал, что главным средством образования и культурного воспитания широких народных масс является письменность. В ноябре 1877 г., он, будучи студентом Казанского университета, вместе со студентом – филологом (русским по национальности) В. А. Белилиным и учеником крещенно-татарской школы (чувашем) С. Н. Тимрясовым составил чувашский алфавит, впоследствии на основе его – «Букварь для обучения чувашских детей грамоте», изданный в январе 1872 г. Теоретическая разработка алфавита, а также издание его явились подлинно научным подвигом И. Я. Яковлева.
Еще в 1867 гг. Иван Яковлевич пришел к выводу о том, что «для выражения чувашских звуков необходимо составить некоторые условные знаки, без которых нельзя обойтись при выражении чувашских звуков» («100 лет новой чувашской письменности». Чебоксары, 1972, с. 3).
В 1872-1873 гг. И. Я. Яковлев предложил усовершенствованный алфавит. В этом варианте 17 букв обозначали общие для чувашского и русского языков звуки, а 8 букв – специфические чувашские звуки. Используя этот алфавит, И. Я. Яковлев выпустил в свет «Новый букварь для чуваш с присоединением русской азбуки».
Изучив опыты по составлению татарского алфавита на основе русской графики, еще будучи студентом университета, И. Яковлев приходит к выводу, что и в основу чувашского алфавита нужно положить русский алфавит.
И. Яковлев при помощи 17 букв русского алфавита (8 из них с диакритическими значками), сумел передать все богатое разнообразие звуков чувашского языка. И. Я. Яковлева всячески поддерживал в этом деле И. Н. Ульянов, который приветствовал и новый алфавит, и изданные им книги: «Я получил вчера «экземпляр» Вашей книги. Очень рад за Вас, что она окончилась печатанием, постараюсь употребить с своей стороны возможное содействие распространению ее в чувашских школах».
Создание чувашского алфавита явилось своеобразной культурной революцией и в общественно-политической жизни чувашского народа. Достойно упоминания то, что крупный ученый – тюрколог Н. И. Ильминский убеждал И. Яковлева в том, что «в основу образования ... чуваш должен быть положен не русский, а родной язык, что это правило должно вообще применяться ко всем инородцам» (Н. Г. Краснов. Иван Яковлевич Яковлев. Чебоксары, 1976. с. Профессор Н. Г. Краснов отмечает, что под влиянием Ильминского в течение 1870/1871 учебного года у Яковлева «зарождается конкретный план ... создания нового чувашского алфавита, первого букваря» (Н. Г. Краснов. Указ. соч. С. 54)
В начале января 1873 г. И. Яковлев издал букварь объемом в 56 страниц; напечатан он был рукописным шрифтом, литографическим способом; в 1874 г. и в последующие годы в «Предуведомлении» к букварю, напечатанному уже обычным шрифтом, И. Яковлев охарактеризовал особенности нового алфавита и вытекающие из них правила чувашского правописания. Алфавит оказался вполне удачным, жизнеспособным. Лишь в 1933 и 1938 гг. в него были внесены некоторые изменения. Этим алфавитом чуваши пользуются по сей день.
И. Я. Яковлев – автор не только первых букварей, но и других учебников для обучающихся на родном языке. Изданные им книги чуваши приняли с глубокой благодарностью.
Иван Яковлевич также был собирателем и исследователем произведений устного народного творчества чувашского народа.
И. Я. Яковлев успешно занимался переводом с русского языка на чувашский произведений А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого и других русских писателей. Все это сыграло важную роль в укреплении дружбы чувашского и русского народов...
Следует особо отметить, что в Симбирской чувашской учительской школе при активном содействии Ивана Яковлевича закладывались основы чувашского литературного языка, оригинальной чувашской художественной литературы. И. Я. Яковлева можно считать и основоположником нынешнего чувашского литературного языка. Он сам и воспитанная им плеяда даровитых, бескорыстных переводчиков много работали над стилистической дифференциацией чувашского языка. Чувашский книжный язык в его произведениях достиг значительного совершенства.
И. Я. Яковлев чутко приглядывался к малейшим проявлениям творческого начала и в своих учениках. В первое время их скромные литературные опыты он помещал в букваре: отдельным изданием царская цензура не пропускала их. Позднее, в 1908 г., И. Я. Яковлеву удалось усыпить бдительность цензоров и выпустить в свет произведения первых чувашских поэтов под заглавием, не внушающим подозрения: «Сказки и предания чуваш», где была помещена и оригинальная поэма «Нарспи». Ее автор, родоначальник современной чувашской литературы К. В. Иванов поступил учиться в Симбирскую чувашскую учительскую школу в 1903 г.; в одном классе с ним учился и Т. С. Семенов (Тайер Тимкки) – будущий поэт-революционер. Константин Иванов и Тайер Тимкки были очень дружны: сидели за одной партой, вместе читали произведения русских классиков; участвовали в революционных выступлениях молодежи, за что были исключены из школы.
К. Иванов уехал на родину в село Слакбаш Уфимской губернии, но уже 1 сентября 1907 г. по настоянию И. Я. Яковлева вернулся в Чувашскую школу в Симбирск и стал работать переводчиком. Одновременно с этим писал рассказы, стихотворения и знаменитую поэму «Нарспи». Параллельно готовился сдавать экзамены на звание учителя. В апреле 1909 г. успешно выдержав испытания, получил звание учителя. В апреле 1909 г. уехал на родину.
В октябре 1910 г. Иван Яковлевич вновь приглашает К. Иванова в Чувашскую школу работать переводчиком, имея в виду позднее назначить его учителем рисования и чистописания в женское училище. Константин Васильевич пользовался среди учащихся и преподавателей большим авторитетом. Об этом много писали бывшие выпускники Симбирской чувашской школы. В памяти народной К. В. Иванов остался не только классиком чувашской литературы, но и замечательной души человеком, борцом за светлое будущее своего народа. Неслучайно, что в Ульяновске, на здании бывшей Симбирской чувашской учительской школы, установлена мемориальная доска в честь основоположника чувашской поэзии К. В. Иванова.
Иван Яковлевич был страстным поборником дружбы между народами, прежде всего чувашского народа с русским, «Чтите и любите великий, добрый и умный русский народ, таящий в себе неисчерпаемые силы ума, сердца и воли... Верьте в Россию, любите ее, и она будет вам матерью, – писал он в своем «Завещании чувашскому народу», написанном в 1921 г.
Иван Яковлевич стал не только выдающимся просветителем народов Поволжья и Урала, но выдающимся общественным деятелем России конца XIX – начала XX вв. Об этом свидетельствует телеграмма В. И. Ленина, направленная Симбирскому Совдепу 20 апреля 1918 г.: «... Меня интересует, – писал В. И. Ленин, – судьба инспектора Ивана Яковлевича Яковлева, 50 лет работавшего над национальным подъемом чуваш и претерпевшего ряд гонений от царизма. Думаю, что Яковлева следует не отрывать от дела его жизни».
На формирование педагогических и общественно-политических взглядов Ивана Яковлевича огромное влияние оказал педагог-демократ И. Н. Ульянов, прибывший осенью 1869 г. в Симбирск, на должность инспектора народных училищ Симбирской губернии. С первых же дней работы в Симбирске Илья Николаевич принимал активное участие в организации учебного процесса в Симбирской чувашской школе.
И. Н. Ульянов заинтересовался личностью гимназиста И. Яковлева и первой группой его воспитанников. «Илья Николаевич, будучи назначен в Симбирск на должность директора народных училищ Симбирской губернии, застал Симбирскую чувашскую школу в ее зачаточном состоянии и убежденно, вдумчиво, горячо оказывал всяческое содействие ее развитию и процветанию,» – писал И. Я. Яковлев. Их отношения впоследствии переросли в глубокую дружбу, несмотря на значительную разницу в возрасте (И. Н. Ульянов был старше И. Яковлева на 17 лет).
И. Н. Ульянов – труженик-просветитель – оказывал постоянную помощь И. Я. Яковлеву и его школе. Поражаешься бескорыстному, неутомимому его труду на «ниве народной», без которого Илья Николаевич не представлял своей жизни. И. Я. Яковлев не раз обращался к И. Н. Ульянову за помощью при устройстве своих воспитанников в уездное училище.
Начиная с 1875 г. Симбирская чувашская школа, как отмечал И. Я. Яковлев, становится как бы учительской семинарией, призванной удовлетворять нужды сельских чувашских школ в преподавательских кадрах. Симбирская чувашская школа становится не только средним учебным заведением, но и научно-педагогическим центром. Здесь разрабатывались приемы и способы «инородческого» образования, выпускались учебники и методические пособия для учащихся и учителей.
Обращаясь к будущим учителям, И. Я. Яковлев не раз подчеркивал: народный учитель должен иметь познания не только в законе божьем, грамматике, арифметике, географии и истории, но и естественных науках, медицине, сельском хозяйстве: кроме того «уметь хорошо писать, рисовать, чертить, читать ясно и выразительно и, если возможно, даже петь. Учитель должен организовать хор и играть на каком-либо музыкальном инструменте, воспитывать у детей эстетическое чувство и в то же время сплотить их в единый дружный коллектив. Учащиеся Симбирской чувашской школы в соответствии со сказанным, занимались в кружках художественной самодеятельности, рукоделия и резьбы по дереву. Во вне учебное время учились скрипичной игре. В школе постоянно работали струнный, симфонический и духовой оркестры, три хоровых коллектива (мужской, женский и смешанный). Ими руководили талантливые преподаватели, получившие специальное образование в Москве, Петербурге и Казани. В последующие годы их воспитанники стали известными композиторами: С. М. Максимов, Ф. П. Павлов, Г. Г. Лисков и другие.
И. Я. Яковлев и его сподвижники отдали много сил на собирание средств для приобретения земли под школу, сельскохозяйственную ферму, на устройство и оборудование мастерских, где учащиеся осваивали приемы ведения сельского хозяйства и других трудовых процессов.
Все это выходило за рамки циркуляров, инструкций и бюрократических шаблонов. И. Я. Яковлеву и его школе пришлось притерпеться к гонениям «врагов и недругов просвещения». Так, в 1911 г. Казанский представитель Д. П. Арцыбашев выразил мнение, что преподавание, а также издание книг на родном языке в школах революционизирует народ. «На основании своих личных впечатлений и изучения переписки по учительской школе должен сказать, – информировал в Петербург окружной инспектор Казанского учебного округа В. С. Богоявленский, – что действительный статский советник Яковлев – ярый националист – чуваш, и потому все вверенные ему учебные заведения носят чувашский характер».
26 апреля 1914 г. в Симбирске появился Кассо и сопровождающий его вице-директор департамента Министерства народного просвещения Р. А. Бертольд. К ним присоединился попечитель учебного округа, ярый враг «инородческого» просвещения Кульчицкий. Ими было выдвинуто против Ивана Яковлевича обвинение в сепаратизме – в стремлении отделить чувашей от русских. В неблагородном деле – преследовании И. Я. Яковлева – также активно участвовали некоторые помещики, чиновники и епископы.
Ненавидели самого И. Я. Яковлева и его переводы книг, школу, систему просвещения. Не раз возникал вопрос о его политической благонадежности.
За полвека своего существования Симбирская школа подготовила тысячи учителей, в последние годы число обучающихся в ней доходило до 350 человек.
Осенью 1919 г. И. Я. Яковлев вышел на пенсию; в 1922 г. переехал жить в Москву; ушел из жизни в 1930 г.
Все дальше уходит от нас время, когда жил и трудился И. Я. Яковлев – выдающийся чувашский просветитель. Подвижническое дело И. Я. Яковлева в наше время живо как никогда: его продолжает многотысячная армия учителей и работников народного образования Чувашской Республики.
|