Григорьева В. В. Муниципальные библиотеки Чувашии на пути к непрерывному образованию//Непрерывное библиотечное образование. - 2002. - №5. - С. 16-26.
В современных условиях идея непрерывного образования имеет особое значение для профессиональной подготовки библиотечных работников Чувашской Республики.
Информатизация общества, внедрение новых технологий, расширение функций библиотек в новых социально-экономических условиях диктуют особые требования к качеству подготовки библиотечных кадров, способных четко реагировать на изменения внешней среды и быть восприимчивыми к нововведениям.
Для того, чтобы более полно реализовать себя в работе, современный библиотекарь постоянно должен совершенствовать свой профессиональный рост, расширять знания, полученные во время учебы в училище или в вузе.
Анализ библиотечных кадров муниципальных ЦБС Чувашии за последние 10 лет свидетельствует, что кадровая ситуация в республике непростая. Прежде всего, рассмотрим, как изменилась библиотечная сеть муниципальных государственных библиотек. С 1990 по 2000 годы она сократилась в целом на 5 библиотек и составила 687 единиц. За данный период в районных ЦБС библиотечная сеть уменьшилась на 10 библиотек, в том числе: Алатырской (-3), Аликовской (-2), Порецкой (-2), Шумерлинской (-4), Ядринской (-1).Увеличение сети произошло лишь в 2-х районных ЦБС: Моргаушской (+1), Чебоксарской (+1). Для городских ЦБС в основном характерен прирост сети (+5) за счет выделения ЦБС г.Шумерля из объединенной Шумерлинской ЦБС. В то же время снизилось количество библиотек в г.Чебоксары (-1) и г.Новочебоксарск (-2). Всего в муниципальных библиотеках республики трудится 1251 чел., в том числе: в районных ЦБС-972 чел., городских ЦБС-279 чел. Количество библиотечных работников сократилось на 47 чел. Уменьшение сети в районных ЦБС повлекло за собой сокращение библиотечных работников (-109 чел.). Значительно снизилось количество библиотечных кадров в 8-ми районных ЦБС, в том числе: Алатырской (-13), Аликовской (-9), Канашской (-8), Козловской (-11), Комсомольской (-8), Шумерлинской (-14), Ядринской (-13), Яльчикской (-8). В городских ЦБС за рассматриваемый период количество библиотечных кадров увеличилось на 62 человека.
В целом в ЦБС республики преобладает число специалистов со средним специальным образованием- 720 чел. (57,5%). Их прирост составил всего 11 чел. Число лиц с высшим образованием увеличилось с 212 до 356 чел. (+144 чел.), в том числе: в районных ЦБС - со 143 до 231 чел, а в городских- с 69 до 125 чел. Библиотекарей с высшим образованием стало на 12,1%. больше. В районных ЦБС этот показатель увеличился на 10,57%, а в городских ЦБС - на 20,1%. Значительный прирост библиотечных кадров с высшим образованием произошел в следующих ЦБС: Вурнарской (+11 чел.-+15,9%), Мар-Посадской (+9 чел.,+17,7%), Моргаушской (+14 чел., +26,1%), Цивильский (+10 чел.,+ 16,4%), ЦДБС г.Чебоксары (+27 чел., +29,5%). В тоже время на 5,7% снизилось количество лиц с высшим образованием в Урмарской ЦБС.
Количество специалистов с высшим библиотечным образованием возросло с 163 чел. до 240 чел. Прирост составил 77 человек. Данная категория кадров увеличилась на 6,6%. Значительно возросло количество лиц с высшим библиотечным образованием в ряде ЦБС: в Вурнарской - +13,0%, Комсомольской - +20,0%, Мар-Посадской - +11,8%, Цивильской - +13,6%, Янтиковской - +14,2%, г.Новочебоксарск - +11,8%, ЦДБС г.Чебоксары - +21,8%, Однако до сих пор имеются ЦБС, где всего от 1 до 5 человек с высшим библиотечным образованием: Алатырская, Красночетайская, Порецкая, Шумерлинская, ЦБС г.Шумерля, г.Алатырь, г.Канаш. Снижение кадров с высшим библиотечным образованием произошло в Красночетайской ЦБС (-2,4%), в Урмарской ЦБС (-5,9%),в ЦБС г.Канаша (-13,3%), ЦБС г.Чебокары (-13,8%). Настораживает также положение с библиотечными кадрами в ЦБС, где значительно превалируют специалисты со средним образованием: Алатырской (80,0%), Красноармейской (68,7%), Порецкой (71,4%), Яльчикской (72,7%), Янтиковской (68,6%), г.Алатыря (72,4 %). На фоне общего увеличения числа работников с высшим образованием такая тенденция выглядит крайне отрицательно.
Таким образом, положение с кадрами в отдельных ЦБС вызывает серьезное беспокойство. Библиотеки испытывают необходимость в специалистах, умеющих работать с современной вычислительной техникой, со специфическими читательскими группами. До начала 90-х годов библиотекари имели возможность обучаться в институтах культуры Москвы, Санкт-Петербурга и Казани. В настоящее время они из-за финансовых трудностей не могут выезжать за пределы республики.
В связи с этим в республике создана система повышения квалификации библиотечных кадров, которая в значительной мере способна удовлетворить потребности библиотекарей в обучении и повышении профессионального уровня. Разработана Концепция переподготовки и повышения квалификации кадров отрасли культуры в Чувашской Республике (1999-2005 годы). Специалистов с высшим образованием будет выпускать Чувашский государственный институт культуры и искусств, открывшийся в 2000 году. Продолжит выпуск библиотечных специалистов и кафедра чувашской филологии и культурологии Чувашского государственного университета имени И.Н.Ульянова. Базой подготовки специалистов среднего звена является республиканское училище культуры, получившее недавно новое здание. Ежегодно с помощью республиканских курсов повышения квалификации работников культуры совершенствуют свои знания и профессиональное мастерство различные категории библиотечных работников.
Национальная библиотека Чувашской Республики (НБ ЧР), являясь методическим центром, заинтересована, прежде всего, в том, чтобы в кадровом составе библиотек республики преобладали высокопрофессиональные специалисты, свободно владеющие новыми библиотечными и информационными технологиями. В связи с этим библиотека изменила подходы к переподготовке кадров, положив в основу дифференцированное обучение специалистов. Библиотека активно сотрудничает с республиканскими курсами повышения квалификации, участвует в составлении программ курсов и проведении "круглых столов", завершающих обучение, а также привлекает к чтению лекций ведущих сотрудников, имеющих опыт, теоретическую и методическую подготовку. Сами библиотекари - преподаватели регулярно повышают свою квалификацию на семинарах, проводимых крупнейшими библиотеками России. НБЧР также уделяет значительное внимание повышению квалификации своих работников. Для заведующих отделами разработана программа курса "Маркетинг - инструмент обновления". Среди изучаемых тем следующие: "Деловой автограф" (мини презентации сервисных услуг), "Моделирование вариантов поведения конкурирующих организаций" (практикум), "Формирование управленческого имиджа" (тренинг), "Как найти инвесторов, спонсоров, партнеров" (анализ ситуаций). Для молодых библиотекарей созданы курсы профессионального ориентирования на тему "Культура поведения и этикет", "Культура современных деловых отношений", действует Школа информационной культуры. Помимо этого, ежемесячно в отделах библиотеки проводится производственная учеба. С целью координации изучаемых тем создан Сводный план занятий производственной учебы.
В современных условиях отдел научно-исследовательской и методической работы НБ ЧР в рамках непрерывного образования обучает в основном руководителей и специалистов районного звена: директоров ЦБС, заведующих методико-библиографическими отделами, заведующих отделами комплектования и обработки, заведующих отделами обслуживания. Помимо вышеназванных категорий библиотечных работников системой повышения квалификации охвачены специалисты ЦБС, ответственные за проведение социологических исследований, а также библиографы.
С учетом новых реалий, требований к библиотечной профессии система повышения квалификации претерпела существенные изменения. Помимо традиционных семинаров появились новые активные формы повышения квалификации: деловые игры, тренинги, "круглые столы", коллоквиумы и другие. Директора ЦБС получили возможность ежегодно обучаться в Школе современного руководителя, а вновь назначенные руководители - пройти индивидуальную стажировку в отделах главной библиотеки республики. В рамках Школы современного руководителя проведены семинары и совещания на следующие темы: "Библиотеки Чувашии в поисках перемен", "Библиотеки Чувашии на пороге 21 века", "Новые ориентиры формирования библиотечных фондов и организация информационно-библиотечного обслуживания", "Фандрайзинг. Как найти финансовые средства в условиях рыночной экономики", "Компьютеризация в библиотеке: показ новых технологий".
Часто районные ЦБС являются базой проведения республиканских семинаров-совещаний, проводимых для заведующих отделами культуры районов и городов на различные темы, например: "Клубы и библиотеки как центр общественных и социально-культурных инициатив на селе", "Организация работы библиотек в условиях рыночных отношений" на базе ЦБС Мариинско-Посадкого района, "Деятельность библиотек республики по реализации Закона ЧР "О библиотечном деле" на базе ЦБС Моргаушского района. Подобные мероприятия способствуют совершенствованию деятельности библиотек, создают предпосылки для введения инноваций.
Школа маркетинга, Дни методиста, зональные Дни передового опыта ("В поле зрения - новации", "Профилирование: за и против") - это формы повышения квалификации, удовлетворяющие потребности в обучении заведующих методико-библиографическими отделами. На занятиях Школы маркетинга особое внимание было уделено таким актуальным проблемам, как поиск дополнительных источников финансирования, библиотечно-информационный маркетинг, реклама и связи с общественностью, миссия библиотек в современных условиях. Темы занятий Школы: "Видимая библиотека. От заметной к значимой", "Библиотеки Чувашии и рынок: стратегия выживания и развития", "Позитивный имидж библиотеки. Как его создать?", "Как работать со средствами массовой информации?", "Поддержка библиотек Чувашии Институтом "Открытое Общество" и развитие творческой инициативы".
Особое внимание уделяется обучению заведующих отделами обслуживания, от которых во многом зависит качество библиотечного обслуживания населения, организация новых сервисных услуг. Для них предназначены республиканские творческие лаборатории, аукционы массовых мероприятий, ярмарки творческих идей, семинары, например: "Приоритеты и ориентиры в библиотечном обслуживании. Специфика обслуживания отдельных читательских групп", "Неисчерпаемый родник вдохновения" (к 200-летию со дня рождения А.С.Пушкина).
Ответственные за социологическую службу в ЦБС повышают свою квалификацию на Днях социолога, часах научно-исследовательских работ, трибунах социолога, тренинг-семинарах. Например, программа тренинг-семинара "Социально-психологические проблемы чтения" включает лекцию на аналогичную тему, сообщение "Технология проведения акций в поддержку чтения. Опыт американских центров", консультацию "Изучение чтения и читательского поведения средствами социологического исследования", тренинг - класс, где обсуждаются типовые случаи, требующие проведения социологических исследований, разрабатываются основные положения программы исследования, методы и инструментарии, выдвигаются гипотезы, разрабатываются планы проведения исследования. Участники тренинг-семинара разбиваются на группы из 5-7 человек. Каждая группа разрабатывает исследование по одной из трех предложенных тем. По завершении семинара организуются дискуссии, ответы на вопросы участников, производится оценка программ исследований группой экспертов.
Значительное внимание библиотека уделяет повышению квалификации библиографов. Для них проведены республиканский конкурс "На лучший справочно-библиографический аппарат библиотеки", республиканский семинар "Справочно-библиографический аппарат ЦБС: проблемы и решения", практикум "Информационно - библиографическая деятельность ЦБС. Проблемы и перспективы". На практикуме было обучено 15 библиографов из 12 ЦБС республики. Программа практикума охватывала большинство актуальных проблем библиографической работы. Индивидуальные практические занятия позволили слушателям получить практические навыки работы на АРМе библиографа. Методические рекомендации "СБА центральных районных (городских) библиотек" выпущены информационно-библиографическим отделом по итогам конкурса.
Систематически повышают свою квалификацию заведующие отделами комплектования районных и городских ЦБС. Раз в квартал (ранее ежемесячно) для них предназначены занятия групп комплектования, где даются консультации по актуальным проблемам и рассматриваются текущие вопросы, связанные с комплектованием библиотек. Темы занятий групп комплектования: "Основы формирования распределенного фонда национальной литературы народов РФ", "Национальная программа сохранения книжных фондов РФ", "Фонды публичных библиотек: проблемы и тенденции развития" и др. Одна из активных форм повышения квалификации заведующих отделами комплектования - Школа деловой игры. Состоялись 4 занятия этой Школы: "Списание документов: теория и практика", "Утерянные издания: что взамен?", "Технология передачи документов внутри ЦБС" и др. Для приобщения данной категории библиотечных работников к обсуждению актуальных проблем комплектования фондов проводятся часы проблемного разговора, например: "Учет периодических изданий. Новые подходы".
Другое направление работы - проведение семинаров и дней чувашской книги для библиотекарей диаспоры. Подобные мероприятия с 1997 года были организованы в Татарстане, Самарской и Саратовской областях. Богатый материал по чувашской культуре, литературе был представлен на двухдневном семинаре по теме "Роль библиотек в сохранении и развитии чувашской культуры" для библиотечных работников, обслуживающих чувашское население в Республике Татарстан.
Стимулируют творческую и профессиональную активность библиотекарей республики различные конкурсы, объявляемые НБ ЧР. Наиболее удачным из них является республиканский конкурс "Звездный час библиотекаря", проведенный к Общероссийскому Дню библиотек с целью раскрытия творческих дарований и художественного потенциала сотрудников библиотек. Задачи конкурса: активизация творческой деятельности, развитие художественных способностей библиотечных работников, выявление авторов наиболее значительных, оригинальных сценических разработок, публицистических материалов, поэтических произведений. Республиканским конкурсом очерков "Из записок библиотекаря" решалась задача выявления, поддержки и поощрения авторов наиболее значительных, нестандартных очерков по различным проблемам библиотечной деятельности. На республиканский конкурс статей по истории создания библиотек республики "История библиотек в лицах и документах" поступило 19 работ об истории создания районных и сельских библиотек. Среди других конкурсов можно назвать следующие: "Любовью к родине дыша" (на определение лучшей библиотеки по работе с краеведческой литературой), "Память сердца" (на лучшую книжно-иллюстративную выставку о Великой Отечественной войне), "Сделай рекламу библиотеки". С целью повышения квалификации проводятся конкурсы профессионального мастерства библиотекарей, "Деловая женщина ЦБС", КВН "Методист-91".
В помощь профессиональной учебе библиотекарей издаются методические материалы по проведению и организации семинарских занятий в районе: "Учиться, чтобы учить".
В районных и городских ЦБС также сложилась система повышения квалификации библиотекарей, в которой к обучению привлечены заведующие библиотеками-филиалами, молодые библиотекари. Семинарские занятия сегодня - это одна из действенных форм повышения квалификации библиотечных работников. С целью обучения молодых библиотекарей организованы клубы и школы молодого библиотекаря, проводятся практикумы, стажировки. Вновь принятые сотрудники осваивают тонкости библиотечной профессии. Для работников ЦРБ и сельских библиотек-филиалов проводятся методические дни, занятия клубов "Профессионал", "Общение", "Профи". Активно используется такая форма, как выездной семинар. Такие семинары стимулируют работу библиотек, каждый хочет показать все лучшее, что накоплено и используется в работе.
Уникальную возможность в сфере повышения квалификации получили библиотекари Чувашии, образовав в 1998 году Совет директоров ЦБС республики. Кураторы 6-ти зон методических объединений - инициативные творческие директора ЦБС, обладающие организационными способностями, координируют деятельность библиотек в области повышения квалификации, организуют межрайонные, межзональные семинары, школы, творческие встречи по обмену опытом. Среди наиболее интересных мероприятий действующего Совета директоров - "Библиотечный калейдоскоп", творческие лаборатории "Библиосоциальная работа - приоритетное направление в деятельности библиотек", "В поле зрения - новации", "Пока в России Пушкин длится, метелям не задуть свечу:", конкуры "Мисс библиотекарь", Дни передового опыта, альбом-эстафета "Библиотеки - юбилею А.С.Пушкина"
В Алатырской ЦБС семинарские занятия проводятся на базе сельских библиотек - филиалов, что, по мнению методистов, дает положительные результаты: это и обмен опытом, и соревнование, и подтягивание библиотек к уровню передовых. Подготовлен и проведен конкурс профессионального мастерства "Мисс и Мистер -профи".
В Аликовской ЦБС для повышения профессиональной квалификации молодых библиотечных работников организованы стажировки. На семинарских занятиях проводится обмен опытом, показательные мероприятия, круглые столы, дискуссионные часы. Действует Школа сельского библиотекаря, Школа методиста. При методотделе работает клуб библиотечных работников "Мечта".
В Вурнарской ЦБС состоялся библиотечный ринг "Молодые библиотекари".Канашская ЦБС одна из первых в республике внедрила такую форму повышения квалификации, как мастер класс. Здесь занятия проводятся по следующему плану: знакомство с библиотекой, беседа о библиотекаре ("Библиотекарь милостью божьей"), ответы ветеранов библиотечного дела на вопросы молодых библиотекарей ("Спрашивайте - отвечаем"). Также молодые библиотекари получают консультации, рекомендации, выполняют практические задания. Для сельских библиотекарей проводятся трибуны библиотекаря "Передовой опыт: изучение и внедрение в практику".
В Козловской ЦБС проведено социологическое исследование на тему "Профессиональное чтение библиотечных работников ЦБС". Из форм повышения квалификации библиотекарей можно отметить семинары - практикумы, методический час, дискуссионный клуб библиотекарей "Диалог".
В Красноармейской ЦБС с целью совершенствования системы повышения квалификации библиотекарей организованы Школа библиотечного мастерства "Эрудит" (для работников с высшим образованием) и Школа библиотечного мастерства "Поиск" (для молодых специалистов). На семинарских занятиях проводятся библиотечные чтения "История моей библиотеки".
Комсомольская ЦБС внедрила в практику работы "директорские новости", "библиотечные вести", День творческих планов. Работники сельских библиотек обучаются в Школе заочников. С 1995 года работает клуб "Профессионал". Библиотекари не только посещают семинарские занятия, но и сдают зачеты. Например, зачет по теме "Реклама книги". В ЦБС каждый год проходят практику студенты Казанской государственной академии культуры и искусств.
Мариинско-Посадская ЦБС уделяет значительное внимание повышению профессионального и творческого потенциала коллектива. Кроме ежемесячных занятий проводятся двухдневные занятия Школы повышения квалификации, имеющей свою программу. Среди сотрудников библиотек организуются дискуссионные часы по темам: "Инновационные формы: нужны ли они?", "Выгода и прибыль: за деньги или бесплатно?". ЦБС одной из первых стала использовать такую форму, как коллоквиумы. Для библиотекарей с низкой квалификацией проводятся ситуационные практикумы. Вызывают живой интерес проводимые информины по темам: "У российских коллег", "Инновационные формы работы с читателями". Прочно вошли в практику работы часы методиста, способствующие росту профессионального мастерства библиотекарей. Например, были проведены часы методиста по темам "Маркетинговый подход к библиотечному обслуживанию", "Как стать потенциальным грантополучателем?", "10 этапов фандрайзинга". Большой популярностью пользуются эстетические, психологические и правовые минутки по темам: "Умеете ли вы слушать и говорить?", "Искусство ведения спора". Ежегодно сотрудники библиотеки работают над составлением рефератов и творческих работ. Например, отдел обслуживания составил реферат "Эффективные формы массовой работы с читателями" С 2001 года начала работать творческая лаборатория "Мастер -класс" и заочная школа молодого библиотекаря. Тренинг-семинары - составляющая часть Дней методиста, Школы молодого методиста, Школы молодого библиографа. В районе объявлен конкурс на присвоение переходящего звания "Видимая библиотека года". Выпускаются методические листки "Используй в своей работе", "Из опыта твоих коллег".
В Моргаушской ЦБС сложилась определенная система повышения квалификации и обучения библиотечных работников. Основная роль здесь принадлежит семинарам. Темы некоторых семинарских занятий: "Имидж библиотеки, каким ему быть?", "Библиотекарь в современной социокультурной ситуации", "Взаимодействие семьи, школы, клуба и библиотеки в воспитании подростков по месту жительства", "Библиотеки- центры информационного обеспечения населения". Другие формы повышения квалификации данной ЦБС: методический час, практикумы, Дни творческих планов. Итоги деловой игры "Специфика общения библиотекаря с читателями юношеского возраста" послужили основой для составления плана профессиональной учебы библиотекарей. Новым в этом плане является организация клубов "Творчество" и "Профессионал" для работников районных и сельских библиотек. Проведен конкурс "Деловая женщина ЦБС".
В Урмарской ЦБС для начинающих библиотекарей и работников, не имеющих специального библиотечного образования, работает Школа молодого библиотекаря "Профи". Ведущая форма работы в системе повышения квалификации библиотекарей - семинарские занятия. На них рассматриваются актуальные на сегодняшний день темы: "Создание комфортной информационной среды в библиотеке", "Инновационные процессы в библиотеке", "Сохраняя традиции, искать новое". С целью совершенствования работы по повышению квалификации сельских библиотекарей проведено анкетирование "Семинары: прогноз на будущее".
В Чебоксарской ЦБС среди форм повышения квалификации библиотечных работников следующие: семинары, дни творческих планов, практикумы для начинающих библиотекарей. Специалисты ЦРБ и ЦДРБ повышают свои знания на занятиях клуба "Творчество". Клуб "Профессионал" организован для профессиональной и личностной адаптации новых работников. В ЦБС состоялся конкурс "Идея ищет путь" на лучший сценарий среди работников районных библиотек.
В Янтиковской ЦБС с помощью анкетирования "Методическая служба: какой ей быть?" определены наиболее приемлемые для сельских библиотекарей формы повышения квалификации. В 1997 году методическим отделом предпринята попытка открытия платного "консультационного пункта" в помощь поступающим учиться в вузах, техникумах. Продолжает функционировать школа передового опыта "Новые формы массовой работы - в практику работы сельских библиотек". Занятия ШПО проходят в рамках профессионального клуба "Общение", объединившего 37 библиотекарей.
В Яльчикской ЦБС на семинарских занятиях регулярно проходят практические занятия, показательные мероприятия, обмен опытом, разбор конкретных ситуаций. Очень полезным является разбор ситуаций на тему "Трудные случаи планирования". В этой же ЦБС проведен семинар - зачет "Социальная востребованность библиотек". С целью совершенствования профессионального мастерства присуждается премия "Вдохновение". Номинации премии: "За успехи в бизнесе", "За самое интересное мероприятие", "За самую уютную библиотеку", "За лучший план работы".
Среди сельских библиотекарей проведен "круглый стол" на тему "Семинары: вчера, сегодня, завтра"?". На нем были рассмотрены вопросы, касающиеся программы семинара, качества изложения тем, какие вопросы необходимо осветить. Выяснилось, что в большей степени сельские библиотекари нуждаются в выездных семинарах, обмене опытом, использовании активных форм повышения квалификации.
ЦБС г.Чебоксары является методическим центром для библиотек всех систем и ведомств города и координирует их деятельность. Работа ведется в основном по повышению квалификации библиотекарей города. ЦБС г.Чебоксары, понимая необходимость и значимость постоянного профессионального общения, выступила инициатором проведения научно - практической конференции "Библиотеки города: опыт и возможности". Совместно с Республиканскими курсами повышения квалификации работников культуры проведены занятия по темам "Современная литература", "Клубные формы массовой работы в библиотеке". Для школьных библиотекарей Ленинского района города организован семинар "Новые формы массовой работы в библиотеке". Библиотекари взрослой и детской ЦБС, школьные библиотекари Московского района были участниками семинара "Библиотека и краеведение". Семинар - практикум "Внедрение новых информационных технологий в работу библиотек" состоялся на базе библиотеки Чебоксарского кооперативного института Московского университета потребительской кооперации. Опыт координации работы по повышению квалификации библиотекарей города обсуждался участниками научно - практической конференции "Повышение квалификации библиотечных работников города". Сотрудники ЦБС г.Чебоксары проводят кустовые семинары, творческие лаборатории. Например, программа творческой лаборатории "В поле зрения - новации" для методистов 5 районов республики включала ярмарку творческих идей "Нестандартные формы работы в ЦБС г.Новочебоксарск", обмен опытом по темам "Сохраняя традиции - ищем новое: инновации в библиотечном обслуживании", "Некоторые аспекты работы с кадрами в Мариинско-Посадской ЦБС".С целью развития творческого потенциала работников в ЦБС проводились конкурсы профессионального мастерства "Профессии чистейший образец"
Таким образом, в настоящее время в республике сложилась оптимальная система повышения квалификации библиотечных работников. Свою нишу в повышении образовательного уровня библиотечных специалистов занимает отдел научно-исследовательской и методической работы НБ ЧР, активно участвуя в проведении занятий республиканских курсов повышения квалификации, также самостоятельно организует мероприятия для различных категорий библиотечных работников районного звена. Дополнительное профессиональное образование библиотекарей республики осуществляется в основном с помощью проведения республиканских проблемных семинаров, научно - практических конференций, практикумов, стажировок, занятий школ современного руководителя, школ маркетинга, методиста. Районные и городские ЦБС активно используют опыт российских библиотек в области повышения квалификации. За последние годы внедрены творческие лаборатории, мастер - классы, тренинг - семинары. Несколько изменилась такая форма, как семинар, проводятся семинары - практикумы, семинары - зачеты, выездные семинары. Организованы школы библиотечного мастерства "Профессионал", "Творчество", "Эрудит" и др., которые содействуют профессиональному росту библиотекарей. Сравнительный анализ образовательного уровня кадров 1990 и 2000 годов показал, что уровень образования библиотечных работников постепенно повышается.
В то же время кардинально изменить систему повышения квалификации могла бы оптимальная модель непрерывного образования, разработка Программы непрерывного образования специалистов библиотек Чувашской республики, которую уже имеют некоторые регионы России. Библиотечным специалистам необходимо глубоко изучать отечественный и зарубежный опыт непрерывного образования, внедрять все лучшее, передовое в практику своей деятельности, постоянно совершенствовать свои знания, что позволит на высоком уровне обеспечить библиотечно-информационное обслуживание местного сообщества. Это будет содействовать формированию позитивного имиджа библиотек и повышению авторитета их работников.
Григорьева В.В., зав.отделом маркетинга и инноваций Национальной библиотеки Чувашской Республики
|