Eгоров, Н.И. Долгий, долгий путь к государственности
Историческая память человечества сохранила и запечатлела бесчисленное множество страниц, рассказывающих о судьбах многих цивилизаций и культур, стран и народов — страниц, исполненных героизма и духовного подъема, дерзновения и творчества. Страниц, обагренных кровью и пролитыми слезами, отразивших боль и страдания, ужас и разрушения, веру и борьбу, жизнь и деятельность миллионов людей в вечном круговороте жизни. Герои и мученики, вожди и цари, творцы и открыватели, сами народы и страны проторяли человечеству путь вперед, неустанно стремились к будущему, создавая новые цивилизации и культуры, государственные объединения и национальные судьбы, параллельно развивающиеся и взаимообусловленные в спирали времени и прогресса.
В созвездии народов, культур, цивилизаций и государственных образований ярко светит звезда сильного и смелого, трудолюбивого и оптимистического булгаро - чувашского народа, освещая многовековое развитие государственного устройства, этого древнего народа, сохранившего свой потенциал, героизм и стремление к свободе и независимости.
Священное право и священный долг каждого народа — чествовать знаменательные события своего развития, преклоняться перед памятью тысяч известных и безвестных героев и строителей, переосмыслить свой исторический и духовный опыт, нацелить свои мысли, стремления и труд к будущему. Отмечая День чувашской государственности, мы отдаем дань уважения и признательности предшествующим поколениям, которые выстрадали и сотворили многовековую эпическую, трагическую, героическую и оптимистически восходящую историю булгарского народа и чувашской государственности. Отмечая День чувашской государственности, мы обращаем свой взор к минувшим векам, к неисчерпаемым глубинам и путям развития нашего народа, нашей национальной судьбы, осмысливаем материальные и духовные ценности, созданные нашим народом, его вклад в сокровищницу общечеловеческой культуры, в дело социального пpoгресса.
Бесконечно долгим был путь чувашского народа к осознанию своей самостоятельности и самоценности своей культуры, и созданию современного государственного устройства. Начало этого пути лежит в глубокой древности, на рубеже I—II тысячелетий до новой эры, когда из конгломерата пратюркских племен выделяется племя огуров, говорившее на языке булгаро-чувашского типа.
На рубеже новой эры в Центральной Азии на историческую арену выходят оногуры — объединение десяти огурских племен. Само этническое название оногуры, восходящее к огурско-тюркскому словосочетанию оногуры — «десять огурских племен», свидетельствует, что это этносо циальное объединение представляло собой раннее государственное образование, состоявшее из не менее десяти близкородственных племен. Оногуры создали довольно высокую для своего времени кочевническую культуру и обогатили ею ряд соседствовавших народов. Об этом недвусмысленно свидетельствуют многочисленные лексические заимствования в палеосибирских, саяно-самодийских, тунгусо-маньчжурских и, в первую очередь, монгольских языках, содержащие явно выраженные булгаро-чувашские признаки. Известно, что слова проникают из языка более цивилизованных народов в языки других народов, стоящих на относительно низком уровне социально-экономического и культурного развития. Сохранившиеся в современных монгольских (халха-монгольском, бурятском, калмыцком, ойратском и др.) языках почти 500 слов свидетельствуют о мощном влиянии оногуров на культуру своих соседей.
Оногуры были гордым и свободолюбивым народом. Они населяли крайнюю западную периферию пратюркской ойкумены и высоко ценили свою независимость. Когда на рубеже новой эры до их кочевий докатилась волна хуннуской экспансии, оногуры не захотели жить под властью шаньгоев Хуннской империи и откочевали на запад. Начинается великое переселение народов. Источники в первых веках новой эры зафиксировали оногуров в Восточном Казахстане, на территории Семиречья. Здесь они ассимилировали часть восточноиранс-ких племен и получили от них второе этническое название — сабиры. Летние кочевья оногуро-сабиров простирались по Иртышу вплоть до ее слияния с Обью. От этнических названий оногуро-сабирских племен Западная Сибирь получила свое современное название Сибирь (от сабир) или Югории (от оногур). В Западной Сибири оногурские племена сумели присоединить к себе часть угорских племен — исторических предков современных венгров. Не случайно угорско-мадьярские племена впоследствии на западе получают этническое название угры или венгры, оба эти слова восходят к самоназванию оногуров.
В первых веках нашей эры Хуннская империя предпринимает ряд завоевательных походов на запад и свободолюбивые оногуро-сабиры по Сырдарье переселяются в Приаральскую низменность. В этот период их летние кочевья находятся на территории современной Башкирии. Однако здесь им не суждено было задерживаться надолго, вскоре и сюда добралась волна тюркской экспансии, которая оттеснила оногуров, сабиров и другие родственные им племена на запад.
На рубеже III—IV веков новой эры на границе Европы и Азии усиливается союз гуннских племен и значительная часть их из Средней Азии начинает продвигаться вдоль Сырдарьи к южному Уралу, в сторону Поволжья. Находившиеся в Приаралье оногуро-сабирские племена потерпели поражение от надвигавшихся с востока племен гуннской орды и вынуждены были искать новые кочевья. Вскоре они перешли Волгу, вышли в степи Предкавказья и расселились от Каспийского моря до Приазовья и Прикубанья. Здесь многочисленные оногурские племена становятся объектом внимания византийских, латинских, сирийских, персидских, арабских, а позднее — армянских и грузинских историков.
Древние рукописи донесли до нас сведения о многочисленных булгарских племенах, в названиях которых выделяется древний этноним огур. Это собственно огуры и оногуры, а также сарагуры, утигуры, кутургуры, альтциагуры, битогуры, гуннугундуры, котзагиры, котрагиры, кутригуры и т. д., и т. п. и, разумеется, булгары. Во всех этих и им подобных этнических названиях выделяется основа — гур, восходящая к древнему родо-племенному названию огур (при общетюркском огуз), что красноречиво свидетельствует о том, что носители этих этнонимов бесспорно говорили на ротацированном тюркском языке чувашского типа, а следовательно были предками чувашского народа. Так, например, широко известные по византийским и иным историческим источникам утригуры или утургуры — это объединение 30 огурских племен (от древнебулгарского отур «тридцать» и огур, сравните современное чувашское ватар, но тюркское отуз — «тридцать» и огуз — племенное название).
Начиная со второй половины IV века среди оногуро-сабирских племен начинает возвышаться племя булгар из рода Дуло. Впервые этот этноним зафиксирован в анонимном латинском хронографе под 354 годом. С этого времени начинается собственно булгарский период истории чувашского народа. Этноним «булгар» буквально означает «великие огуры», и им историей была предопределена великая миссия объединения вокруг себя всех оногуро-сабирских племен. Однако в 371 году в Восточную Европу вторглись с востока гуннские орды, разорили кочевья оногуро-булгаро-сабирских племен и ушли дальше на запад. Многие булгарские племена ушли вместе с гуннами на запад и приняли участие в разгроме Римской империи. В результате этих завоеваний в Центральной Европе образовалась колоссальная империя гуннов. Наибольшего могущества она достигла при правителе Аттиле (434—453), но вскоре после его смерти распалась на несколько частей. В составе Гуннской империи булгарские племена получили богатый опыт государственно-политического обустройства раннефеодального общества. После распада Гуннской империи в 453 году булгарские племена вместе с остатками гуннов вернулись в Предкавказье. В конце V века булгаро-сабирские племена начинают конфедерироваться в племенные союзы. В византийских, арабских, персидских источниках, относящихся к VI веку, объединившиеся вокруг булгар северокавказские племенные объединения признаются как реальная военная сила, которую стремились склонять на свою сторону как персидские цари, так и византийские императоры. С 558 года в Нижнее Поволжье стали проникать военные отряды тюрков. К 567 году Великий тюркский каганат в основном завоевал Среднюю Азию и Иран, после этого тюрки переключили свое внимание на борьбу за богатства Византии. В первой половине 570-х годов булгарские племена Северного Кавказа и Приазовья были покорены тюрками и включены в состав каганата, однако они упорно продолжали бороться за свою самостоятельность. В 580—590-х годах в тюркском каганате шли междоусобные войны, вызванные решением военачальника Кара-Чурина отделить западную часть империи тюрков и создать самостоятельный каганат. Пользуясь этими междоусобицами, правители булгарских племен смогли собраться с силами и добиться упрочения своего положения внутри Западнотюркского каганата.
В 619 году правитель сабир Органа прибыл в Константинополь и принял там христианство. Он предпринял этот смелый шаг с далеким расчетом на упрочение союза с Византией, направленного против тюрков, но это предприятие успеха не имело.
В 626—630-х годах правители Великого тюркского каганата вели войны с Ираном за господство на Кавказе. В ходе их в каганате вспыхнула очередная междоусобица, продолжавшаяся четыре года. Она закончилась полным развалом государства тюрков. Пользуясь поражением тюрков в борьбе за овладение закавказскими землями, булгаро-сабирские племена Предкавказья и Причерноморья стали создавать самостоятельные государственные объединения, противостоящие Западному тюркскому каганату.
Создание мощного государственного объединения различных племен, объединенных вокруг булгар, удалось хану Кубрату (правил с 632 по 642 год). Образованное благодаря политической дальновидности Кубрата государственное объединение занимало современные обширные южнорусские степи от Северного Кавказа до границ лесостепной зоны. Центральные районы этого государства занимали приазовские степи, а столица, город Фанагория, находилась на Таманском полуострове. За годы правления Кубрата булгарские племена полностью освободились от подчинения Тюркскому каганату, их государственное объединение получило широкую известность среди стран Ближнего Востока и, с благословления Византии, вошло в историю под громким названием Великая или Золотая Булгария.
В 642 году создатель древнебулгарского государства мудрый хан Кубрат собрал на совет своих пятерых сыновей, дал им наказ жить в дружбе и согласии, постоянно крепить мощь государства и с чувством исполненного долга ушел в вечность. Однако сыновья не вняли мудрым советам отца, и вскоре после его смерти земли Великой Булгарии были поделены между его сыновьями.
Согласно византийским источникам, первый сын Кубрата по имени Батбаян (или Батбай-хан, Баян), храня завет отца своего, остался на земле предков, а второй брат Котраг, перейдя реку Дон, поселился напротив первого брата, четвертый же и пятый, переправившись через Дунай, остались вместе со своим войском в подчинении у хана аваров в Паннонии (современная Венгрия), а другой, достигнув Пентаполиса у Равенны, попал под власть Византии. Наконец, третий из них по имени Аспарух, переправился через Днепр и обосновался в низовьях Дуная (современная Болгария).
После развала Западнотюркского каганата в низовьях Волги в середине VII века образовалось новое государство — Хазарский каганат. Разделение ослабило Великую Булгарию, и этим воспользовались правители Хазарии. Однако возглавляемые энергичным и умным ханом Аспарухом оноrypo-булгары встали на защиту своей независимости, но Батбай не поддержал брата. В результате в 675 году Аспарух вынужден был со своим племенем откочевать подальше от Хазарии. Он ушел вдоль северного Причерноморья к устью Дуная и занял земли, подвластные Византии. В 679 году Аспарух одержал важную победу над византийской армией и подчинил южнославянские племена Подунавья. В 681 году было провозглашено создание Болгарского царства, к которому восходит политическая история современной Болгарии.
Подвластные Батбаю, старшему сыну Кубрата, булгарские племена составляли основную часть Великой Булгарии и унаследовали практически всю основную ее территорию. В конце VII века в восточноевропейских степях сложилась федерация двух государственных образований — Хазарского каганата и союза булгарских племен — булгар, сабиров, барсилов, беленджер и др. Их правители пользовались относительной самостоятельностью. Правитель булгар и сабиров Алп Илитвер независимо от хазар ходил в военные походы, заключал мирные договоры, но вскоре хазары прибрали основную власть в свои руки. В 682 году А.лп Илитвер в целях сближения с Арменией и Византией, враждовавшими с Хазарией, пригласил в свою столицу великолепный город Варачан (Беленджер) посольство из закавказской Албании во главе с епископом христианской церкви и принял христианство. Он даже женился на дочери албанского князя, но эти энергичные действия не были поняты и поддержаны языческим населением. В 684 году хазары нанесли тяжелый удар по Албании и Армении, а князь Алп Илитвер вынужден был отдать свою дочь в гарем хазарского кагана в качестве залога покорности и подчинения.
Эти крутые повороты судьбы вносили смятение в жизнь булгарского населения. Группы булгарских племен в конце VII века начинают активно переселяться на север и осваивать благодатные земли южных районов Среднего Поволжья, верховьев Дона и Северного Донца. Таким образом, к концу VII века Великая Булгария окончательно распалась, на смену этноконвергентных процессов пришли этнодивергентные процессы. На арену истории вышли различные булгарские народности — дунайско-болгарская, среднедунайская, приазовская, севернодонецкая, кавказская, волжско-камская и др.
Дунайско-бупгарская народность вскоре восстановила на новом месте свою государственность (681—1018 гг. — период первого Болгарского царства), но оказавшись в среде южнославянских племен, вскоре утратила свой язык и культуру и положила основу славяноязычному дунайско-болгарскому народу. Среднедунайские булгары, откочевавшие в Паннонию вместе с четвертым сыном Кубрата, в конце VIII века были ассимилированы аварами и влились в состав венгерского народа. Приазовские булгары в IX веке были ассимилированы печенегами и впоследствии влились в состав украинского народа. Севернодонецкие булгары объединились с аланами, переселившимися с Северного Кавказа в верховья Северного Донца, Оскола, Дона, в конце IX века были снесены печенегами и разделили судьбу последних. Часть булгар в VII—VIII веках осела в ущельях центральной части Северного Кавказа и в IX веке также была ассимилирована печенегами, а затем кыпчаками и составила основное ядро складывающегося карачаево-балкарского народа.
Из всех древних булгарских народностей наиболее благоприятной оказалась судьба волжско-камских булгар — прямых предков современных чувашей и, отчасти, казанских татар. Только волжско-камским булгарам, несмотря на все исторические потрясения, удалось возродить свою государственность и сохранить этноязыковую самобытность.
В начале VIII века на Северном Кавказе с отдельных стычек и сражений за контроль над Дербентскими воротами разгораются арабско-хазарские войны. В 724 году арабская конница вышла в Предкавказье и вынудила кочевые племена покинуть свои пастбища и уйти на север. В 727—728 гг. воины арабского полководца Масламы разорили земли Хазарского каганата вдоль каспийского побережья и Кубани. В 730 году хазары предприняли ответный и весьма успешный поход против арабов в Закавказье, но в 732 году арабы нанесли новый мощный удар по Хазарии, прошли в глубь страны, выжигая и уничтожая все на своем пути. Заключительный этап арабско-хазарских войн проходил в 735—737 гг. и захватил земли, заселенные в основном булгарами. Воины арабского полководца Мервана только в плен взяли до 20 тысяч булгар. Только согласившись принять мусульманство, хазарский каган получил мир и сохранил независимость своего государства. Хазарский каганат после этих кровопролитных событий вскоре оправился от ущерба, однако для булгарского мира она оказалась губительной. Булгары окончательно потеряли свою независимость, и им навязывали новую веру. Это стало главной причиной переселения прикаспийских и приазовских булгарских племен на северные земли — по правому и левому берегам Волги, на берега Дона и Северного Донца. Это было время крупнейшего перелома в истории этнического и социально-культурного развития булгаро-чувашского народа.
Спасаясь от разорения, пленений и физического уничтожения, булгарские племена, пострадавшие больше всего от набегов арабов, уходили к северу по Волге и расселялись в Закамье в районе верховьев рек Кондурча, Черемшан, Шешма, а также на правобережье Волги выше Самарской Луки вплоть до границ лесной полосы. В конце VIII — начале IX веков в Волго-Камье сложился союз булгарских племен. Взаимоотношения между пришлыми булгарскими и аборигенными племенами в основном были мирными, их этнокультурная и политическая консолидация шла без особых осложнений и довольно быстро.
В IX веке союз булгарских племен в Среднем Поволжье находится еще в даннической зависимости от Хазарского каганата, но это дает булгарам возможность пользоваться Волжско-Камской торговой артерией, обеспечивает выход в Каспийское море, позволяет наладить торговые отношения со странами арабского Востока. С другой стороны, булгары прокладывают торговые пути вверх по Волге на земли славян, в Прибалтику и по Каме — к древним удмуртам, коми и уграм. Булгары-кочевники постепенно становятся оседлыми земледельцами, развивают ремесла и торговлю. На основе транзитной торговли по Волге и Каме развивается экономическая база государственного обустройства. Важное значение для экономического процветания булгар имеет выход на Великий шелковый путь.
Важнейшим итогом социально-экономического развития населения Волго-Камья с конца VIII до начала X веков явилось рождение раннефеодального государства, вошедшего в историю под названием Волжской или Волго-Камской Булгарии, первого государственного объединения в Среднем Поволжье, оставившего яркий след в истории всех народов Восточной Европы, прежде всего в судьбах народов Волго-Уральского историко-культурного региона.
Объединение племен Среднего Поволжья в единое государство произошло при царствовании булгарского эльтебера (по-чувашски следовало бы сказать «ял тĕперĕ») Алмуша, сына Шилки. Установлено, что он царствовал с 895 по 925 год. Год вступления Алмуша на престол, то есть 895 год, принято считать датой образования булгаро-чувашского государства Волжская Булгария.
Территория Волжской Булгарии в годы ее расцвета занимала обширную территорию Среднего Поволжья. Ее рубежи начинались от реки Белой на востоке и доходили до Суры на западе, от Самарской Луки на юге простирались до верховьев Вятки на Севере. Основные массы булгарских племен расселены были на территориях нынешних Самарской, Ульяновской, части Пензенской областей, Татарской, южных районов Чувашской, северо-восточных районов Башкирской Республик. В сферу влияния Волжской Булгарии входили мордовские, марийские, удмуртские, коми-пермяцкие, башкирские земли. Уже в начале X века по уровню своего экономического, социального, политического развития она не уступала Киевской Руси, имела широкие международные торговые и политические связи. Известно, например, что в 920-х годах царь Волжской Булгарии поддерживал тесные дипломатические связи с Хорезмом, Арабским халифатом, Хазарией, кочевыми народами Великой степи и, очевидно, с Киевской Русью, держал послов в Багдаде и других центрах мусульманских стран.
Алмуш был энергичным и дальновидным политиком и многое сделал для упрочения экономической и политической самостоятельности молодого Волжско-Булгарского государства. В 921 году он послал доверенного человека в столицу могущественного Арабского халифата, город Багдад, с письмом на имя халифа. В нем правитель булгар просил халифа о посылке в его страну проповедников ислама, людей, которые помогли бы в строительстве мечети и, главное, «...крепости, чтобы укрепиться в ней от царей, своих противников». Основным противником булгар в то время являлся Хазарский каганат, контролировавший волжскую торговую артерию в его низовьях. Хазарские таможенники взимали пошлину в размере десяти процентов от провозимого по Волге товара со всех купцов, что довольно ощутимо сказывалось на экономическом благополучии Волжской Булгарии, богатеющей в основном за счет транзитно-посреднической торговли. Хазары держали под своим контролем и Великий шелковый путь. Налаживая связи с Арабским халифатом, Алмуш преследовал далеко идущие политические цели — объединить силы двух государств на борьбу с Хазарским каганатом. Он прекрасно понимал, что халифат также был заинтересован в устранении хазар, чинивших препятствия купцам завладеть очень выгодным северным торговым путем, открывающим доступ к дешевому «мягкому золоту» — пушнине. Багдадский халиф принял послов Алмуша и снарядил ответное посольство. В июле 921 года из Багдада в далекую «страну мрака» (в Волжскую Булгарию) выехало посольство халифа Джафара ал-Муктадира. В составе посольства находился писатель Ахмед ибн Фадлан, который оставил нам описание своего путешествия, содержащее ценнейшие сведения о жизни тогдашнего населения Волго-Камского края.
Посольство вступило на земли Волжской Булгарии 12 мая 922 года. В середине июня 922 года на берегах реки Джауширма (ныне Яуширма в Чистопольском районе Республики Татарстан) Алмуш собрал предводителей племен, местной знати и на этом съезде провозгласил ислам официальной религией государства Волжская Булгария. Однако обещанных средств на строительство крепости Алмуш не получил, он изуверился в оказании ему халифом помощи и предпочел сохранять тесную связь со Средней Азией, но тем не менее не прервал полностью и дипломатических отношений с Багдадом. Незадолго до смерти Джафара ал-Муктадира (умер в 932 году) к нему явились гости с далекого севера — целое посольство во главе с сыном царя булгар. Все эти факты свидетельствуют о весьма высоком статусе Волжской Булгарии в международной жизни того времени. Принимая ислам в качестве единой государственной религии, Алмуш стремился создать надежную идеологическую основу для объединения различных родоплеменных структур, но уже на официальной церемонии по случаю принятия ислама племя сувар отказалось подчиниться воле правителя. Конкуренция между различными племенными структурами во внутриполитической жизни Волжской Булгарии была достаточно острой.
В середине X века Волжская Булгария начала чеканить свою монету, причем вплоть до последней четверти этого века право на выпуск своей звонкой монеты, а следовательно и на политическую и экономическую гегемонию в государстве, оспаривали друг у друга два города — Булгар и Сувар — центры одноименных племен. В Суваре свои деньги выпускались до 976 года, но уже в первой половине X века в Булгаре «работает главная мечеть» страны, а после 976 года общеполитическим центром страны становится Булгар, поэтому русские источники о Суваре вообще не упоминают, хотя город процветал вплоть до монгольского завоевания. Налаживание выпуска своих денег свидетельствует об экономической и политической самостоятельности государства. Булгарская звонкая монета имела международное хождение или, как бы мы сейчас сказали, была конвертируемой. Об этом свидетельствуют многочисленные и довольно крупные клады, обнаруженные по всей Восточной Европе.
Весной 965 года князь Святослав вывел свои ладьи по Оке на Волгу и направился в поход на Хазарию. Путь его лежал через пограничные кордоны и земли волжских булгар, но они, по-видимому, не чинили препятствий. Разгром Хазарского каганата русскими в 965—969 годах сыграл прогрессивную роль в дальнейшем развитии Волжской Булгарии и усилил в ней процессы централизации ханском власти.
Заметной вехой в истории Волжской Булгарии является 985 год. Великий князь Киевской Руси Владимир Святославович в начале 80-х годов X века предпринял ряд успешных походов на соседние славянские племена с целью расширить пределы своего государства. Княжение Владимира (978—1015) — время высшего подъема Киевского государства. В 985 году он вместе с тюрками-огузамм предпринял военный поход на булгар. Целью похода, по всей вероятности, было завоевание Волжской Булгарии и ее присоединение к Киевской Руси. Булгары представляли тогда серьезную военную силу и, не надеясь только на свою дружину, Владимир вынужден был обратиться за помощью к тюркам-огузам. Киевская дружина вторглась в пределы Булгарии по Волге на лодках, а конные сторожевые отряды тюрков — по берегу. Состоялось сражение, и, по свидетельству русских летописей, победили киевляне. Однако дальнейшее изложение хода событий дает повод усомниться в этом и предполагать, что победителей в этом сражении не было, и битва закончилась перемирием. Булгары послали к Владимиру своих людей с просьбой узнать, почему де он пришел на булгар с войной. Владимир попросил дани, и булгары ответили: «Когда камень по воде будет плавать, тогда и мы дадим вам дань». Состоялось сражение, победил Владимир и взял несколько булгар в плен. Тут подошел к Владимиру его дядя Добрыня и сказал: «Осмотрел колодников, и все они в сапогах. Этим дани нам не давать, пойдем искать лапотников». Тут Владимир сотворил мир с булгарами и начали ходить между ними (т. е. Киевской Русью и Волжской Булгарией) послы. И сказали булгары: «До тех пор не будет между нами мира, пока камень не начнет плавать, а хмель тонуть». И тут Владимир вернулся в Киев.
Обычно этот интересный рассказ, содержащийся во многих русских летописях, по конъюнктурно-политическим соображениям трактуется совершенно превратно. Так, в «Повести временных лет» издания 1950 года древнерусский текст переведен на современный язык в совершенно перевер-
нутом значении: «Тогда не будет между нами мира, когда камень станет плавать, а хмель — тонуть». Исходя из этого искаженного перевода многие историки высказывали далеко идущие соображения о якобы заключенном в том году мирном договоре между Волжской Булгарией и Киевской Русью. Внимательное прочтение древнерусских летописей показывает, что никакого мира тогда не было, наоборот, булгары с достоинством отказались от предложенного им унизительного мира, и Владимир вынужден был уехать восвояси ни с чем. А это уже дает веский повод усомниться и в достоверности декларируемой летописями победы объединенных военных сил Киевской Руси и тюрков-гузов над булгарами. В действительности Волжская Булгария к концу X века настолько окрепла, что Киевская Русь была вынуждена считаться с ее предложениями.
Когда перед Киевской Русью встала огромного историческо-политического и культурного значения проблема выбора веры, правители булгар в 986 году направляют в Киев своих проповедников мусульманства, чтобы склонить великого князя Владимира Святославовича к своей вере. Этот факт свидетельствует о высоком авторитете Волжской Булгарии в международной политике. Владимир принял это посольство с почестями, собрал бояр и старцев на большой совет, а в следующем 987 году отобрал «мужей славных и умных числом десять» и послал к булгарам, чтобы на месте изучить мусульманские порядки и обычаи. В это же время Киеву свою веру и союзнические отношения предлагали и византийский император, и римский папа, и иудеи. Следовательно, в это время Волжская Булгария в международной политике выступала наравне с Византией и Римом.
Однако Владимир отдал предпочтение укреплению политических связей с Византией, и в 988 году начинается крещение Руси. Этим шагом было обозначено начало противостояния религий и официальных идеологий Киевской Руси и Волжской Булгарии. Тем не менее дипломатические и политические связи между этими государствами продолжались.
К 990-м годам Киевская Русь все определеннее выступает в роли миссионера православной веры. В 990 году Владимир направляет в Волжскую Булгарию православных проповедников во главе с философом Марком Македоняником, но эта миссия особого успеха не имела. Лишь четыре булгарских князя «приидоша из булгар к Владимиру в Киев... и просветишася божественным крещением..,» но это скорее была эмиграция князей, недовольных ростом централизации власти своего хана. Все это свидетельствует о прогрессирующей политической самостоятельности булгар
ского государства, подкрепленной ростом мощи вооруженных сил. Так, военный поход великого князя Владимира Святославовича 994 года получил достойный отпор со стороны булгар и безуспешно провалился. Государственный строй Волжской Булгарии укреплялся вплоть до монгольского нашествия. Социально-политические отношения домонгольской Волжской Булгарии более всего подходят под определение «государственный феодализм». Местные князья и военачальники как наместники верховного царя (эльтебера) управляли городами и сельскими общинами. Основу экономического благополучия составляли пашенное земледелие, отгонное и стойловое скотоводство, транзитно-посредническая торговля. Важной статьей дохода были охота на пушного зверя, бортничество, рыболовство. На высоком уровне того времени были металлургия и ремесленничество, разнообразные изделия булгарских ремесленников, ювелиров и кожевенников высоко ценились на международном рынке. В домонгольской Волжской Булгарии действовали мусульманские мечети и школы при них, возникли и развивались литература и наука, наряду с арабской письменностью, проникшей вместе с исламом с востока, продолжала функционировать западная разновидность тюркского рунического письма. Основным языком в Волжской Булгарии был так называемый среднебулгарский язык — прямой и непосредственный предок современного чувашского языка, содержащий все его характерные фонетико-морфологические особенности. Он выполнял функции языка международного общения и пользовался высоким авторитетом среди соседних народов. Об этом наглядно свидетельствуют многочисленные лексические и иные булгаро-чувашские заимствования в марийских (более 1500), удмуртском (около 500), коми (свыше 300), мордовских (около 200), башкирском (свыше 250), русском (свыше 300) языках. Высок был и уровень материальной и духовной культуры волжских булгар. Булгарский костюм и украшения, вышивка, хозяйственная утварь и архитектура, народные знания, мифология, религиозные верования и фольклор, музыка и танцы насквозь пропитали соответствующие пласты культуры соседних народов, прежде всего марийцев и удмуртов. Даже такая интимная и сакральная сфера духовной культуры, какой является религия, у марийцев, удмуртов и мордвы полностью подстроилась под булгаро-чувашскую. Языческие молитвословия марийцев и удмуртов, например, практически слово в слово совпадают с чувашскими, а последние, в свою очередь, — с молитвенными заклинаниями сибирских тюркских народов, а это убедительно доказывает их центрально-азиатское происхождение.
Волжская Булгария, как равная с равными, поддерживала разносторонние экономические и политические отношения со среднеазиатскими государствами, главным образом с Хорезмом, Киевской Русью, а с XI века — с Владимиро-Суздальским и некоторыми другими русскими княжествами. Эти взаимоотношения в основном были мирными, добрососедскими, но иногда нарушались и военными набегами.
Булгарская армия — конница и пехота — имела хорошее вооружение: луки со стрелами, копья, мечи, сабли, палаши, кинжалы, боевые топоры, ножи, кистени и булавы, а также средства защиты — кольчуги, шлемы, щиты и т. д., пользовалась передовой для того времени тактикой нападения и обороны. На защите рубежей государства стояли около 40 прекрасно укрепленных военных крепостей. Булгарская армия сумела в течение почти двадцати лет оказывать упорное сопротивление монголо-татарским захватчикам.
В начале 1220-х годов, завоевав основные города Средней Азии, монгольские войска обошли с юга Каспийское море и через Иран вторглись в Закавказье. Через купцов эта страшная весть долетела до булгар.
В 1220 году владимиро-суздальские князья, объединившись с правобережными кыпчаками, совершили нападение на богатый булгарский город Ошель. Преодолев мощные крепостные стены и сопротивление защитников города, 15 июня захватчики прорвались в него, перебили оставшихся в живых мужчин, а детей и женщин увели в плен. Город был ограблен и сожжен дотла. Волжская Булгария оказалась меж двух огней. В такой критической ситуации булгарские правители проявили огромную выдержку и политическую дальновидность. Они начали переговоры с Влади миро-Суздальской Русью, и после нескольких попыток между булгарами и великим князем Владимирским Юрием Всеволодовичем было заключено пусть даже унизительное, но чрезвычайно важное для булгар перемирие. Это дало булгарам возможность сосредоточить все ресурсы государства на укреплении обороны южных границ путем строительства валов и засек.
В 1223 году монгольские войска прорвались через Дербент и вышли в степи Северного Кавказа, к кочевьям половцев. Будучи не в состоянии отбиться от монголов, половецкий хан Котяк обратился за помощью к своему зятю, галицкому князю Мстиславу Удалому. По инициативе последнего в Киеве созывается съезд русских князей, на котором принимается решение выступить вместе с половцами против монголов. В битве на реке Калке 31 мая 1223 года 80-тысячное объединенное русско-половецкое войско было наголову разбито. После победы на Калке примерно 50-тысячный отряд монголов пошел на Волжскую Булгарию. Но булгары были начеку, они укрепились в заранее выстроенных засадах где-то в районе Самарской Луки. Когда монголы приблизились, булгары начали обманное отступление, пока монголы «не зашли на место засад, тогда булгары напали на них с тыла, так что они остались в середине; поял их меч со всех сторон, перебито их множество и уцелели из них только немногие». Оставшиеся в живых спаслись бегством, добрались до ставки Чингисхана и рассказали ему о первом и крупном поражении монголов. Булгарская армия сумела отразить также вторжения монголов в 1229 и 1232 годах. Но в 1236 году огромная монголо-татарская армия, возглавляемая внуком Чингисхана Бату, нагрянула на земли булгар и, несмотря на упорное сопротивление, одолела их. Волжская Булгария как самостоятельное государство перестала существовать. Тем не менее булгары предпринимали отчаянные попытки восстановить свою независимость: в 1241 году подняли народно-освободительное восстание князья Баян и Джику, вспыхивали мятежи и позднее, но они жестоко подавлялись.
В 1243 году территория Волжской Булгарии заключается в состав Золотой Орды. Вскоре восстанавливаются разрушенные во время завоевательных войн города, возникают новые. Город Булгар становится летней резиденцией золотоордынских ханов, правивших в Сарае. В Булгарский улус начинается приток населения из других районов Золотой Орды, в основном западных кыпчаков. Сюда переселяются ремесленники, мастеровые люди, камнерезы, строители, мусульманские миссионеры из Средней Азии, главным образом из Хорезма, Закавказья, из других улусов Золотой Орды, что приводит к резкому изменению этноязыкового состава населения. Однако в XII—XIV веках булгарский язык местного населения сохраняется и продолжает выполнять функции языка межнационального общения, более того, он выходит победителем в конкурентной борьбе с кыпчакским. Об этом красноречиво свидетельствуют надписи на надгробных памятниках. Даже прибывшая из Средней Азии и других регионов Золотой Орды разноязычная правящая элита предпочитала оформлять надгробные памятники надписями на местном булгарском языке. Из всех известных в настоящее время надгробных камней почти 90 процентов содержат надписи на булгаро-чувашском языке и только 10 процентов — на золотоордынско-кыпчакском.
С 1359 года в Золотой Орде начались междоусобицы, приведшие постепенно к ее распаду на мелкие ханства. Владетели отдельных ханств совершали грабительские набеги на другие, и эта тенденция углубляется и расширяется. В 1361 году Булгарский улус захватил себе эмир Булат Тимур, но в 1366 году он был убит в Сарае. С этого времени начинается самая трагическая эпоха в жизни булгаро-чувашского народа. Во второй половине XIV века Среднее Поволжье становится ареной борьбы за власть многих ордынских ханов, эмиров и князей. Булгарская земля претерпевала великие страдания и понесла громадные потери от походов орд Токтамыша и грозного правителя Самарканда Тамерлана (Аксак Тимура). В ходе походов Тамерлана 1388, 1391 и 1395 годов его армия разграбила, разгромила и сожгла Бил яр, Булгар, Джюке-тау, Керменчуг, другие города и многие селения закамских районов Булгарского улуса. Во второй половине XIV — первой трети XV веков и русские князья, вступившие в борьбу с Золотой Ордой, и новгородские ушкуйники-грабители совершали разбойнические набеги на булгаро-чуваш-ские города и селения. Полное опустошение булгаро-чувашских территорий довершила Ногайская Орда. В последней трети XIV — первой трети XV веков она систематически грабила города и селения Среднего Поволжья и физически уничтожала население. За 80 лет все булгаро-чувашские города и селения, густо рассеянные по территориям нынешних Самарской, Ульяновской, Пензенской областей, закамской и юго-западной частей Республики Татарстан, юго-восточных районов Чувашской Республики, были окончательно стерты с лица земли. Как теперь установлено археологами, до разгромов на указанных территориях жили полнокровной жизнью около 2000 населенных пунктов. Вся эта некогда цветущая обширная булгаро-чуваш-ская территория превратилась в «дикое поле», пустынную степь, используемую ногайцами в качестве кочевий для своих стад. Сохранившиеся в живых булгаро-чуваши из закамских районов перебежали в Предкамье и Заказанье, а из южных широт правобережья Волги — в центральные и северные районы современной Чувашии, в среду обитания марийцев. Выясняется, что в результате массового, почти тотального геноцида в конце XIV — первой четверти XV веков сумела выжить менее одной десятой части булгаро-чувашского населения. Потеря своей государственности поставила некогда процветавший суверенный народ на грань полного вымирания.
Булгаро-чуваши в этот период потеряли практически все: свою историческую родину и государственность, национальную элиту и многовековые материальные накопления и даже свое национальное самоназвание. Но некогда могущественный народ сумел сохранить свой генофонд и — самое главное, что никому не дано отнять — накопленный в течение всего многовекового развития духовный потенциал. Благодаря ему уже через два-три десятилетия, буквально на глазах одного' поколения, он, как птица-феникс, восстал из пепла и расправил крылья. Из крайне малочисленных остатков булгар в середине XV века в междуречье Аниша, Кубни и Свияги сформировалось новое этническое образование, вошедшее в историю под эт-ноконфессиональным именем «чуваши».
Более многочисленная группа булгаро-чувашей сформировалась и в Заказанье. После очередного переворота в Золотой Орде утративший трон хан Хасан в 1368 году появился в городе Булгаре и объявил себя князем. Он предпринял очередную попытку вывести булгарские земли из подчинения центральной власти Золотой Орды. По указанию Мамая суздальский князь Дмитрий Константинович в 1370 году послал своего брата и сына с войском «на булгарского князя Асана». Правителем в Булгаре был посажен несовершеннолетний султан Мухаммед (Мамед-Султан). Он правил вместе с Хасаном.
В 1371 году нижегородский князь организовал поход против князя Хасана, но он удержался. Княжество Хасана и Мамед-Султана продолжало бороться за свое существование. В марте 1376 года великий князь Дмитрий Донской и суздальский князь Дмитрий направили против них совместное войско, состоялось большое сражение у стен города Булгара. Потерпев поражение, «князи Булгарстии Асан (Хасан) и мамет-Солтан биша челом князю и даша откуп с града...» Вскоре после этих событий Хасан объявляется в Заказанье и основывает город, получивший по его имени название Казань. Старая Казань находилась на реке Казанке в километрах 40 выше от современной Казани. Вокруг Старой Казани, ставшей центром княжества, начинает формироваться группа заказанских чувашей.
В 1437 году разгорелась борьба между астраханским ханом Кичи-Мухаммедом и золотоордынском ханом Улуг-Мухаммедом за владение землями половецкой степи — Дешт-и-Кипчаком. В ходе борьбы удачливее оказался астраханский хан и Улуг-Мухаммед был «...в мале дружине своей изгнан с царицами своими и детьми... Царства своего лишен...» Улуг-Мухаммед пытался закрепиться в Крыму, но там осесть ему не удалось, и он пошел на север, в пределы русских земель. После недолгого «сидения» в Белеве Улуг-Мухаммед, пройдя через мордовские земли, в 1438 году «...перелезе Волгу и засяде пустую Казань». По словам автора «Казанской истории», «худые болгары» в Казани, постоянно притесняемые русскими, «...рады ему бысть...»
Обосновавшись в Среднем Поволжье и подкрепившись силами, Улуг-Мухаммед весной 1439 года пошел с войсками на Русь, занял Нижний Новгород, дошел до Москвы, взял ее в осаду. «Града же не взял, токмо дань на вся своя взяша, и прочь оти-де». Некоторое время он «засяде в Ново-городе Нижнем», а затем возвратился в Казань. К нему «...нача собиратися в Казань срачини и черемиса, развие по услусом казанским». В 1444—1445 гг. Улуг-Мухаммед предпринял несколько походов на русские земли. Осенью 1445 года хана Улуг-Мухаммеда не стало и «сел в Казани царствовати» его старший сын Мумутек (Махмуд), который взошел на трон, убив последнего булгарского царя Алимбека (Али-бея). Таким образом, булгарская династия в Казани сошла на нет. Отчаянная попытка заказанских булгаро-чувашей восстановить свою государственность была задушена ордынскими ханами. На руинах булгаро-чу-вашского «Казанского царства» образовалось Казанское ханство и «...начаша зби-ратися ко царю мнози варвари от различных стран: от Златыя Орды, от Асторохани, и от Азова и от Крыма».
В годы правления Мамутека (1445—1466) Казанское ханство, как писал профессор Н. Н. Фирсов, «...быстро поднялось и заняло выдающееся положение в Восточной Европе как коммерческий и экономический центр». В последующем из 14 ханов, правивших на казанском престоле, семь были ордынского происхождения, последним из династии чингизидов на казанском престоле был Мухаммед-Эмин (умер в 1518 году). Основная часть чувашей в середине XV века оказалась в сфере политического влияния Казанского ханства, в создании которого, по данным исторических источников, большую заинтересованность проявляла феодальная верхушка заказанских чувашей, хотя правящей элитой выступали пришлые золотоордынские феодалы.
Первоначальная территория Казанского ханства складывалась вокруг центральных районов Волжской Булгарии, где основное население состояло из местных булгаро-чувашей. В сферу влияния Казанского ханства вошли также традиционно подвластные булгарам земли мари, удмуртов и мордвы. Следовательно, Казанское ханство в первое время, особенно в пору его становления, было скорее булгарским, чем собственно татарским государством. Современный казанско-татарский этнос начинает складываться только со времени становления Казанского ханства, в результате метисизации и постепенной ассимиляции аборигенных булгаро-чувашей постоянно вливающимся с южных районов золотоор-дынско-кыпчакским этническим компонентом. Ассимиляция булгаро-чувашей При-казанья и Заказанья, а также междуречья Волги и Свияги завершилась только в конце XVII века.
В период существования Казанского ханства на правобережье Волги чуваши в основном занимали северную половину современной Чувашии. На западе этой территории, в междуречье Цивиля и Суры, шел интенсивный процесс ассимиляции чувашами горных марийцев. Правобережные булгаро-чуваши традиционно развивались в относительной изоляции от левобережных и ревностно сохраняли свою самобытность. В ходе возвышения Казанского ханства реальная политическая власть в государстве постепенно сосредоточивалась в руках пришлой золотоордынско-татарской феодальной знати, аборигенное булгаро-чувашское население утрачивало свои права и превращалось в «черный люд» и подвергалось нещадной эксплуатации со стороны татарской аристократии. Особенно тяжелому угнетению подвергались заказанские и приказанские булгаро-чуваши. Не выдерживая феодально-национальный гнет, левобережные булгаро-чуваши начинают переселяться в относительно самостоятельные правобережные районы Чувашии.
Среднее Поволжье традиционно являлось ареной борьбы между Востоком и Западом за овладение великим торговым путем — Волгой. После образования Казанского ханства резко обострились межгосударственные отношения между Москвой и Казанью. Территория Чувашского Поволжья становится ареной непрерывных военных действий между московскими и казанскими войсками. Русские летописи показывают, что по чувашской земле русские полки проходили на Казань или в пределы ханства более 30 раз (в 1455, 1461, 1467, 1469, 1470, 1478, 1482, 1484, 1485, 1486, 1487, 1497, 1498, 1499, 1500, 1506, 1508, 1512, 1515, 1520, 1523, 1524, 1525, 1530, 1532, 1536, 1539, 1543, 1545, 1547, 1547—48, 1594—50 годах). В свою очередь казанские войска шли против русских по чувашской земле также свыше 30 раз (в 1439,1444,1445, 1446, 1448, 1467, 1468, 1475, 1478, 1505, 1520, 1532, 1533, 1534, 1535, 1536 (три раза), 1537, 1539, 1540, 1541 (пять раз), 1542, 1543, 1545, 1548, 1549 годах). В ряде случаев военные действия происходили непосредственно на территории Чувашии. По далеко не полным подсчетам, ожесточенные сражения на чувашской земле происходили в 1467, 1468, 1469, 1470, 1487, 1506, 1508, 1523, 1524, 1530 годах. Военные походы и сражения разоряли и опустошали чувашские селения, приносили неисчислимые бедствия народу. Тягостным бременем легла на чувашских крестьян служба в ханском войске. Тяжелое положение народных масс еще более усугубилось во второй четверти XVI века, когда в связи с резким обострением политических отношений между Московским государством и Казанским ханством непомерно возросли размеры поборов с податного населения. Хану и татарским феодалам чувашские крестьяне платили до 20 видов натуральных и денежных податей и пошлин.
Многострадальный чувашский народ вновь, уже в который раз в своей истории, оказался между двух огней. Перед ним встал вопрос — с кем быть? Чуваши долгое время верой и правдой служили казанским ханам: чувашские ополченцы, подчиняясь казанским военачальникам и своим тарханам, не раз участвовали в ожесточенных боях против русских завоевателей. Однако в течение первой половины XVI века, особенно в период правления хана Сафа-Гирея, когда положение трудовых масс стало невыносимо тяжелым, зарождается и укрепляется национально-освободительное движение всего чувашского народа против ханского ига. Однако соотношение сил было таково, что чувашские и другие народы края, даже объединившись вместе, не могли только своими силами одолеть Казанское ханство. В борьбе за освобождение от опостылевшего ига взоры чувашского, марийского и мордовского народов, Горной стороны, все чаще с надеждой начинают обращаться в сторону западного соседа, русского народа. Таким образом, национально-освободительное движение чувашского и других народов Горной стороны, направленное против Казанского ханства, постепенно стало сочетаться с политикой Русского государства, преследующей цель подчинить ханство и присоединить его территорию. Однако, по всей видимости, интересы народов Горной стороны прежде всего заключались в устранении с помощью русских военных сил ненавистной ханской власти и установлении самостоятельности.
В конце 1546 года в Москву к великому князю Ивану IV прибыли посланцы от горных людей — чувашей и горных марийцев — и от имени своих народов «били челом» государю всея Руси, чтобы он «послал рать на Казань» и что их народы «хотели государю великому князю служити и великого князя воевод за Василегородом встретити, и с воеводами идти х Казани» и «царя (Сафа-Гирея) с Казани сослати». Московское правительство вняло просьбе посланцев, в результате народного восстания и совместных операций русских и чувашско-марийских войск 1547 года правобережные районы ханства были освобождены от казанской военно-феодальной администрации. С 1547 года по лето 1551 года Чувашия по существу не подчинялась казанскому ханству и не входила в состав Русского государства, т. е. была относительно суверенной. Логика всех исторических событий середины XVI века показывает, что горные люди прежде всего добивались реальной возможности для дальнейшего самостоятельного политического и экономического развития края. Перспектива перейти в полное владение Москвы их не устраивала. Это прекрасно осознавало и московское правительство. Послов Горной стороны в Москве осыпали дарами, а царские пожалования были подтверждены жалованной грамотой с золотой печатью. Но в то же время Иван IV отправил дьяка Ивана Выродкова в Угличский уезд с поручением вырубить здесь стены и башни будущего города, чтобы весною в разобранном виде доставить их по Волге в устье Свияги. В апреле 1551 года изготовленные материалы в сопровождении пяти русских полков, дворян и детей боярских из многих городов, а также 500 человек, перешедших на сторону русских казанских людей во главе с касимовским царем Шах-Али, были отправлены по Волге строить город Свияжск. Он заложен 24 мая 1551 года и воздвигнут за четыре недели. Целью постройки Свияжска было не только создание надежного плацдарма для наступления на Казань, но и отторжение Горной стороны от Казанского ханства и приведение в покорность народов правобережья Волги. В возведенный город стали приходить делегации горных людей с просьбой, чтобы царь Иван IV «гнев свой отдал, а велел бы им быти у Свияжского города и воевати их не велел». Вскоре свияжские воеводы получили царский приказ привести всех жителей Горной стороны к присяге в том, чтобы: служить великому князю и царю; во всем соблюдать выгоду великого князя; от города Свияжска не отступать; дани всякие и оброки черным людям платить, как прежним царям платили и как новый государь им повелит; русских всех пленных освобождать и никак у себя русских не держать. Чтобы показать свою верность и покорность Ивану IV, горные люди должны были собраться и идти войною на Казань под надсмотром русских воевод. Обычно утверждается, что вхождение Чувашии в состав Русского государства было добровольным и мирным, одна-
ко «царственна книга» и «Летописец начала царства» прямо свидетельствуют, что Горную сторону государь «Божьим милосердием да саблею взял до их челобитья».
Факты доказывают, что отторжение Горной стороны проводилось по глубоко продуманному Московским правительством плану. Точного, ясного и добровольно выраженного согласия народа не было, а последовательно реализовывалась широкая программа подкупа части населения и колонизации края. Все лето 1551 года по 500—600 человек горных людей ездило в Москву. Это были делегации не от какого-то единого народа, но от населения разных народов Горной стороны, включая и татар, а водили их русские люди. Так, известную делегацию Магомеда Бозубова и Ахкубека Тогаева «с товарищи» возглавлял Г. С. Плещеев. Иван IV одаривал их «великим жалованием»: конями, доспехами, деньгами, дорогой одеждой, кормил и поил у себя за столом. По словам летописцев, московский двор прежде никогда и ни для кого не делал таких щедрых расходов.
Горные люди наивно мечтали, что сбросив с помощью далекой Москвы иго близкого Казанского ханства, они обретут желанную свободу, быстро поправят свое экономическое положение и обустроят свое государство, но горько ошиблись. Московское государство в лице воевод Свияжска оказалось даже ближе, чем Казань. В 1552 году 150-тысячное русское войско осадило Казань и 2 октября Казанское ханство перестало существовать. Овладев Казанью, русское правительство приступило к организации своего аппарата управления и созданию военно-опорных пунктов. Для управления вновь присоединенной областью Среднего Поволжья в Москве было создано высшее правительственное учреждение — Казанский дворец, который осуществлял на подчиненной ему территории полную власть, включая экономические, политические, судебные и военные функции, и преследовал цель пресекать «шатость, смуту и измену». А они не заставили себя долго ждать. Обманутые в своих надеждах на лучшее будущее, народы Среднего Поволжья поднялись на национально-освободительную борьбу против колонизаторов края. Уже в начале 1553 года в 15 верстах от Казани, в районе Высокой Горы, казанцы создали вооруженное ополчение и успешно отразили выступление двух русских отрядов из Казани.
На Горной стороне разгорелась национально-освободительная борьба под предводительством Мамыш-Бердея. В ходе партизанской войны потерпели поражение отряды боярина Б. И. Салтыкова и 36 боярских детей. Ставка повстанцев находилась на Сундырской горе в крепости Чалым. Свияжск оказался отрезанным от города Васильсурска и ближайших русских территорий. Перед Мамыш-Бердеем восставший народ Горной стороны поставил задачу — восстановить былое государственное устройство. В Чалым был приглашен из Сарайчика брат Сююмбике Али-Акрам с воинами и был провозглашен новым ханом. Летом 1553 года волна повстанческих движений распространилась по всему краю. Побережья Волги, Вятки, Камы и других крупных рек прочесывались русскими карательными отрядами, которые беспощадным террором над татарами, чувашами и марийцами пытались усмирить национально-освободительную борьбу. К осени правительству Ивана IV стало ясно, что население Казанского ханства не думает покориться Москве. Тогда на земли повергнутого ханства двинули большую армию, перед которой была поставлена задача вести беспощадную войну на разрушение экономической основы жизни и истребление населения. Летом 1554 года антирусская противоколонизаторская война вновь охватила территорию Среднего Поволжья, но вскоре во многих местах она была подавлена специальными формированиями князя И. Ф. Мстиславского. В 1555 году карательными отрядами восстание было подавлено, после этого крупных военных операций уже не было. Но в следующем году повстанческое движение возобновилось, резко усилились и карательные операции русских отрядов. Они захватили Чалым, хан Али-Акрам погиб, Мамыш-Бердей хитростью был схвачен в плен и казнен в Москве.
Чувашский народ, волею исторической судьбы попавший под национально-колониальный гнет Русского государства, вплоть до конца XVIII века вел упорную борьбу за свою свободу и независимость. Исторические документы хранят известия о важнейших народных возмущениях, происходивших в 1557, 1567, 1571—73, 1574, 1579, 1581—85, 1587, 1592, 1605—07, 1608—11, 1615—1619, 1648, 1662—64, 1667—70, 1670—71, 1675—83, 1707—08, 1735—40, 1743—45, 1746—47, 1747—48, 1755, 1756, 1762—63, 1768, 1773—75 годах. Но соотношение сил было явно не в пользу чувашского народа. Пребывание чувашей в течение почти 700 лет под монголо-татарским игом и российским национально-колониальным гнетом привело к распространению среди значительной части народа этнического нигилизма, забвению своей истории, неуважению к национальной культуре, к своему народу. Тем не менее, несмотря на невиданно тяжкие испытания, наш народ не склонял головы перед поработителями. Он сумел сохранить свой национальный характер, свой язык, веру, нравы и обычаи, чудесный и богатый фольклор, он не только сберег, но и развивал богатую и самобытную материальную и духовную культуру.
Во второй половине XIX века, в эпоху первого национального Возрождения, шло формирование и утверждение чувашской нации, широким фронтом развертывалась кропотливая работа за национальную независимость, за воспитание национальной элиты, за зарождение и умножение искусства, культуры, науки и образования.
Следующим переломным этапом в истории чувашского народа стал рубеж XIX—XX веков. В годы буржуазно-демократической революции 1905—1907 годов в Чувашии начали возникать первые национально-демократические организации — крестьянские и учительские союзы, стала издаваться первая легальная еженедельная газета на чувашском языке «Хыпар», которая сыграла заметную роль в распространении идей национально-государственного объединения чувашей, в сплочении национальной элиты и укреплении демократической мысли. Неоценимо велика роль в воспитании национальной интеллигенции и ее сплочении И. Я. Яковлева и его школы, научного подвига Н. И. Ашмарина, вернувшего народу его историю, Н. В. Никольского, осчастливившего чувашей подлинно народной газетой, и многих-многих других общественно-политических деятелей и творческой интеллигенции.
В мае 1917 года в Казани создается «Союз мелких народностей Поволжья», в том же году в Симбирске состоялся общечувашский национальный съезд. В резолюции этого съезда подчеркивалось, что он выступает за созыв Всероссийского Учредительного собрания, установление Российской демократической республики, предоставление культурно-национальной автономии мелким народностям, а при создании соответствующих условий — образование Российской Федеративной республики. Съезд учредил «Чувашское национальное общество».
Временем ускоренного подъема национального самосознания и расширения политического кругозора чувашского народа стали 1918—1919 годы, когда была создана широкая сеть национальных учреждений и организаций, налаживалось национальное газетно-журнальное производство, создан Чувашский отдел при Народном Комиссариате по делам национальностей (Нар-комнац) РСФСР, при котором велась подготовительная работа по выделению чувашей в отдельную административную единицу, которую возглавлял Д. С. Эльмень. Чувашский отдел при Наркомнаце 3 января 1920 года представил в коллегию своего комиссариата «Краткий доклад о выделении чувашского народа в особую административную единицу» с просьбой передать его в Комиссию ВЦИК по вопросам о новом территориальном делении РСФСР. В документе сказано: «Выставляя такое требование, чувашские трудовые массы не стремятся обособиться, отмежеваться от других частей РСФСР, лишь преследуют задачу, чтобы живое тело чувашского народа не было раскроено на отдельные части, а объединено в одно целое. Такое условие дает им возможность централизовать всю работу среди них как по политическому воспитанию, так и по поднятию культурного уровня и улучшению экономического быта». 24 июня 1920 года Совнарком и ВЦИК приняли декрет «Об автономной Чувашской области». Власть на территории вновь созданной области до созыва I съезда Советов передавалась Революционному комитету. В ноябре 1920 года Ревком созвал I областной съезд Советов, на котором был избран облисполком Чувашской автономной области во главе с Д. С. Эльменем. Несмотря на все трудности национально-государственного строительства и противоречивость этого процесса, образование чувашского государства прошло вполне спокойно.
С образованием Чувашской автономной области, к сожалению, была отброшена идея национально-культурной автономии. В результате о существовании доброй половины народа в разных регионах России постепенно стали забывать. Вопрос о чувашской диаспоре стал даже запретным и опасным, ибо правящие круги видели в нем проявление национализма. В сентябре 1921 года территория Чувашской области несколько расширилась. Развернулась подготовительная работа по преобразованию области в республику. В конце 1924 года руководящие органы Чувашии представили в ВЦИК проект преобразования. 21 апреля 1925 года Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет постановил преобразовать Чувашскую автономную область в Чувашскую Автономную Советскую Социалистическую Республику.
Чувашский народ с достоинством прошел через эпоху куцой краснознаменной советской социалистической автономии, вынес и голод, и лишения, пережил коллективизацию и репрессии, погибал за большую родину на фронтах Великой Отечественной войны и живым вернулся победителем, голодал в тылу и кормил фронт, строил коммунизм и растил детей в надежде на светлое будущее. Прошел через огонь и воду, и медные трубы и сохранил оптимизм. При первой же возможности он начал в меру своих сил укреплять статус своего государства. Чувашия, пусть пока в большей части лишь номинально, но стала полноправной республикой, получила атрибуты государственности — свой государственный Герб, свой государственный Флаг, свой государственный Гимн. В 1993 году народ ЧР впервые в своей истории свободным волеизъявлением выбрал первого в своей истории президента и на древнем своем языке благословил его на добрые дела во благо нации, во укрепление государства. Народ, как всегда, проявил мудрость и не ошибся в выборе. Президент весомыми делами оправдал всенародное доверие: Чувашию почувствовала Москва, о Чувашии заговорили в мире, Чувашия прорубила окно в мир.
Самым значительным событием в новейшей истории государственного строительства чувашского народа, равным по значимости с образованием Чувашской автономии в 1920 году, безусловно, является акт подписания 27 мая 1996 года в Москве Президентом Российской Федерации Б. Н. Ельциным и Президентом Чувашской Республики Н. В. Федоровым «Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти Чувашской Республики». Подписание этого документа стало возможным только потому, что и Россия, и Чувашия вышли на качественно новый этап экономического и социального развития, оно заложило прочный фундамент для достойного будущего народа Чувашии, его государственности. Республика получила право выступать самостоятельным участником в международных и внешнеэкономических связях. Подобными возможностями пока не обладает ни один другой субъект Российской Федерации.
Нынешняя Чувашская Республика — это олицетворение всего ценного и непреходящего в нашей многовековой и славной истории, эпохальное завоевание миролюбивого и гордого чувашского народа. В ходе тысячелетнего развития булгаро-чувашский народ постепенно наращивал свою мощь, формировал те черты, которые характеризуют его как единую исторически сложившуюся общность с собственным духовным обликом. За всю историю нашего народа ни на минуту не обрывалась главная связующая нить между его прошлым и настоящим, никогда не останавливался процесс духовного развития и обогащения внутреннего мира народа, накопления энергии для создания суверенной государственности. Пусть наши сегодняшние дела и помыслы будут связующим звеном между настоящим и будущим, и наши внуки и правнуки воплотят в жизнь сокровенные чаяния всех поколений своих предков.
|