Ресурсы О библиотеке Профессионалам        О Чувашии
 Ресурсы:
 Каталоги
НБЧР
 Каталоги
консорциума
 Электронная
библиотека
 Поиск по
сайту
 Справочная
служба:
 Спроси
библиотекаря
 О библиотеке:
 Новости
 Мероприятия
 Проекты
 Нормативная
документация
 История
 Публикации
 Основные показатели
 Адрес
 Услуги
 Отделы
 Администра-
ция
 Партнеры
 Почетные читатели
 Дарители
 Библиотеки
республики:
 Публичные
 Государ-
ственные
 Других
ведомств
 Профессио-
налам:
 Метод.
кабинет
 Работникам
культуры
 Издания
 Полезные
ссылки
 О Чувашии:
 Справка
 Чебоксары
 Чувашия в
рос. печати
 Новые книги
о Чувашии
 Периодика
Чувашии
Юбилейные даты
 Краеведение
 СМИ о куль-
туре Чувашии
 На главную
 Статистика:
Национальная библиотека Чувашской Республики

Библиотека - это открытый стол идей, за который приглашается каждый...
А.И. Герцен

История и культура народов Чувашии как потенциал духовного развития общества


Харитонова Валентина Григорьевна,
заместитель директора
Чувашского государственного
института гуманитарных наук

Тема духовности востребована и актуальна для общества в целом и для представителей многих сфер жизни людей.

23 января 2004 года состоялась научно-практическая конференция «Духовность общества: проблемы формирования и пути их решения», проведенная Министерством культуры и по делам национальностей Чувашской Республики с участием Чебоксарско-Чувашской епархии, Духовного управления мусульман Чувашской Республики, органов государственной, исполнительной власти и учреждений Чувашской Республики. С вступительным словом к участникам конференции обратился Президент Чувашской Республики Н.В. Федоров, принявший активное участие в обсуждении докладов и сообщений. Президент констатировал, что строительство дорог, школ, учреждений культуры, в том числе и храмов, не всегда и не так быстро, как хотелось бы, развивает общество в плане духовного развития. Также Н.Федоров обещал самое пристальное внимание уделить предложениям и рекомендациям участников конференции в целях практического воплощения их в рамках не только Чувашии, но на уровне России, напомнил о личной ответственности каждого в решении поставленных на повестку дня конференции проблем. Проводимая в республике политика духовного, культурного возрождения Чувашии, несмотря на сложные экономические и социальные условия истекшего десятилетия, вызвала активизацию работы по формированию и решению проблем духовного, морально-нравственного развития общества, личности[1].

Благодаря поддержке Президента Чувашской Республики, Кабинета Министров Чувашской Республики, взаимодействию с органами власти и местного самоуправления, с общественными организациями, творческими объединениями в целом удалось добиться положительных изменений в сохранении, формировании и развитии духовно-нравственных ценностей общества, гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений, воспитания толерантности, определении роли искусства, литературы и СМИ. Перед обществом были поставлены следующие задачи: развивать основные формы деятельности по формированию духовности общества; закрепить положительные результаты, сосредоточив усилия на мобилизации имеющегося потенциала интеллектуальных сил на решение современных проблем в соответствии с приоритетами; обеспечить активное участие культурных, образовательных учреждений в дальнейшей реализации программных мероприятий; развивать формы сотрудничества в духовно-нравственной и историко-культурной сферах; обеспечить взаимодействие между государственными учреждениями и общественными организациями.

Дальнейшее развитие идеи духовного развития общества нашли отражение в Послании Президента Чувашской Республики Н.В.Федорова Государственному Совету Чувашской Республики «Думать по-новому, работать творчески» от 28 декабря 2005 года, Указе Президента от 28 декабря 2005 г. № 127 «О годе духовного просвещения». В данных документах получил дальнейшее развитие тезис о том, что «… Только сила нашей духовности сохранит наш этнос, наш народ, защитит его природную колыбель, обеспечит здоровое потомство для будущего». В конце 2005 года была утверждена республиканская целевая программа «Культура Чувашии:2006-2010 годы», состоящая из ряда подпрограмм: «Развитие культуры и искусства в Чувашской Республике», «Реализация Концепции государственной национальной политики Чувашской Республики», «Развитие архивного дела в Чувашской Республике», «Средства массовой информации, полиграфии и книгоиздания в Чувашской республике». Основными целями Программы обозначены: развитие и реализация культурного и духовного потенциала народов, проживающих в чувашской республике, как основы ее динамичного развития, обеспечение государственных гарантий доступности достижений национальной, отечественной и мировой культуры для жителей Чувашии. В начале 2006 года принят План мероприятий по реализации Указа Президента Чувашской Республики «О годе духовного просвещения»[2].

Проблемы выживания человечества, предотвращение экологической катастрофы, гармонизацию межгосударственных, межнациональных, межличностных отношений возможно решить через формирование гуманистической политики на основе духовно-нравственного возрождения. Одну из методологических основ духовно-нравственного воспитания составляет наряду с другими факторами этнокультурное наследие народов России, в том числе богатое культурное наследие чувашского народа. Научные исследования сегодня показывают, что семья, в том числе и сельская чувашская семья, повсеместно утрачивает важнейшую функцию – передачу основных культурно-нравственных традиций последующим поколениям[3]. В современном обществе коммуникационная деятельность, в результате которой происходит обмен этнокультурной информацией, осуществляется главным образом в следующих сферах деятельности: СМИ, образование, продукты науки, культуры и искусства (книги, спектакли, картины, фильмы, архитектурные сооружения, музейные экспонаты и т.п.), мероприятия национально-культурного плана, (конференции, семинары, фестивали, концерты и т.п.), бытовое общение. Актуализация процесса восприятия этнокультурной информации, способной оказать влияние на интеграционные процессы, формирование толерантного сознания как никогда актуальна для нашего общества. На первый план выходит задача позиционирования богатого культурного достояния народов России, передаваемого через гуманитарные науки в научно-информационном и культурном пространстве, в первую очередь Чувашской Республики, Приволжского федерального округа, и России в целом.

Развитие самих гуманитарных наук характеризуется пересмотром многих известных материалов, вводом в научный оборот огромного массива недоступных ранее исследователям первоисточников, историко-научной информации. Эта тенденция была положена в основу многих исследований 90-х годов, в том числе вносящих ревизию конкретно-исторического материала, его переоценку, популистские и сенсационные разоблачения и т.д. Постепенно произошел переход к более глубокому теоретическому осмыслению фактов, анализу причин механизмов и последствий исследуемых событий и явлений, развиваются новые технологии, разрабатываются концептуальные подходы современной научно-технической политики.

На наш взгляд, научно-информационное и культурное пространство региона сегодня – это Приволжский федеральный округ, позволяющий объединить отдельные инициативы региональных центров, в том числе по научной культурно-информационной политике.

Урало-Поволжье – это область, где традиционно происходит сравнительное изучение финно-угорских, тюркских, славянских народов и культур. Позиционирование культурного достояния Чувашии, гуманитарных знаний в научно-информационном и культурном пространстве региона – ПФО – заключается, прежде всего, в выработке механизмов как внутренней, так и внешней работы[4].

Вопросы этноса, этнической политики получили в последнее десятилетие ХХ века довольно острое развитие. Как отмечают исследователи «процесс становления этнокультурного движения был сложен и имел многофакторную детерминацию. В значительной степени он был реакцией на унылую идеологизированную универсализацию культурного бытия недавнего советского прошлого»[5]. Мы наблюдаем довольно широкое и активное развитие этнокультурных сообществ, эти процессы для многонациональной России не новы и всегда находились под пристальным вниманием, как этнологов, культурологов, так и политиков.

Приволжский федеральный округ также характеризуется многонациональностью. На территории округа расположен ряд национальных республик, имеются места компактного проживания различных этносов, что позволяет сохранять и развивать национальные культуры. Ученые отмечают: «...этноконфессиональные вопросы в округе в целом решаются достаточно удачно благодаря энергичному и компетентному управлению и позитивному участию лидеров и активистов неправительственного сектора... Сказывается и более высокая степень историко-культурной интеграции населения данного региона. В Поволжье и в Приуралье в рамках единого исторического государства на протяжении столетий сохраняется сложная этническая и религиозная мозаика и взаимообогощающий культурный симбиоз наряду с межрелигиозным диалогом»[6].

Несмотря на такую положительную оценку, процессы этнокультурного развития народов проходят неоднозначно и имеют ряд интерпретаций. Тут и опасения того, что «экзоизация этнических общностей и придание этничности фундаментального характера чреваты дальнейшей разобщенностью граждан», и понимание необходимости активизации усилий, направленных на дальнейшее развитие российской гражданской и социально-культурной идентичности»[7].

Две противоречивые тенденции характерны для современного российского общества, с одной стороны – нежелание этноса быть поглощенным чужой культурой и утратить связь с собственной корневой традицией, потерять свою этнокультурную и конфессиональную идентичность, а с другой стороны – необходимость построения, сохранения и воспитания общегражданской, общероссийской идентичности. «Социально-культурный багаж современного человека – это, прежде всего общероссийский комплекс и в своей повседневности они, прежде всего россияне с различиями физического, возрастного, социального, психологического характера, чем этнические особенности».

Все эти аспекты характерны для развития чувашского этноса и других этносов, проживающих на территории Чувашской Республики.

Чувашская республика – один из субъектов Российской Федерации, в ней проживают лица 97 национальностей и 9 этнических групп. Изменения в национальном составе обусловлены воздействием следующих факторов: естественным движением населения, процессами внешней миграции, сложившимися под влиянием распада СССР, а также ассимиляцией отдельных этносов и, как следствие, сменой этнического самосознания под влиянием смешанных браков и других явлений. Численность постоянных жителей Чувашской Республики составляет 1313,9 тыс. человек (по данным Всероссийской переписи населения 2002г.), в том числе численность чувашей составляет 889,3 тыс. чел. (67,7%). Далее по численности населения в республике следуют русские – 348,5 тыс. чел. (26,5%), татары – 2,7%, мордва – 1,2%.

За 1989–2002 гг. этнодемографическая ситуация в Чувашской Республике заметно изменилась. Произошло общее снижение численности населения, уменьшилась также численность всех основных национальностей республики, за исключением татар. Представительство основных этнических групп практически не изменилось: чуваши, русские, татары, мордва составляют 98,2% всего населения республики[8].

В целом национальный состав населения в Чувашии продолжает сохранять исторически сложившийся характер, что является залогом стабильных и позитивных процессов в сфере межнациональных отношений. В республике действуют 19 национально-культурных центров, которые активно сотрудничают с государственными органами республики, соседними регионами. Особенностью Чувашской Республики является исторически сложившийся факт, что, с одной стороны, титульная нация составляет большинство населения, с другой стороны, около половины (45,7%) чувашей расселены компактными группами и распыленно вне территории республики, в других регионах Российской Федерации. Этим обусловлено возникновение и проведение активной работы более 60 чувашских национально-культурных автономий и общественно-культурных центров в субъектах Российской Федерации и стран ближнего зарубежья[9]. Население Чувашии и чуваши, проживающие компактно за пределами республики отличались и отличаются высокой степенью межэтнической и социальной толерантности. В Чувашии и у чувашей довольно высок уровень межэтнических браков. Национальная культура являлась и является одним из основных компонентов сохранения и развития этносов. Очевидно, что лишь при условии информированности об основных чертах и особенностях конкретного этноса, возможно, его вписывание в многонациональную среду существования современной России, формирование моделей межэтнического контакта, выстраивание национальной политики. Отсутствие такой информированности, как у представителей культурной элиты, так и у обычных граждан (на бытовом уровне) отмечается специалистами как одна из главных проблем национального развития. Как уже отмечалось, при решении этих проблем становится актуальным, важным принцип «единства в многообразии», направленный на поддержку и развитие инициатив, ориентированных на всевозможные формы межэтнического, межконфессионального и межкультурного диалога.

Наиболее важным в этом направлении является «выход в свет» с результатами исследований истории и культуры чувашей и проживающих с ними по соседству в регионе народов.

В последние годы целенаправленно осуществляется работа по картографированию материальной и духовной культуры чувашского народа. Ведется работа по подготовке и изданию многотомной чувашской энциклопедии, к работе над которой привлечен образовательный и культурный потенциал республики, издаются серии «Выдающиеся люди Чувашии», «Библиотека Президента Чувашии». В национальном книгоиздании имеются значительные успехи.

Проведение региональных конференций, как тематических, так и проблемных, представительство гуманитариев в региональных и российских конференциях, проводимых в других республиках и областях, также способствуют налаживанию контактов с широкими научными кругами не только всей страны, но и мира. Опыт организации и проведения таких мероприятий достаточно большой. В современном мире роль и значение обмена научной информацией, регионального и международного сотрудничества ученых все растет.

В среде чувашей, проживающих компактно в регионах Приволжского федерального округа, всегда наблюдался интерес к своей культуре и истории. Востребованность информации с их стороны в последние десятилетия выросла в несколько раз. На удовлетворение этих запросов частично и направлена деятельность созданного в Чувашском государственном институте гуманитарных наук информационного центра «Этнокультурное наследие народов Чувашии». В этом плане активная работа ведется Национальной библиотекой Чувашской Республики[10].

Распространение гуманитарных ценностей содействует развитию образования, культурного досуга, сохранению памятников истории и культуры, развитию культурного наследия, вовлечению широкой общественности, органов государственной власти, местных сообществ, отдельных граждан в работу по сохранению, исследованию и популяризацию культурного наследия народов России. Первоочередной задачей является внедрение в сферу культуры информационных технологий, создание информационного ресурса о культурном наследии и предоставления информационных услуг на базе современных информационных технологий.

Реализация проекта «Республиканский образовательный портал», высказанный в качестве задачи в Послании Президента, окажет содействие развитию взаимодействия в области использования архивных и библиотечных ресурсов, сохранению и развитие культурного потенциала народов России, позволит повысить информированность культурного и научного сообществ об информационных ресурсах, находящихся в Чувашской Республике.

Инновационный контекст состоит в создании информационной, исследовательской, аналитической системы знаний, как инфраструктуры, на основе которой действия различных субъектов культуры мыслятся в единой системе стандартов и координат. Целью дальнейшей работы должно стать создание скоординированного способа взаимодействия различных субъектов – участников культурной политики (органов местного самоуправления, организаций культуры, образовательных и научных учреждений, финансовых структур, местного сообщества и т. д.) посредством мониторинга и анализа их деятельности. На основе этих данных возможно построение культурной политики республики на базе знаний этнокультурного достояния народов Чувашии и России в целом, определение перспектив развития, формирования единого пространства.

Научно-информационное и культурное пространство региона – это динамично развивающаяся сфера. Чтобы соответствовать его уровню и не потеряться в нем, необходима консолидация всех ресурсов и сил республики, необходимо не только современное техническое оснащение, но и умение работать в новых условиях.

Литература


1 Духовность общества: проблемы формирования и пути их решения. Чебоксары, 2004.
2 Республиканская целевая программа «Культура Чувашии: 2006–2010 годы». Чебоксары, 2005.
3 Фокин П.П. Чувашская сельская семья в конце XIX в. – 1980-е гг. Автореф. дис. канд. ист. наук. Чебоксары,2002; Семейный быт народов СССР. М., 1990. С. 258–265.
4 Научный отчет по проекту «Чуваши Приволжского федерального округа». Чебоксары, 2002.
5 Филиппов В.Р. Чувашия девяностых: этнополитический очерк. М., 2001. С. 13.
6 Сеть этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. Бюллетень. № 38. 16–31 июля 2002.
7 Бюллетень. Май–Июнь 2002. С. 6.
8 Численность населения Чувашской Республики по данным Всероссийской переписи населения 2002 года. Чебоксары, 2004; Иванов В.П. Этническая география чувашского народа. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 2005; Бойко И.И., Харитонова В.Г. Чувашия // Этническая ситуация и конфликты в государствах СНГ и Балтии. Ежегодный доклад Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов,2004 /Под ред. В.Тишкова и Е.Филипповой. М.,2005.С. 275-286.
9 Сборник информационно-аналитических материалов по национальным и конфессиональным делам. Чебоксары, 2005.
10 Национальные традиции в культуре народов Поволжья. Чебоксары, 2003.

Назад

© 2000-2010 Национальная библиотека Чувашской Республики,  naclibrary@cap.ru