Особенности библиографического и информационного обслуживания полиэтнического населения региона
Алексеева Елена Семеновна,
ст.науч.сотрудник, руководитель группы организации ретроспективной национальной библиографии отдела библиографии и краеведения Российской национальной библиотеки
E-mail
Информационное обслуживание очень емкое понятие. Согласно общепринятому определению информационное обслуживание отнесено к области профессиональной деятельности, направленной на удовлетворение различных информационных потребностей. В зависимости от содержательной направленности и потребностей в процессе информационного обслуживания используются документные фонды различного типа учреждений - архивов, музеев, библиотек, издательств. Исторически сложилось, что наиболее востребованными учреждениями всеми этносами стали библиотеки, как фондохранилища документов, способных обеспечить любые возрастные, образовательные, культурные и профессиональные потребности.
Определенный вклад в формирование культуры гражданского общества библиотеки вносят посредством библиографической и информационной деятельности. Удовлетворению информационно-библиографических и культурных потребностей уделяется особое внимание. Особое место здесь занимают языковые (т.е. получение, использование информации на родном языке) потребности. Потребности содержательного характера (т.е. информация о национальной истории, культуре. традициях, независимо от языковых, территориальных и хронологических рамок).
Удовлетворение библиографических и информационных потребностей в полиэтнических государствах имеет свою специфику. Наше государство стремится оказывать национальным меньшинствам посильную помощь в удовлетворении культурно-информационных потребностей, создании и поддержке их культурных центров, направленных на сохранение, развитие культуры национальных меньшинств. Ведь именно развитие информационной инфраструктуры является сдерживающим фактором ассимиляционных процессов для этнических меньшинств в полиэтническом государстве. Поэтому современная библиотека для этнических меньшинств — это центр «национальной памяти», позволяющий поддерживать и развивать национальную культуру, традиции, осуществлять информационную связь с исторической родиной.
Информационно-библиографическое обслуживание этнических меньшинств - это обеспечение доступа пользователей к источникам информации. Это содействует удовлетворению их информационных потребностей путем предоставления различного спектра библиотечных услуг.
Современный уровень организации информационно-библиографического обслуживания этнических меньшинств характеризуется несоответствием информационно-ресурсного обеспечения библиотек России национально-особенным информационным потребностям этнических меньшинств. В этом случае библиотека как социальная организация является ведущим учреждением, относительно формирования, развития и гарантированного удовлетворения потребностей пользователей национально-культурной информации.
Необходимо начать рассмотрение этого вопроса с предпосылок возникновения потребности в создании информационно-библиографического обслуживания.
До последнего времени библиотечному обслуживанию этнических меньшинств во всех странах уделялось недостаточное внимание. Изменения культурных ориентиров на рубеже XXI столетия, которые заключаются в признании факта этнической множественности состава населения, привели и к изменениям в информационной политике.
В настоящее время организация информационно-библиографического обслуживания этнических меньшинств усложнена из-за целого ряда проблем, которые характерны для развития всего библиотечного дела. Важнейшие из них:
- неудовлетворительное состояние книгоиздания и документообеспечения;
- недостаточное количество квалифицированных специалистов, которые владеют соответствующими языками;
- недостаточная практика использования информации на нетрадиционных носителях;
- слабая координация между организациями, которые имеют отношения к информационно-библиографическому обслуживанию этнических меньшинств;
- низкий уровень материально-технического обеспечения.
Библиотека хранит ценности национальной культуры, представленные документально-информационными ресурсами, и предоставляет информационно-библиографические услуги. Поэтому сама по себе она является составным компонентом национальной культуры.
Информационно-библиографическое обслуживание этнических меньшинств можно рассматривать, как взаимодействие библиотек по обеспечению доступа пользователей к источникам информации, что содействует возрождению этнокультурной среды. Именно на базе библиотек происходит удовлетворение таких информационных потребностей:
- потребность в получении и использовании информации на языке своего этноса,
- потребность в получении и использовании информации о происхождении. истории, традиции и культуре своего этноса.
Национальные библиотеки республик РФ, центральные библиотеки автономий ведут библиографический учет имеющегося в регионе и за его пределами документального фонда, относящегося к этническим проблемам титульных пародов региона; создают на этой основе специализированный банк данных: выпускают издания текущей и ретроспективной национальной библиографической информации (летописи печати республик, библиографические репертуарные своды, ретроспективные указатели универсального содержания, репертуарные своды национальной книги и периодических изданий этнических групп и др.).
Так, НБ Карелии формирует сводные указатели «Печать Карелии», «Книги Карелии и о Карелии». НБ Республики Саха (Якутия), выполняя целевую программу «Национальные фонды», создала систему национальных, краеведческих каталогов, выпускает дополненный и переработанный многоотраслевой указатель «Библиография Якутии» Н.Н.Грибановского, ретроспективные указатели «Якутская книга» (книги и брошюры на якутском языке и якутских авторов с начала XIX в. и до середины XX в.), уникальный по своему содержанию указатель «Репертуар книг малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)» - книги на эвенском, эвенкийском, юкагирском, чукотском, долганском языках, изданные в 1932— 2000 гг. В общую систему республиканской национальной библиографии входит и указатель «Эвенки Южной Якутии: история и культура», выпущенный Центральной библиотекой г. Нерюнгри.
НБ Республики Алтай выпускает указатель «История развития алтайской литературы (1869-2000 гг.)», где представлены издания на алтайском и русском языках;
Дагестанская республиканская библиотека — указатель «Книги на языках народов Дагестана», в котором впервые собрана литература на 7 основных языках народов республики, имеющих письменность. НБ Ингушетии готовит издание многотомного указателя «Ингушетика», в котором отражаются книги и статьи об ингушах и Ингушетии, когда-либо опубликованные в России и за рубежом. Подобные библиографические указатели выпускаются НБ Бурятии, Коми, Мордовии, Северной Осетии. В Татарстане летописи национальной печати ведет Книжная палата. НБ готовит для летописей выпуски «Татарстан в печати других республик», а также создает сводный каталог изданной в России и за ее пределами татарской печатной книги на основе арабской графики. В создании подобного каталога участвуют библиотеки Казани, Москвы и Санкт-Петербурга.
Использование исторического опыта развития информационно-библиографического обслуживания этнических меньшинств, а также лучших мировых достижений в этом направлении позволяет сформулировать ряд положений относительно перспектив его развития:
- дальнейшее развитие библиотечного обслуживания этнических меньшинств должно осуществляться как на государственном, так и на негосударственном уровне. Информационно-библиографическое обслуживание этнических меньшинств на государственном уровне могут осуществлять отдельные библиотеки, отделы, сектора. Такие формы подходят для больших этнических общностей, которые проживают компактно;
- удовлетворение информационных потребностей возможно лишь при условии активизации деятельности всех типов библиотек в этом направлении, что предусматривает, во-первых, изучение национально-культурной среды (состава, национально-культурных потребностей и запросов пользователей, наличие национально-культурных объединений), во-вторых, формирование документально-информационной базы для обеспечения информационных потребностей этнических групп;
- к организационным формам библиотечного обслуживания негосударственного уровня могут быть отнесены библиотеки национально-культурных обществ, религиозных и учебных организаций;
- библиотеки как государственного, так и негосударственного уровня должны координировать свою деятельность по таким направлениям: создания информационно-документальных ресурсов; обмен информацией с целью качественного удовлетворения информационных потребностей каждого этноса;
- дальнейшее развитие библиотечного обслуживания этнических меньшинств требует внедрения новых информационных технологий, а также укрепление международных связей.
Региональные центральные библиотеки — от национальных до центральных библиотек ЦБС повсеместно осуществляют на основе региональных сводных информационно-библиографических ресурсов выпуск популярной библиографической продукции национальной тематики для широкого круга пользователей: информационно-библиографические указатели, персоналии и другие издания, посвященные творчеству выдающихся деятелей культуры, науки, искусства, почетным гражданам — представителям коренных народов, населяющих регион, а также актуальным проблемам социальной, культурной жизни региона, экологии и т.п.
Оптимальное сочетание выпускаемой научной и популярной библиографической продукции позволяет создать систему информационных библиографических ресурсов, способствующих максимально полному раскрытию национальных книжных фондов. Развитие этой деятельности должно быть направлено на создание универсальной библиографической информации об отечественных и зарубежных документах, связанных с этническими проблемами, за все периоды существования Российского государства и народов России; на получение и распространение этой информации в электронной или иной форме. В последнее десятилетие библиографические указатели национальной тематики, выходящие в республиках, округах РФ, как правило, имеют электронную версию, записаны на CD-ROM.
НБ республик создают сводные ЭК национальных, краеведческих фондов, собранных в регионах, обеспечивая, таким образом, свободный доступ к национальной книге пользователям из любого региона страны.
По инициативе НБ Удмуртии формируется электронный Сводный каталог финно-угорских документов. В этом проекте участвуют НБ республик Карелия, Коми, Марий Эл, Мордовия, Удмуртия, окружные библиотеки Коми-Пермяцкого. Ханты-Мансийского АО. НБ Бурятии создала информационно-библиографический банк данных «Краеведение и национальные фонды в библиотеках Республики Бурятия». НБ Коми подготовила библиографический указатель «Культура народов, населяющих республику Коми: фольклор, обряды, традиции, праздники».
Мурманская ОУНБ совместно с Национальными библиотеками Норвегии. Швеции, Финляндии формируют ЭК «Саамская библиография», содержащий источники по истории, культуре, хозяйственной жизни Кольских саамов.
Под руководством Донской ПБ создается сводный электронный каталог «Русская книга о Доне и Северном Кавказе, XYIII в. — 1920 г.», включающий литературу из фондов центральных библиотек регионов Южного федерального округа.
Деятельность библиотек по созданию и использованию сводных электронных каталогов и других баз данных, содержащих информацию о национальной литературе народов РФ, активно поддерживается федеральными библиотечно-информационными центрами — РГБ, РНБ, ГПНТБ, прежде всего, в программном обеспечении. Библиографическая продукция национальной тематики включена в общегосударственные программы типа «Ретроспективная национальная библиография Российской Федерации», подготовленная в 2002 г.
Важнейшей задачей является развитие корпоративной деятельности региональных библиотек в этой сфере, а именно:
- создание распределенного объединенного банка библиографических данных с привлечением федеральных библиотечных учреждений РНБ и РГБ, обеспечивающих доступ к распределенному национальному библиотечно-информационному фонду документов России на основе межрегионального сотрудничества;
- создание в библиотеках специализированного поискового справочно-библиографического аппарата с учетом возможностей библиотек (каталогов, картотек на различных носителях); обеспечение пользователей, населения, национально-культурных обществ, землячеств информацией (в том числе с использованием местных СМИ) по национально-этническим проблемам;
- осуществление через телевидение подачи фактического материала (обзоров литературы, рассказов об отдельных изданиях в выпусках новостей и др.;
- освоение методики проведения информационных мероприятий, содействующих сохранению культурной среды этнических групп, населяющих регион (архитектура, национальная символика, фольклор, праздники, обряды, народные промыслы, национальные школы);
- организация в региональных библиотеках на базе центров национальной краеведческой литературы обслуживания пользователей, интересующейся правовой, экономической, социально-бытовой и другой информацией национально-этнического характера;
- создание сайта «Оперативная интернет-информация» с адресами наиболее посещаемых сайтов - администрации области, района, города, комитета по делам беженцев и вынужденных переселенцев, специализированной службы социальной поддержки молодежи, книжных магазинов, библиотек, расписание железнодорожных и автостанций, служб здравоохранения и др.;
- информационное обеспечение исследовательских программ в области межнациональных отношений, национальной культурной политики, проблемы билингвизма, сохранения национального языка, культурной среды его бытования.
В регионах, где профилирование библиотечной сети недостаточно, потребности в информации относительно национально-культурной жизни должны удовлетворяться всей существующей государственной библиотечной системой. Это предполагает изучение национально-культурной среды региона (состава жителей по национальному признаку, наличие национально-культурных организаций) и формирования документально-информационной базы для удовлетворения таких потребностей. Для качественного выполнения такой деятельности необходимо развивать общественные связи с национально-культурными организациями региона.
Библиотека сегодня функционирует как социальный институт в ответ на общественные потребности в источниках информации на различном полиэтническом уровне. Поэтому обслуживание должно быть максимально сориентировано на пользователя с его индивидуальными потребностями.
К основным факторам улучшения информационно-ресурсного обеспечения полиэтнического населения можно отнести:
- во-первых, увеличение количества документов, которые удовлетворяют информационные потребности национальных меньшинств;
- во-вторых, организацию системы их информационно-библиографического обслуживания.
Задача библиотеки - предоставление всему населению равного доступа к информации. Эта задача не может быть выполнена в наших условиях, если в фондах даже центральных библиотек есть десятки тысяч книг на государственном языке и только единицы - на языке местного этнического меньшинства. Работники библиотеки могли бы внести свой вклад в изменение подобной ситуации, поддерживать сбалансированные и значительные фонды для каждой группы этнических, языковых, культурных меньшинств.
Одним из болезненных вопросов является незнание многими библиотекарями языков местных этнических меньшинств и связанное с этим непонимание содержания соответствующей этнической культуры. Ведь очевидно, что сотрудники библиотеки, не совсем компетентные в вопросах истории и культуры местных национальных меньшинств и не владеющие их языками, не могут квалифицированно обслуживать представителей соответствующих этнических групп.
На библиотечный институт сегодня возлагается нагрузка по удовлетворению разнообразных потребностей различных этносов, проживающих на территории административного образования. На базе современных библиотек в дальнейшем, чтобы обеспечить доступ к источникам информации полиэтнического характера, могут быть организованы специализированные социальные институты, полностью ориентированные на создание информационного полиэтнического пространства. Это могут быть специализированные информационные центры, национально-культурные консульства, книжные магазины, библиотека-музей, библиотека-клуб, библиотека-центр полиэтнического культуры.
Назад
|