Ресурсы О библиотеке Профессионалам        О Чувашии
 Ресурсы:
 Каталоги
НБЧР
 Каталоги
консорциума
 Электронная
библиотека
 Поиск по
сайту
 Справочная
служба:
 Спроси
библиотекаря
 О библиотеке:
 Новости
 Мероприятия
 Проекты
 Нормативная
документация
 История
 Публикации
 Основные показатели
 Адрес
 Услуги
 Отделы
 Администра-
ция
 Партнеры
 Почетные читатели
 Дарители
 Библиотеки
республики:
 Публичные
 Государ-
ственные
 Других
ведомств
 Профессио-
налам:
 Метод.
кабинет
 Работникам
культуры
 Издания
 Полезные
ссылки
 О Чувашии:
 Справка
 Чебоксары
 Чувашия в
рос. печати
 Новые книги
о Чувашии
 Периодика
Чувашии
Юбилейные даты
 Краеведение
 СМИ о куль-
туре Чувашии
 На главную
 Статистика:
Национальная библиотека Чувашской Республики

Библиотека - это открытый стол идей, за который приглашается каждый...
А.И. Герцен

Актуализация этнических процессов в обществе, тенденции этнокультурного развития


Ширяева Галина Степановна,
заместитель Министра культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл

Ширяева Галина Степановна

Этнополитическая обстановка в нашей стране и в отдельных его регионах во многом определяется полиэтничностью российского общества. Многонациональная природа российского государства всегда будет актуализировать проблему межнациональных отношений. Для установления или сохранения межнационального мира и согласия в обществе весьма важно обеспечить оптимальные и в определенной мере выгодные условия существования для каждого народа и каждого его представителя в составе многонационального государства, дабы не возникало у того или иного народа внешнего или внутреннего противостояния власти, импульса к национальному обособлению.

При формировании государственной национальной политики Правительство Республики Марий Эл исходит из конституционного требования - обеспечения равных прав гражданам любого этнического и языкового происхождения, вероисповедания. В то же время мы понимаем всю полноту ответственности государственной власти Республики Марий Эл за сохранение и приумножение национально-культурных традиций марийского народа, так как наш регион единственный обладает соответствующим культурным, образовательным, научным потенциалом. Объективный анализ положения дел дает основания характеризовать политическую и межэтническую ситуацию в Республике Марий Эл как относительно спокойную и стабильную. Сосуществование народов в рамках мирного сотрудничества и диалога является традиционным для нашего региона.

Это подтверждают итоги социологических опросов населения, проведенных в Республике Марий Эл в апреле текущего года. Так по результатам исследований, проведенных Институтом этнологии и антропологии РАН (руководитель проекта профессор М.Н.Губогло) и отделом социологии Марийского научно-исследовательского института им. В.М.Васильева в апреле-мае 2001 г., можно сделать выводы, что:

• большинство жителей различных национальностей не считает возможным возникновение открытых межнациональных конфликтов в республике, (1994 г. - 16,3 %, 2001г. -16,7%) респондентов отвечают, что в Республике Марий Эл есть угроза возникновения межнационального конфликта;

• национальные проблемы не рассматриваются гражданами в качестве определяющих политическую ситуацию, социальное и экономическое развитие региона;

• существенная доля населения полагает, что национальные проблемы используются отдельными политическими силами в своих корыстных интересах.

В то же время, мы с вниманием относимся к ряду показателей по некоторым аспектам данной проблематики, без учета которых невозможно гармоничное развитие межнациональных отношений, удовлетворение культурных и языковых прав граждан, построение гражданского общества, и как следствие социально-экономическое развитие.

• все еще невысокий уровень толерантности и этнокультурной (в т.ч. языковой) интеграции между основными национальными группами;

• наличие разногласий между национальными группами по некоторым вопросам, затрагивающим культурные и языковые интересы (например, в вопросе о необходимости изучения марийского языка как родного и как государственного в Марий Эл);

• присутствие социальных страхов у отдельных групп как русского, так и марийского населения относительно их будущего: защиты прав, статуса, гарантий сохранения культуры и языка.

Эти и некоторые другие аспекты обусловлены как общим положением в сфере межнациональных отношений в нашей стране и ближнем зарубежье (положение русскоязычного населения, активизация экстремистских организаций, недостаточная проработанность принципов национальной политики и соответствующего федерального законодательства), так и проблемами, накопившимися при проведении несбалансированной национальной, социальной и экономической политики в Республике Марий Эл в 90-е годы (отсутствие конкретных и обоснованных долгосрочных планов в сфере национальной политики, однобокость ее приоритетов, непродуманные поспешные действия по развитию национального образования и языковой политики, дисбаланс в экономическом развитии сельских районов и тяжелая социально-экономическая ситуация в целом, недостатки кадровой политики).

Учитывая сложившуюся ситуацию, мы осознаем необходимость планомерных действий в данной сфере, проведения долгосрочной и сбалансированной национальной политики через деятельность соответствующих министерств и ведомств не только социального, но и экономического блока в сотрудничестве с конструктивно настроенными общественными организациями, представляющими интересы различных социальных слоев и национальных групп.

В этой связи важное значение мы придаем реализации Республиканской целевой программы «Развитие этнокультурных и межнациональных отношений в Республике Марий Эл (2004-2008 годы)». Данная программа имеет ряд принципиальных отличий от программ предыдущих лет.

Во-первых, она принята Госсобранием Республики Марий Эл и имеет статус закона. Таким образом, она имеет не только высокий политический статус, но и имеет утвержденное финансовое обеспечение на весь срок реализации. В 2004 году объем финансирования составил 2 миллиона 700 тысяч рублей. Это является несомненным высоким достижением культурной и национальной политики в Республике Марий Эл.

Во-вторых, она состоит не из мелких проектов и мероприятий заранее прописанных на все годы реализации, а из крупных концептуальных разделов и подразделов, отражающих стратегические направления развития деятельности в области национальной политики. Их содержание разрабатывалось на основе:

1) накопленного опыта работы в 2001-2003 годах с начала открытия отдела межнациональных отношений в министерстве,

2) анализа результатов социологических исследований в области межнациональных отношений в республике,

3) изучения основных документов национально-культурных движений и федеральной нацполитики (в т.ч. Концепции государственной нацполитики).

В программе выделены следующие крупные разделы:
1. Марийская диаспора и межрегиональное сотрудничество.
2. Молодежные и детские мероприятия в области этнокультурных и межнациональных отношений.
3. Языковая и образовательная политика.
4. Информационная политика.
5. Мониторинг и аналитика.
6. Поддержка национально-культурных организаций и общественных инициатив.
7. Специфические вопросы этнокультурного развития.
8. Культурно-массовая работа в области этнокультурного развития и межнациональных отношений.
9. Материально-техническое и организационное обеспечение деятельности в области этнокультурных и межнациональных отношений.
10. Реализация мероприятий федеральных целевых программ.

В-третьих, такая структура Программы подразумевает и принципиально новый для нас механизм реализации. Дело в том, что он предполагает ежегодный конкурсный отбор мероприятий и проектов, представляемых учреждениями и организациями независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности (т.е. в качестве исполнителей в ней могут участвовать и государственные учреждения, и общественные объединения, и коммерческие структуры). Экспертизу проектов осуществляет независимый совет. Критерии отбора - соответствие целям и приоритетам Программы, социальная значимость результатов от их реализации в долгосрочной перспективе.

Таким образом, Программа имеет либеральный характер и, хотя, предполагает концептуальные направления работы, содержание и суть, конкретные стратегии и действия определяются самим обществом -общественными этнокультурными организациями, учреждениями культуры и образования, экспертным сообществом.

Однако, в ходе реализации Программы мы столкнулись с одной трудностью, которая, казалось бы, не должна была возникнуть. Дело в том, что мы ощущаем нехватку хороших проектных идей, качественных проектов и их исполнителей. Представляемые проекты в основном ограничиваются проведением культурно-массовой работы - т.е. проведением разовых мероприятий, традиционных праздников, обрядов, юбилейных мероприятий и т.п., не имеющих долгосрочных перспектив для развития этнокультурной сферы в нашей республике.

В то же время, важнейшие разделы Программы, как, например, языковая и образовательная политика, информационная политика, специфические вопросы этнокультурного развития остаются вне поля зрения организаций, ходатайствующих о предоставлении бюджетного финансирования.

Мероприятия, поддержанные по Республиканской целевой программе (2003-2005 г.):
• мероприятия в рамках Дней родственных финно-угорских народов, (октябрь 2003 г.);
• презентация справочника «Йоча литератур» (РДБ, 09.10.2003 г.);
• выставка-просмотр литературы «Прикосновение к истокам» (РДБ, 07.10.2003г.);
• неделя книги «Путешествие по финно-угорскому миру» (РЮБ, 13-17.10.2003 г.);
• тематическое занятие клуба «Марийский краевед», посвященное 75-летию со дня рождения драматурга К. Коршунова (Национальная библиотека, март 2004 г.);
• проект «Книги 3. Дудиной в сельские библиотеки» (Национальная библиотека, 2004 г.);
• проект «Листая страницы войны» (РДБ, 2005 г.);
• разработка проекта «Электронная библиотека» (2005 г.).

Необходимо сделать:
• шире использовать двуязычие в работе библиотек (указатели, и т. п.);
• подписка на республиканские и марийские издания (даже в тех библиотеках, которые находятся в «немарийских» населенных пунктах).

Назад

© 2000-2010 Национальная библиотека Чувашской Республики,  naclibrary@cap.ru