ЦИПО как информационный партнер по этнокультурному развитию школьников
Вохминцева Татьяна Ивановна,
заведующая информационным отделом, руководитель Центра информационной поддержки образования научной библиотеки Марийского государственного университета.
E-mail
В последние десятилетия традиционная культура в целом и личность каждого ее носителя стали предметом детального рассмотрения социологов, психологов, педагогов. Столь пристальное внимание объясняется рядом причин, одной из которых является значимость духовной культуры, вобравшей в себя опыт поколений, в современном мире. Обращение к ней – важный момент воспитательного процесса.
Жизнь школьника, чье представление о мире расширяется за счет сопоставления культур разных этносов, становится богаче и разнообразнее. Главная цель этнокультурного воспитания и образования – формирование у детей и юношества чувства сознательной ответственности за судьбы цивилизации и этносов через реализацию учебно-познавательной практической деятельности.
Как бесчисленное количество ручейков, речек и речушек стекаются в большую полноводную реку, так множество различных самобытных культур развиваются, проникая друг в друга в нашем большом общем доме, именуемом Россия. Эти азбучные истины известны каждому школьнику. Знакомы и часто в последнее время звучащие слова: «патриотизм», «толерантность», «дружба народов». Но как реально научить сегодняшнего школьника любить отечество, трепетно относиться к культуре, языку, традициям не только своего, но и других этносов?
Ответы ищут не только педагоги, психологи, но и библиотекари, ибо сама проблема актуализировалась в последнее время в связи с тем, что мир переживает очередной этнический резонанс.
Сегодня все большее распространение в детской, особенно подростковой среде, получили недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин тому много. Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, уважения прав и свобод других, не похожих на тебя, людей.
Дети часто испытывают трудности, связанные с неумением, а отсюда и нежеланием принять и понять другого именно как другого. В большинстве своем они не могут даже представить себе, что перед ними другая культура со своей собственной, особой логикой мышления поведения. И зачастую пытаются проецировать на других собственные мысли и качества.
Какие конкретные шаги необходимо предпринимать педагогам, школьным библиотекарям в частности, чтобы воспитать у школьников межкультурную толерантность?
Если априори принять, что коренное население РМЭ составляют наряду с титульной нацией мари – русские и представители разных народов Поволжья, нельзя не признать тот факт, что наша Республика изначально многонациональна. Очень важно в непростых условиях сохранить стабильные межнациональные отношения, налаживать соседские и партнерские отношения. Важно видеть в людях других национальностей не потенциальных недругов, а носителей культуры своего народа.
Для стимулирования такой работы Центром информационной поддержки образования (ЦИПО) разработан проект «Возьмемся за руки друзья» для конкурса на грант Президента Республики Марий Эл в области развития этнокультурных и межнациональных отношений. В данном аспекте ЦИПО выступает в роли информационного партнера в этнокультурном воспитании школьников.
Центр информационной поддержки образования является комплексным подразделением научной библиотеки МарГУ. Материальные и интеллектуальные ресурсы центра, а также знания и опыт сотрудников позволяют осуществлять информирование субъектов образования на высоком уровне.
ЦИПО оказывает содействие учреждениям образования в формировании единого образовательного пространства, обеспечивает доступ педагогов к широкому спектру образовательной литературы.
Расширяя задачи и сферу влияния на образовательные учреждения, ЦИПО внедряет новые формы работы, связанные с сохранением и развитием этнической культуры среди учащихся школ РМЭ.
Из-за недостаточного финансирования школьные библиотеки не могут обеспечить в полной мере потребности читателей в информации. Предварительный анализ фондов школьных библиотек позволил получить сведения об очень ограниченном перечне периодических изданий, выписываемых библиотеками, об отсутствии новейшей информации. ЦИПО располагает данными об информационной ситуации в образовательных учреждениях РМЭ, проводя анкетирование на семинарах и курсах повышения квалификации школьных библиотекарей.
Часто сталкиваясь с проблемой поиска нужной литературы, библиотекари вынуждены обращаться в публичные библиотеки, что связано с большими временными и трудовыми затратами. В результате анализа комплектования фонда школьных библиотек, мы пришли к выводу, что решить эту проблему можно усилением комплекса информационно-методической поддержки библиотекам со стороны ЦИПО.
Итак, в рамках проекта предполагается, что школьные библиотеки получат от ЦИПО информационно-методическую поддержку. Библиотекари приобретут необходимые теоретические знания, методическую помощь, которые, учитывая первостепенную важность воспитания детей в духе национального согласия, уважения к культурным ценностям и традициям народов, населяющих РМЭ, смогут использовать в своей просветительской работе.
Предполагается создать полнотекстовую электронную базу данных, включающую в себя различные методические пособия, сценарии школьных мероприятий, что позволит усилить информационную поддержку библиотекарей школ. Они смогут заказать необходимые статьи и пособия из фондов НБ МарГУ и получать их в дальнейшем по почте, и при наличии компьютера пользоваться созданной базой данных.
Учитывая одностороннюю направленность в комплектовании фонда школьных библиотек, проектом предусмотрено его формирование литературой, закупленной на деньги гранта, что позволит увеличить фонд участвующей в проекте библиотеки. Данная литература дает возможность учащимся глубже изучить быт и культуру народов, проживающих на территории РМЭ, познавать самих себя. Выпуск информационного бюллетеня «Проблемы воспитания» позволит наряду с методическими пособиями, сценариями, копиями заказанных статей сформировать информационную базу библиотеки.
Подготовка библиотекарей по овладению методикой просветительской работы будет осуществляться через организацию и проведение выездных комплексных семинаров по вопросам этнокультуры народов РМЭ. В работе семинаров примут участие библиотекари сельских школ. Семинары включают теоретическую часть – это лекция и практическую часть – консультации по методике проведения массовых мероприятий и предоставление раздаточного материала участникам семинара. Раздаточный материал включает в себя тематические методические пособия в помощь учебному процессу, сценарии массовых мероприятий. Методические пособия посвящены ярким представителям народа мари как коренной национальности, что позволит использовать их в своей работе и педагогам по предмету «История и культура народа мари». Сценарии мероприятий окажут большую помощь библиотекарям в проведении массовой работы. А участие детей разных национальностей в совместной работе по постановке сценариев будет способствовать их дружбе друг с другом и сплочению как коллектива.
Во время заключительного этапа предусмотрено проведение анкетирования библиотекарей, что позволит выявить конечные результаты проделанной работы по этнокультурному воспитанию учащихся.
Сотрудничество учителей с библиотекой, учащихся с библиотекой обеспечивает двустороннее общение, взаимодействие на паритетных началах. В библиотеке они находят помощь и поддержку, внимание и интерес. Здесь происходит неформальное общение представителей разных национальностей, устанавливается контакт посредством и общения, и чтения литературы, и участия в различных мероприятиях, а самое главное – это взаимопонимание между людьми.
Назад
|