Библиотека – дом толерантности: из опыта работы Центральной публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина Ленинского района г. Пензы
Балакина Людмила Николаевна,
директор Центральной публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина Ленинского района г. Пензы
E-mail
Библиотека – дом толерантности. В ее фондах всегда стояли диаметрально противоположные источники: Библия и труды К. Маркса, Лев Толстой и Ф. Ницше, Н. Карамзин и Лев Гумилев.
Само понятие толерантности вошло в нашу жизнь совсем недавно. Всего 9 лет назад ЮНЕСКО приняло Декларацию о принципах толерантности и торжественно провозгласило ежегодно отмечать день толерантности 16 ноября. Примечательно, что первым документом, на котором поставил подпись Президент РФ В.В. Путин после официального вступления в должность, была как раз программа по формированию установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе.
Центральная публичная библиотека им. М.Е. Салтыкова-Щедрина Ленинского р-на целенаправленно стала собирать и систематизировать источники по теме толерантности и разрабатывать различные направления по работе в разных аудиториях с этой темой с 2002 года.
Начинали с малого. С того, что объясняли понятие толерантности, приводили примеры из художественной литературы в различных аудиториях: и в детской, и среди взрослых.
Для сравнения результатов работы выбрали две школы: среднюю школу №12 им. В. Тарасова и Детскую художественную школу №2 г. Пензы.
В каждой из этих школ для преподавателей, для учащихся и их родителей проводили беседы, обзоры, игры, вечера, которые закончились участием этих аудиторий в конкурсных мероприятиях, посвященных 340-летию г. Пензы.
Наиболее интересной и результативной была совместная деятельность с Детской художественной школой №2 (директор – Фатыхова А.И.). Работа была представлена циклом «Школа толерантности». Дети и преподаватели Детской художественной школы №2 вместе с работниками библиотеки в течение года рисовали плакаты, участвовали в играх, слушали обзоры, беседы по теме толерантности.
Итогом стал творческий вечер «Толерантность – это мы», где дети представили выставку плакатов с одноименным названием. Для встречи с ними были приглашены победители Всероссийского конкурса семейного плаката «Школа толерантности» – семья Зейналовых (их плакат-победитель: «Толерантность – это мы»). Дети подготовили литературно-музыкальный монтаж по теме вечера из своих сочинений, стихов, песен, а самые талантливые и заинтересованные дети по итогам работы в этом направлении летом самостоятельно нарисовали и издали под руководством преподавателя ДХШ №2 г. Пензы Бушминой Юлии Владимировны книжку «А вот и мы». В книге дети отразили в рисунках и стихах свое понимание и отношение к толерантности.
Они писали:
Толерантный, мудрый лев,
Дрессировщика не съев,
Элегантно прыгал в круг –
Ты мой друг и я твой друг
Косова Даша
Мы друг друга понимаем,
К пониманию взываем.
Если всех друзей понять –
Будет счастья – не объять.
Шлычкова Лиза
Запаситесь все терпеньем –
Без него никак нельзя.
Мир с терпением светлее –
Это так, мои друзья.
Москаева Юля
Возраст участников и их знания по теме предусматривали разную степень участия в уроках толерантности.
Для учителей был проведен информационный обзор по педагогическим изданиям «1 Сентября», где был опубликован ряд материалов для преподавателей разных дисциплин (список литературы прилагается).
Младшие школьники осваивали понятия «свой» и «чужой» через игру.
Для учащихся старших классов были проведены информационные обзоры по периодическим изданиям «Толерантность – дорога к миру».
Родителям был предложен на родительском собрании в средней школе №12 тематический обзор «Толерантность в семье».
Направление этой работы – благодарное занятие и для библиотеки и для аудитории. Надеемся продолжить и сбор материала, и углубление методов работы и разнообразия форм для того, чтобы терпимость, милосердие, снисхождение стали нормой нашей жизни, а не только новыми понятиями…
Список рекомендуемой литературы:
1. Битов А. Разновидностей человека нету /А. Битов //Известия. – 2002. – 16 ноября.
2. Битянова М. Волшебный кристалл: Игра на развитие толерантности для учащихся 6-х классов /М. Битянова, И. Вачков //Литература. – 2002. – №39. – С.7-8.
3. Битянова М. Встречи во Вселенной: Игра на развитие толерантности для старшеклассников /М. Битянова, И. Вачков //Литература. – 2002. – №39. – С.9-10.
4. Битянова М. Радужный камень: Игра на развитие толерантности для уч-ся 3-4 классов /М. Битянова, И. Вачков //География. – 2002. – №35. – С.14-18.
5. Из опыта преподавания прав человека в начальной и средней школе: Сборник методических материалов. – М.: Молодежный центр прав человека и правовой культуры, 1999. – 256с.
6. Преподавание прав человека в 5-9 классах средней школы: Книга для учителя /Сост. А. Егорова, В. Луховицкий, Н. Петрова. – М.: Звенья, 1997. – 326 с.
7. Преподавание прав человека в 6-8 классах средней школы: Книга для учителя. В 2 т. Т.2 /Авт. колл. – М.: Реал-А, 2000. – 464 с.
8. Риэрдон, Б.Э. Толерантность – дорога к миру /Б.Э. Риэрдон. – М.: Бонфи, 2001. – 304 с.
9. Словарь терминов к курсу «Права человека. 5 – 9 классы» /Сост. О.В. Трифонова. – М.: Молодежный центр прав человека и правовой культуры, 2000. – 48 с.
10. Тарусина Г. Конфликты и их толерантное разрешение в обществе /Г. Тарусина //История. – 2001. – №48. – С.13-14.
11. Толерантность – идеология гражданского мира. – М.: Бонфи, 2001. – 48 с.
12. Школа толерантности: Набор открыток. – М.: Бонфи, 2002. – 11 откр. – (Всероссийский конкурс семейного плаката).
Список статей по теме «Толерантность», опубликованных в периодической печати: газета «История». 2001. №44. С.14.
Наш адрес: 440011, г. Пенза, пр. Победы, 6
Тел.: 42-42-16
Назад
|