Ресурсы О библиотеке Профессионалам        О Чувашии
 Ресурсы:
 Каталоги
НБЧР
 Каталоги
консорциума
 Электронная
библиотека
 Поиск по
сайту
 Справочная
служба:
 Спроси
библиотекаря
 О библиотеке:
 Новости
 Мероприятия
 Проекты
 Нормативная
документация
 История
 Публикации
 Основные показатели
 Адрес
 Услуги
 Отделы
 Администра-
ция
 Партнеры
 Почетные читатели
 Дарители
 Библиотеки
республики:
 Публичные
 Государ-
ственные
 Других
ведомств
 Профессио-
налам:
 Метод.
кабинет
 Работникам
культуры
 Издания
 Полезные
ссылки
 О Чувашии:
 Справка
 Чебоксары
 Чувашия в
рос. печати
 Новые книги
о Чувашии
 Периодика
Чувашии
Юбилейные даты
 Краеведение
 СМИ о куль-
туре Чувашии
 На главную
 Статистика:
Национальная библиотека Чувашской Республики

Библиотека - это открытый стол идей, за который приглашается каждый...
А.И. Герцен

Национальная библиотека субъекта Российской Федерации: лидирующая роль в библиотечной системе региона


Райкова Галина Анатольевна,
канд. пед. наук, зав. отделом межбиблиотечного
взаимодействия с библиотеками России и СНГ
Российской государственной библиотеки

E-mail raikova@rsl.ru

История любой библиотеки в нашем отечестве неразрывно связана с историей края, страны. Деятельность ее полностью зависит от задач, стоящих перед регионом, республикой. В библиотечном деле ситуация складывалась по-разному, но, в основном, сложно. С национальными библиотеками (НБ) вопрос стоял и стоит особенно остро. Возникшие как новый тип региональных библиотек в 1990-е годы, они в настоящее время интенсивно развиваются, осваивают новые информационные технологии и занимают все более значительное место в библиотечной инфраструктуре России и мира. НБ – обладатели ценнейшего информационного и культурно-исторического документального потенциала. Будет ли он наращиваться, использоваться все активнее, или превратится в застывший архив прошлых достижений человеческого ума и творческой энергии? Это зависит от библиотекарей.

Огромна заслуга НБ субъектов РФ в сфере возрождения национальных культур. Анализируя их деятельность по изучению края, сбору и исследованию письменных источников, отражению их в библиографических научно-вспомогательных пособиях, созданию сводных каталогов национальной литературы, следует признать, что такой грандиозной работы по сохранению этнической культуры населяющих их народов никогда ранее не проводилось. Так происходит накопление, сохранение и распространение духовного наследия, обогащение мировой культуры. С входом в мировое информационное пространство из рамок краеведения эта деятельность приобрела международное значение.

Рассмотрим другое: функцию лидера в библиотечной системе, которая в отличие от других функций НБ не является родоначальной и появилась лишь в середине ХХ века. На начальном этапе она прослеживалась в методическом руководстве библиотеками, которое в перестроечные времена стало спорным, но роль его в совершенствовании библиотечных процессов, в повышении квалификации библиотечного персонала неоспорима.

Сейчас, когда расширяются масштабы библиотечной интеграции, становятся разнообразнее формы взаимодействия библиотек, очевиднее проявляется лидирующая роль НБ в этих процессах. Признано на мировом уровне: то, что делает НБ для других библиотек, не менее важно, чем ее деятельность как крупнейшей библиотеки в своем регионе. Если в предшествующий период своей истории функции НБ преследовали только одну цель – обеспечение жизнедеятельности самой библиотеки, то на современном этапе они оказались задействованы также в формировании некой системы библиотечного обслуживания «без границ», нацеленной на предоставление свободного доступа к ресурсам других стран.

Сейчас одна из важнейших задач заключается в осознании, что любой процесс, как внешний, так и внутренний, необходимо рассматривать как деятельность по удовлетворению потребителя. Причем потребителями библиотечных услуг являются не только читатели, но и учредители библиотек, местные власти, само местное сообщество, а также персонал библиотек. В современных условиях никакая организация не может рассчитывать на успех, если остается неудовлетворенной хотя бы одна из перечисленных выше групп потребителей. Особенно это касается муниципальных библиотек, которые более всего зависят от местных условий.

В этом случае лидирующая роль библиотеки видится в лоббировании различных вопросов в правительствах, в частности, по компьютеризации сетей библиотек. Только так можно способствовать обеспечению пользователям доступа к полнотекстовым базам данных, богатству выбора.

Быстрое развитие электронных сетей связи не оставили библиотеке выбора. Она призвана либо войти в мировое информационное пространство, либо отказаться от притязаний на обеспечение пользователям доступа к совокупному общественному знанию.

В решении коллегии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ № 4 от 28 марта 2005 года отмечено, что «на фоне усиливающейся децентрализации и регионализации всех сфер российской жизни, библиотеки выдвигаются в число тех не многих институтов, которые могут взять на себя значительную долю ответственности за обеспечение информационной, культурной и правовой целостности России. Они могут стать ключевым звеном в создании единого информационного и культурного пространства страны, в процессах интеграции российских информационных ресурсов в международные информационные сети и банки данных. Важно понять, что новой России без новых библиотек не будет. Отставание в модернизации библиотек грозит отставанием не только культурной сферы, но и страны в целом. Сегодня важнейшая задача как российских, так и зарубежных библиотек – обеспечение свободного и неограниченного доступа к знаниям и информации. Хотя значительная часть информации доступна на рабочем месте, следует помнить, что информация в интернете неупорядоченная, ложная, а иногда и опасная.

Характерной особенностью современной библиотечной системы является постоянно увеличивающийся разрыв между информационно бедными и информационно богатыми библиотеками и регионами, а также и внутри регионов.

Чем больше ресурсный потенциал библиотеки, тем она более востребована, тем выше культурный, образовательный, интеллектуальный уровень жителей территории. Поэтому наиболее важным для библиотек России является ускоренная компьютеризация, без этого огромный информационный ресурс общества, колоссальный интеллектуальный потенциал нации, накопленный в библиотеках, архивах, музеях, будет плохо использоваться. Москва и Петербург будут продолжать жить своей информационной жизнью, а вся остальная Россия – своей, что очень опасно с точки зрения устойчивого развития страны.

Библиотеки могут и должны стать ключевым звеном в создании единого информационного и культурного пространства страны, установлении прямых информационных связей российских регионов с зарубежными странами, интеграции российских информационных ресурсов в международные информационные сети и банки данных.

Национальным библиотекам, как и центральным региональным библиотекам, необходимо в нынешней сложившейся ситуации выполнять свою основную миссию организаторов единого библиотечного пространства региона. Крайне важно, чтобы усилия всех библиотек субъектов РФ при решении вопросов сохранения и развития библиотечного дела были объединены, а наиболее важные документы готовились бы не кулуарно, а совместно с другими библиотеками региона – детскими, юношескими, специальными, отраслевыми, учебными и т.п.

В библиотечной практике встречается множество проблем, решение которых выходит за пределы возможностей одной библиотеки. Возникает необходимость объединения усилий не только разных библиотек в регионе, но и государственных структур и даже частных организаций. Пройден период ведомственной и отраслевой разобщенности библиотечных ресурсов. Международный и отечественный опыт показывает, что только интеграция библиотек, объединение информационных ресурсов региона (не объединение библиотек из двух в одну), корпоративное, комплексное, планомерное формирование ресурсов поможет полнее удовлетворить интересы и запросы пользователей. Рациональные внутренние и межрегиональные библиотечные связи, понимание местными органами власти библиотечной политики дают результаты, и тогда успешно решаются как отраслевые, так и социальные проблемы. Опыт показывает: там, где библиотека активно взаимодействует с властными структурами, СМИ, множественными коммерческими и прочими учреждениями и организациями, регион экономически сильнее и активнее население, так как оно имеет информацию, новые знания о том, как в настоящей ситуации можно достойно жить. И здесь опять лидирующая роль принадлежит НБ.

Организация Объединенных Наций публикует ежегодные доклады о развитии человека. В последнем из них говорится, что сегодня, когда идея глобального «столкновения цивилизаций» разносится по всему миру мощным и беспокойным эхом, поиски ответа на старые вопросы о том, как сглаживать и преодолевать конфликты на языковой, религиозной, культурной и национальной почве, вновь обретают значение. Если страны мира намерены достигнуть Целей тысячелетия и полностью искоренить бедность, они должны, прежде всего, обратиться к проблеме построения открытых обществ, многообразных в культурном отношении. Это необходимо не только потому, что успешное решение данной проблемы служит предпосылкой для сосредоточения усилий стран на других приоритетных задачах, таких как обеспечение экономического роста, здоровья и образования для всех граждан, но и потому, что создание условий для полноценного культурного самовыражения людей само по себе является одной из важных целей развития. Новизной в сегодняшней реальности является возрастающая роль самобытности как фактора, обуславливающего политику для сохранения своего культурного своеобразия в этом глобальном мире. Культурного многообразия не избежать, оно будет расти. Государствам предстоит найти ответ на вопрос, каким образом достичь общенационального единства в горниле этого многообразия. Мир, все более зависимый экономически, не сможет существовать, если люди не научатся уважать многообразие и не придут к единству на основе общих уз человечности.

Вопрос сосуществования множественности культур, разнородных, по-разному воспринимающих события мировой и местной истории, является в современном мире как никогда более актуальным.

Действия, которые считают образующими преступление «культурного геноцида»:

1. Запрещение пользоваться национальным языком группы в повседневной жизни или школы и запрещение печатания и распространения изданий на языке такой группы.

2. Уничтожение библиотек, музеев, школ, исторических памятников, зданий, предназначенных для отправления религиозных культов или других культурных зданий и предметов культуры такой группы, также нарушение пользования таковыми.

Сегодня российские политики, социологи и практики находятся в довольно сложном положении. С одной стороны, существует исторически сформировавшаяся система единства политических автономий. С другой стороны, трансформация традиционных обществ, как в общероссийском, так и в мировом масштабах, серьезно размывают эти традиционные территориальные образования. Возникают новые полиэтнические территории – мегаполисы, экономически успешные регионы, магнитом притягивающие к себе пестрое по национальному составу население из других регионов страны. В настоящее время испытывается дефицит и настоятельная потребность в аналитических публикациях со статистической динамикой количественных показателей качества жизни и изучение позитивного отечественного опыта существования наций. Это имеет большое значение для развития культурного строительства в нашей стране. Для развития библиотечного дела представляет особенный интерес анализ потребностей читателей в литературе на национальных языках народов страны, экстериорике – как в сложившейся отечественной теории и практики книгоиздания, книговедения и библиотечного дела принято называть литературу о культуре и искусстве определенного народа/нации, вышедших за пределы территории их проживания.

Следует отметить, что российские исследователи политики книгоиздания и изучения потребностей читателей определенных регионов находятся в парадоксальной ситуации. Библиотеки автономных республик (например, Дагестан, республики Поволжья, Восточная Сибирь, Уральский регион, Дальний Восток) ведут на самых разных уровнях изучение потребностей читателей различных читательских групп. Участь этих публикаций: в основном быть представленными в виде депонированных рукописей, либо же в статьях малотиражных сборниках местного значения. В профессиональную библиотечно-библиографически-книговедческую печать из массовых тиражей просачиваются большей частью либо рапорты по изучению читателей, книговыдачи, анализ коллекций крупных библиотек, либо отчеты о культурно-просветительской деятельности библиотек среди национальных меньшинств отдельно взятого региона, часто не самого большого. Нет региональных картин по изучению динамики потребностей всех социальных групп населения за определенные периоды времени, нет карт изменения национального состава и динамики читательских потребностей в библиотеках региона самого разного уровня. Не освещены все многонациональные регионы страны.

Развитию национально-язычной книжной культуры могут способствовать:
- комплексные программы с участием соответствующих отраслевых организаций (издателей, библиотекарей, книготорговцев, социологов и т.п.);
- пропаганда, реклама национальной книги, издание бюллетеней о новинках национальной книги;
- создание издательских межрегиональных центров;
- всевозможные региональные и межрегиональные книжные ярмарки, ведение постоянного мониторинга книжного дела в национальных республиках и местах проживания малых народов.

Здесь также может проявиться лидирующая роль НБ субъекта РФ.

Великая ценность нашего времени в том, что каждой библиотеке дано выбирать свой путь. В этой ситуации возрастает роль развития человеческих ресурсов, т.е. персонала библиотеки, профессионализма. Престиж профессии библиотекаря зависит от качества работы. Но, прежде всего, определяется самосознанием, самооценкой библиотекаря. Время от времени в библиотечном сообществе возникают дискуссии о функциях библиотеки. Пока мы ищем важные, на наш взгляд, ответы, в обществе не редко можно услышать: «А что, библиотеки еще существуют? В них кто-то ходит, что-то читает?» Широкая общественность подчас плохо представляет себе, чем занимаются библиотекари. Библиотечная профессия, по их мнению, - «книга за семью печатями». Библиотека иногда воспринимается как закрытое учреждение, особая система с малопонятным для большинства языком, аббревиатурой, терминологией, а еще и местом, в котором менторским тоном обращаются, начиная с гардероба … И этот перечень может быть продолжен. Профессия библиотекаря пока раскрывается примитивной формулой: «выдает книги». Возможно, мы, библиотекари, мало сделали для того, чтобы нас знали, чтобы уважали наш труд, чтобы осознанно выбирали нашу профессию. Еще есть такое мнение, что библиотекари - самое консолидированное профессиональное сообщество. Проводятся сотни конференций, семинаров в год только российского и межрегионального масштабов, не считая профессиональных встреч, проводимых в регионах. Казалось, что мы давно уже могли бы стать самыми образованными, информированными, учеными. Но, увы! Если посмотреть региональные уровни, только в нашей системе МК все библиотеки находятся на разных уровнях существования. Нет там ни единого профессионального информационного пространства, ни нормального взаимопонимания. Редкие регионы, где есть не только хорошая команда из представителей библиотек нашей отрасли, но и межведомственные объединения профессионалов. Там где и дело развивается, и пользователь не страдает, и деньги не распыляются. Конечно, все наши беды от нищеты. Кто-то зарабатывает различными программами, грандами, собственным авторитетом и, конечно, не хочет тащить кого-то за собой, делиться тем малым, что удается заработать. Беда наша в том, что мы не умеем делиться. Речь идет об информационном профессиональном доступе. Порой библиотекари не знают, что делается не только в соседнем регионе, районе, селе, но и в соседнем отделе. Речь идет о нашем менталитете, самосознании, в конечном итоге об управлении персоналом. Если не преодолеем особенность профессионального сознания: «хранить, не выдавать», мечта о корпоративном устройстве библиотечной деятельности и о создании единого, профессионального информационного пространства будет не реальна.

Мир движется к обществу знаний, все чаще говорится об управлении знаниями. Это предусматривает оперативный обмен новыми знаниями, обработку полученной информации для получения нового знания. Все это требует больших усилий, постоянной учебы и совершенствования.

Разработка комплексной программы о нашей профессии: библиотекарь совместно с педагогами, психологами, учеными – это лидер для всех уровней библиотек, для всего профессионального сообщества.

Литература:


1. Доклад ООН о развитии человека 2004// Human development report 2004/ Cultural liberty in Today”s Diverse World/ New York: 2004.P.X.
2. Основные направления и приоритеты государственной библиотечной политики// Библиотечное дело.- 2005.- № 6.- С.9.
3. Сукиасян Э.Р. Новые подходы, новые решения. (Современная кадровая ситуация. Пути выхода из назревающего кризиса)// Науч..и техн. б-ки.- 2004.- №6.- С. 54-63.
4. Федоров В.В., Тюлина Н.И. Национальная библиотека: взгляд через призму эволюций функций // Национальная библиотека в современном социокультурном процессе: Румянцевские чтения-2002. - М., 2002. – С. 10-12.
5. Худовердян В.Ц. Межнациональная книжная культура России: издательская политика // Библиотечное дело – 21 век.: Науч.-практ. сб. - М., 2002.- Вып. 1 – С.158. (Приложение к журн. «Библиотековедение»).

Назад

© 2000-2010 Национальная библиотека Чувашской Республики,  naclibrary@cap.ru