Ресурсы О библиотеке Профессионалам        О Чувашии
 Ресурсы:
 Каталоги
НБЧР
 Каталоги
консорциума
 Электронная
библиотека
 Поиск по
сайту
 Справочная
служба:
 Спроси
библиотекаря
 О библиотеке:
 Новости
 Мероприятия
 Проекты
 Нормативная
документация
 История
 Публикации
 Основные показатели
 Адрес
 Услуги
 Отделы
 Администра-
ция
 Партнеры
 Почетные читатели
 Дарители
 Библиотеки
республики:
 Публичные
 Государ-
ственные
 Других
ведомств
 Профессио-
налам:
 Метод.
кабинет
 Работникам
культуры
 Издания
 Полезные
ссылки
 О Чувашии:
 Справка
 Чебоксары
 Чувашия в
рос. печати
 Новые книги
о Чувашии
 Периодика
Чувашии
Юбилейные даты
 Краеведение
 СМИ о куль-
туре Чувашии
 На главную
 Статистика:
Национальная библиотека Чувашской Республики

Библиотека - это открытый стол идей, за который приглашается каждый...
А.И. Герцен

Чебоксарский Международный фестиваль кино. Ретроспектива «Кинематографические земляки»


 

Интервью с режиссером фильма Виталием Манским:

— Зачем вы это сделали?

— "Девственность" — это часть большого проекта; в нем мы пытаемся исследовать, возможно ли человеку сегодня сохранить свою идентичность.

— "Девственность" выходит в прокат, причем не только в Москве. На моей памяти документальных фильмов в кинотеатрах не показывали.

— Ну да — мы и начинали с расчетом на то, чтобы пробить брешь в прокате. Такое последний раз было, когда появился фильм "Легко ли быть молодым" (латышская картина 1987 го¬да, составленная из интервью со зрителями на рок-¬концерте. — Прим. ред.).

— Это ж было лет двадцать тому назад.

— Даже больше. Я отлично помню, как это было. Его показывали в кинотеатре "Россия" в малом зале, а я именно в этом зале служил тогда ночным уборщиком. Ну так, ерунда: после сеанса нужно было прийти, немного поводить веничком. И тут вдруг моя непыльная работа превращается в каторжный труд: в зале постоянно толпа, на входе давка, грязи по колено. Сейчас, кстати, в этом зале казино.

— В подтверждение вашей идеи, что Москва стала супермаркетом.

— Точно.

— Если мир — супермаркет, почему вы показываете товар, а покупателя — нет?

— Я специально его изъял. В каждом из трех случаев этот покупатель снят, но я не стал его ставить в картину, чтобы не конкретизировать покупателя. Чтобы это был обобщенный образ — общество.

— Вы подолгу следите за судьбами героев, которые вам ¬действительно интересны. За этими девочками тоже будете наблюдать?

— Не знаю. По сути, ведь сценаристом в документальном кино является Господь Бог. Вот мы недавно были в Хельсинки и обсуждали "Марселлу" — чешскую картину, которая снималась тридцать лет. Когда начинаешь смотреть, вообще непонятно, почему режиссер стал снимать эту женщину. Обычная гражданка Чешской Социалистической Респуб¬лики. Но через десять-пятнадцать лет такое начинается! Это непередаваемое ощущение — картина, как спрессован¬ная жизнь, настоящая машина времени. И эту машину мы можем запустить. "Девст¬венность" — самодостаточная ¬история, а дальше — кто знает. Две из трех героинь абсолют¬но предсказуемые. Если все бу¬дет идти, как сейчас, то одна из них либо станет Ксенией ¬Собчак, ¬либо сгинет. Вторая бу¬дет нормальным обывателем. А вот с третьей может что-то произойти.

— Что же, например?

— Ну недавно мы узнали, что она родила.

— В одном из эпизодов вы в кадре спрашиваете девочку, что нужно сделать, чтобы она не продавала себя. Мало то¬го что тут нарушено золотое правило документалистики — не вторгаться в реальность, вы еще и…

— Ох. Вообще говоря, это самый простой момент с ¬ки¬нематографической точки зрения, а оказалось — самый ¬спорный эпизод. Где бы я ни показывал "Девственность", ¬каждый раз вокруг него начинаются споры. А он мне лич¬но важен был: я в этом эпизоде подписываюсь под тем, что все происходящее и ко мне имеет отношение. Что я являюсь частью социума, частью зла. И более того: я признаю, что мы заплатили этой девушке за съемки — это было еще одной формой продажи девственности. ¬Может быть, даже более жестокой, чем продажа букваль- ¬ная.

— А почему вы не дали ей всю сумму? Почем она продавала невинность? Три тысячи долларов?

— Да я бы дал, конечно! Если бы не был уверен, что она в этом случае увезет из Москвы не три, а шесть тысяч.


"Девственность" Виталия Манского - документальный фильм о трех девушках из провинции, которые приезжают в Москву, чтобы продать невинность. Одна метит в светские львицы, другая - в "Дом-2", третья буквально торгует собой.

Может считаться одним из главных кинособытий начала года. Его появление на широком экране доказывает, что наше документальное кино наконец-то выходит из подполья, и теперь его можно увидеть не только в крошечных кинозалах и редких DVD. Здесь связаны документалистика и телевидение: значимая часть экранного времени посвящена реалити-шоу "Дом-2", о котором режиссер в прошлом снимал отдельную картину.

Истории трёх невинных девушек, решающих как бы выгодно отдать или продать свою девственность, разбавляются блестящим закадровым текстом писателя и публициста Дмитрия Быкова, который жирным шрифтом выводит не мораль, но приговор обществу.

"Девственность" могла бы стать примером морализаторства, пафосности и, в конечном счёте, занудства, как это часто бывает, когда взрослые люди начинают рассуждать о проблемах современности. Но не стала, за что создателям картины отдельное большое спасибо. Принцип "вот какая молодёжь-то пошла!" отметается сразу же; сами девушки и их жизни показаны с разных сторон: нравственное падение героев фильма очевидно, как очевидно и то, что реальность порой не оставляет выбора. Каждая из них бежит от бедности, безысходности и убогости окружающего мира: одна хочет достать денег на учёбу, другая на красивую жизнь в розовом цвете, третья собирается подарить себя участнику реалити-шоу.

При просмотре "Девственности" время от времени теряешь ощущение документальности: в значительной степени это заслуга фантастической операторской работы Ирины Шаталиной, внесшей в фильм оттенок игрового кино. Режиссёр показывает, возможно, самые интимные, сложные моменты жизни своих героев - моменты искушения и выбора. Сцена, когда он первый и последний раз предлагает одной из девушек что-то сделать для неё, чтобы изменить её решение, может по праву считаться одной из сильнейших в фильме. Больше Манский не вмешивается в течение событий, со стороны наблюдая за практически фаустовским процессом продажи не столько тела, сколько частицы души.

Героини фильма понимают, что продают нематериальное - и вот от этого становится действительно страшно. Так ли ужасна реальность, что можно продать душу только ради того, чтобы убежать от неё? Неживая кукла Карина Барби, мечтающая о "розовой" жизни, внезапно произносит предельно честные слова: "Ты всю жизнь работаешь за копейки, а я так не хочу! Я хочу красивые шмотки...". Красивые шмотки - это ведь нормальное желание нормальной молодой девушки, правда? Желание, которое, при определённой доле усердия, вполне осуществимо.

Проблема юных ангелов в фильме Манского даже не в том, что у них мало ума, низкий культурный уровень и угнетающая чернушная реальность в пространстве родного городка, а в том, что они идут по пути наименьшего сопротивления. В больших городах по всему миру живут миллионы одиноких девушек из провинций, но далеко не все они зарабатывают на жизнь продажей собственного тела. В героинях "Девственности" отсутствует жизненная сила, тяга к преодолению препятствий, благодаря которой можно свернуть горы, не потеряв чистоты и невинности внутреннего порядка.

Впрочем, человеконенавистничества в чистом виде в фильме Виталия Манского нет: девушки обречены проиграть - это понятно с первых минут фильма. Они падают, они плачут, но они просто слабые и глупые девчонки (пусть даже чересчур глупые) - и их жалко. Не вызывает жалости только активный улыбчивый дядечка, заправляющий пространством реалити-шоу (удивительно, как продюсеры "Дома-2" согласились раскрыть свои карты). Этот кукловод ненавязчиво указывает участникам как себя вести, что делать, кого "гнобить", кого превозносить; в конечном счете, он подгоняет реальность под понятия телевизионного рейтинга, удачно создавая иллюзию реальной жизни. Благодаря вот таким вот дядечкам, слой социума под названием "быдло" с каждым годом только увеличивается. Ведь это именно его представители на кастинге в "Дом-2" признаются, что за два миллиона способны с кем угодно переспать, кого угодно предать и даже продать родителей. Это именно он и сотни таких, как он, взращивают людей, готовых переступить через любые моральные установки, чтобы "попасть в телевизор"; для того, чтобы убедиться, насколько хорошо эти кукловоды делают свою работу, достаточно просто выйти на улицу.

Картина Манского просто обречена завоевать успех у публики. На счету у фильма уже есть "Белый слон" и главный приз фестиваля "Московская премьера". Для успешного проката у фильма есть всё: остросоциальная тематика, в то же время не совсем обычная фабула, чудесный видеоряд и текст, который легко можно растащить на цитаты и афоризмы. Как бы то ни было, "Девственность" - уже само по себе событие, которое не стоит пропускать.

Источники:


Дмитрий Львович Быков - русский писатель, журналист, поэт, кинокритик, биограф Бориса Пастернака и Булата Окуджавы. Родился (20 декабря 1967, Москва) в семье Льва Моисеевича Зильбельтруда и Натальи Иосифовны Быковой. Родители вскоре развелись и ребёнка воспитывала мать, учительница русского языка и литературы в школе № 1214. Окончив школу с золотой медалью, поступил на факультет журналистики МГУ. По привычке быть отличником обучение в университете он завершил с красным дипломом.

Дмитрий Быков работает так много и разнообразно, что кажется, будто он обладает способностью раздваиваться, растраиваться или даже расчетверяться: он регулярно печатается в "Огоньке" и нерегулярно еще в паре десятков изданий, работает на АТВ - ведет телепрограммы, выступает на радио, ездит в командировки, читает лекции в американских университетах. И при этом еще пишет стихи и прозу, которые неизменно встречают самый теплый прием у читающей публики. Быков – лауреат премии братьев Стругацких и премий Союза журналистов России. Словом, живет и работает он "на отлично" и в бешеном темпе, утверждая при этом, что больше всего любит жить на даче и ходить по грибы. Однако, судя по творческой плодовитости этого талантливого писателя и журналиста, гулять по лесу ему доводится нечасто: книг у Дмитрия Львовича выходит все больше и работы, к радости поклонников, никак не убавляется.

Журналисты, памятуя о некоторых даже эпатажных выходках Дмитрия Быкова (таких, как, например, попытка легализовать нецензурную лексику в литературном и медиапространстве), называют его возмутителем спокойствия, на что писатель реагирует спокойно: "Ну прицепили на меня, и что с того? Для удобства в медиакратии каждый человек маркируется, дабы потом проще было с ним разбираться в СМИ. В какой мере я возмутитель спокойствия – сказать сложно, но мне нравится высказывать свое мнение, отличное от общепринятого. Не стараюсь привлечь к себе внимание, а желаю расширить границы общественного терпения".

Произведения:

поэзия

  • "Последнее время: стихи, поэмы, баллады" (сборник поэзии, 2006). В книгу вошли стихотворения, поэмы и баллады, написанные за двадцать лет.

проза

  • "Оправдание" (роман, 2001). В этом романе Дмитрий Быков предлагает свою фантастическую версию печальных событий российской истории.
  • "Орфография" (роман, 2003). Авантюрный роман, в основе — реформа русской орфографии в 1918 году.
  • "Борис Пастернак" (художественная биография, 2005). Эта книга — о жизни, творчестве одного из крупнейших русских поэтов XX века Бориса Пастернака. Вышла в серии "Жизнь замечательных людей".
  • В мире животиков. Детская книга для взрослых, взрослая книга для детей (сборник философских сказок, совместно с Ириной Лукьяновой, 2005).
  • "Как Путин стал президентом США: новые русские сказки" (сборник сатирических миниатюр, 2005)
  • "Правда" (роман, совместно с Максимом Чертановым, 2005)
  • "Эвакуатор" (2005). Плутовской роман о Ленине. Действие романа происходит в Москве, где редкий день обходится без взрывов террористов.
  • "ЖД" (2006). Роман о таинственном коренном населении России, которое не борется против двух своих главных захватчиков, а добродушно позволяет им вечно захватывать себя и истреблять друг друга.

публицистика

"Блуд труда" (2003). Собранное в этой книге — лучшее, что написал Быков о русской литературе, кино, политике, медиа, общественных спорах XX века.

  • "Хроники ближайшей войны" (сборник статей, 2005)
  • "Вместо жизни" (сборник статей, 2006)
  • "На пустом месте" (сборник статей, 2008)

Литературные премии

  • 2004 — Международная литературная премия имени А. и Б. Стругацких за роман "Орфография"
  • 2006 — Международная литературная премия имени А. и Б. Стругацких за роман "Эвакуатор"
  • 2006 — премия "Национальный бестселлер" за книгу "Борис Пастернак"
  • 2006 — премия "Большая Книга" за книгу "Борис Пастернак"
  • 2007 — Международная литературная премия имени А. и Б. Стругацких за роман "ЖД"

Источники:

Конкурсная программа документальных фильмов,
ретроспектива «Кинематографические земляки»,
мастер-классы Чебоксарского международного фестиваля кино
 >>>  

О кинофестивале на Официальном портале органов власти Чувашской Республики  www.cap.ru  >>>  

 

Новости | Архив новостей

© 2000-2010 Национальная библиотека Чувашской Республики,  naclibrary@cap.ru