Ресурсы О библиотеке Профессионалам        О Чувашии
 Ресурсы:
 Каталоги
НБЧР
 Каталоги
консорциума
 Электронная
библиотека
 Поиск по
сайту
 Справочная
служба:
 Спроси
библиотекаря
 О библиотеке:
 Новости
 Мероприятия
 Проекты
 Нормативная
документация
 История
 Публикации
 Основные показатели
 Адрес
 Услуги
 Отделы
 Администра-
ция
 Партнеры
 Почетные читатели
 Дарители
 Библиотеки
республики:
 Публичные
 Государ-
ственные
 Других
ведомств
 Профессио-
налам:
 Метод.
кабинет
 Работникам
культуры
 Издания
 Полезные
ссылки
 О Чувашии:
 Справка
 Чебоксары
 Чувашия в
рос. печати
 Новые книги
о Чувашии
 Периодика
Чувашии
Юбилейные даты
 Краеведение
 СМИ о куль-
туре Чувашии
 На главную
 Статистика:
Национальная библиотека Чувашской Республики

Библиотека - это открытый стол идей, за который приглашается каждый...
А.И. Герцен

Листопад, Ю. Искусство - это напряженная работа, поиск, усердие


Нет, не говорила этих слов Светлана Никифоровна при нашей встрече. Все же почувствовал нутром: это - ее жизненная позиция, мировоззрение, ее принципы, направленные на достижение намеченной цели, движущая сила. Не только потому, что была в семье четырнадцатым ребенком, и потому росла, понимая, что без напряженной работы, старания невозможно добиться успеха. Что можно было сделать сегодня, на завтра не оставляла. Впоследствии такая жизненная позиция принесла свои плоды.

Детство младшей дочери Никифора Гурьевича Гурьева и Христины Ивановны Ивановой из деревни Сятра-Марги Чебоксарского района прошло в Сибири. Чтобы немного облегчить трудную жизнь, уберечь семью от голодной смерти, в поисках плодородных земель для занятия животноводством большая семья в числе других сельчан в 1929 году переселилась в деревню Галтэй Иркутской области, расположенную в 70 километрах от города Зима. Сибирская земля не с распростертыми объятиями встретила семью из Чувашии. Надежда была только на себя, начинать надо было все с нуля. Хорошо, что народ тут был приветливый. Люди разных национальностей не бросали друг друга на произвол судьбы в трудные минуты. Потихоньку жизнь нормализовалась. Светлана училась в деревенской, а затем расположенной в 30 километрах Батаманской семилетней школе. Училась хорошо. В кружке художественной самодеятельности не было ей равных в танцах, в исполнении частушек и чтении стихов. Разглядевшие талант девочки старшие товарищи предписали ей путь на сцену.

Еще во время учебы в школе осенью 1942 года Светлана, завысив в документах свой возраст, отправляется учиться на курсы медсестер в город Зима. Собирающихся днем в аудиториях девчушек по вечерам отправляют на разгрузку эшелонов с ранеными, прибывающих с запада. Так незаметно проходит год, вот уже на руках документы об окончании училища. Приехавшая в гости сестра ее, Нина, просит сестренку вернуться в родные края. Домашние не противятся. Нина Никифоровна, работающая в соседней деревне учительницей, устраивает Светлану в школу. Она собрала вокруг себя увлеченных людей и организовала концертную бригаду. Где только они не побывали, радуя своими способностями, умением петь и танцевать!

Ишлейский районный отдел просвещения советует Светлане продолжить учебу на чувашском отделении оперной студии Саратовской консерватории. В 1944 году она начинает постигать искусство певицы. Жаль, проучилась недолго. Через год в связи с неправильным определением женщиной-педагогом ее голоса и неправильной его постановкой развивается болезнь, нарушаются голосовые связки и приходится лечь на операцию. На время оставлена мечта стать певицей. Но ни на миг не покидает мысль стать артисткой. Поэтому по возвращении домой, не мысля себя вне театра, поступает сразу на второй курс студии при Чувашском государственном академическом театра драмы имени К. Иванова. Через полгода Светлану переводят на третий курс, и, проучившись вместо четырех лет всего два года, она становится профессиональной артисткой. Об этих годах народная артистка Чувашии по сей день тепло вспоминает, с благодарностью отзывается о старших товарищах К. Иванове, Л. Родионове, А. Калкане, Б. Алексееве, помогавшим ей встать на нелегкий и тернистый путь артистки. Она рада, что во время работы в театре ей выпало счастье играть вместе с Е. Шорниковой, Н. Степановым, В. Родионовым, Н. Григорьевой, Г. Терентьевым и народными артистами СССР Б. Алексеевым и А. Ургалкиным. Коллеги отмечают, что Светлана Никифоровна была многосторонне одаренной артисткой, одинаково хорошо играла и драматические, и комедийные роли.

- В моей жизни имеется не освещенный журналистами "пробел", - открыла секрет С. Н. Михайлова. - Я не сразу же попала в основной коллектив театра. После окончания студии меня отправили в Чувашский молодежный театр. Около трех лет проработала на курсах машинисток-стенографисток, после этого сразу же была принята в аппарат Верховного Совета Чувашской Республики. Только в 1953 году, по настойчивой просьбе главного режиссера, перешла в главный театр республики. Трудилась там в течение 30 лет до 1983 года, до самого ухода на заслуженный отдых...

Светлана Никифоровна отметила, что шла по творческому пути без упреков, сожалений, с большим удовлетворением. Не зря же ей, как сама говорит, доверяли и предлагали исполнять всевозможные роли: и большие, и маленькие, и смешные, и грустные. На сцене воплощала роли юнцов, девиц, старушек. Она же и Нарспи, и Лушка в «Поднятой целине» М. Шолохова, и Галина Зеркалова в пьесе Н. Терентьева "Шанман чечексем", и Зина в "Ют ача" В. Шкваркина, и Нонка в "Нонка юратавĕ" Г. Терентьева... Это ее первые роли. Критики и театроведы высоко оценивают ее творчество. Вот, к примеру, в 1959 году в 15 номере московского журнала "Театральная жизнь" напечатана большая статья под заголовком "Комедийный огонек". Автор пьесы "Шанман чечексем" Н. Т. Терентьев с радостью говорит, что она, Светлана, первая актриса, удостоившаяся внимания журнала "Театральная жизнь". Очень скоро, 24 июня 1960 года, республиканские печатные издания сообщают о присвоении Светлане Никифоровне Михайловой почетного звания "Заслуженная артистка Чувашской Республики".

Так ли легка и достойна зависти жизнь артиста, как думают некоторые? Послушаем саму артистку: "Очень трудно. Выход на сцену - это конечный результат напряженной работы. Почти всегда приходится работать и в выходные и праздничные дни. К тому же всегда по вечерам. По утрам репетиция, прогон. Даже не раз поставленный на сцене спектакль требует репетиции, в то же время нужно учить и готовить другие роли. А летом гастроли. Вот такая работа и жизнь у артиста. Теперь подумайте: легка ли она? Большинство не выдерживает".

Не сдавалась перед трудностями в работе и семье, не выплескивала на всеобщее обсуждение душевную боль, тянула и тянула свою лямку. Это подтверждают роли Полинки в "Салтак арамĕ" Н. Анпилова, Паши в комедии "Кай, кай Ивана" Н. Айзмана, леди Мильфорд в трагедии "Коварство и любовь" Ф. Шиллера, Тани в "Старике" М. Горького и многие-многие десятки других. Не зря только за роль Полинки в "Салтак арамĕ" на II Всероссийском фестивале национальной драматургии Светлану Никифоровну наградили дипломом второй степени Министерства культуры СССР.

В 1972 году, во время гастролей Чувашского академического драматического театра в Москве, зрители восторженно отозвались об артистке, сыгравшей роль Полинки, ее игру отметили как придающую спектаклю красоту и неповторимость. В столице было показано восемь спектаклей, в четырех из них играла наша землячка. Об актрисе немало писали. Вышедший 27 февраля 1975 года Указ о присвоении звания народной артистки Чувашской Республики явился оценкой творчества Светланы Никифоровны на данном этапе работы.

14 марта 1977 года Министерство культуры республики и Чувашское отделение Российского театрального общества в Чувашском академическом драматическом театре им. К. В. Иванова провели торжественный вечер, посвященный 50-летию со дня рождения народной артистки Чувашии и 25-летию ее плодотворной работы. Коллеги, работники культуры и десятки других известных людей произнесли много добрых слов о жизни и творчестве Светланы Никифоровны, зачитали приветственные послания юбиляру. Со сцены завоевавшая уважение народа артистка с волнением произнесла: "Родной народ меня осчастливил. Родина выучила, предоставила возможность работать в искусстве. Я счастлива! Счастье нашла в чувашском театре. Для меня театр - и второй отец, и вторая мать. Театр для меня - и родной дом, и любовь, и жизнь!"

Слова заголовка моего очерка "Искусство - это напряженная работа, поиск, усердие" поистине могла произнести родившаяся в деревне Сятра-Марги заслуженная артистка Чувашской Республики, народная артистка Чувашской Республики Светлана Никифоровна Михайлова, посвятившая всю свою жизнь и любовь родному искусству. Потому в сыне и во внуках посеяла зернышко идеи, что без напряженной работы, поиска и усердий в жизни нельзя достичь намеченных целей. Верит, что это зернышко даст густые всходы.

Республика. - 2002. - 13 ноября (№72). - С. 7.

© 2000-2010 Национальная библиотека Чувашской Республики,  naclibrary@cap.ru