Экология - веление времени

Утилизация твердых бытовых отходов:
Автомобильные шины и покрышки
(УДК 504 ББК 20.18:51.21 УДК 678.4 ББК 35.72)

 

Число отслуживших свой век автомобильных покрышек в Российской Федерации растет стремительно. Поэтому сегодня необходимо принимать меры для их утилизации.

Утилизация резины

Самое популярное направление в сфере утилизации резины — переработка старых автомобильных покрышек. Ведь именно автомобильные шины являются самым распространенным резиновым мусором.

Резиновые шины применяются повсеместно, объемы их использования растут вместе с увеличением потока автомобильного и грузового транспорта во всем мире. И вместе с этим становится все более актуальной проблема утилизации автомобильных шин. Современные технологии утилизации покрышек позволяют производить из использованных шин множество новых полезных изделий: от мазута до водоотталкивающего покрытия строительных материалов.

Простое выбрасывание использованных шин на свалку неразумно, а порой и попросту невозможно.

Во что превращается резина после утилизации?

Использованные автомобильные покрышки представляют собой ценное сырье. Ведь шины — один из наиболее добротных видов резиновой продукции, их изготавливают в расчете на колоссальные нагрузки. И даже когда они не могут выполнять свои первичные функции, их можно использовать как основу для изготовления других изделий из резины.

Современные технологии утилизации шин позволяют изготавливать из переработанных отходов новую уникальную продукцию. Часть изделий из такого вторсырья нецелесообразно производить из первичного материала.

Так, например, в результате утилизации автошин появилась резиновая тротуарная плитка, ее изготавливают из резиновой крошки, получаемой в результате утилизации автопокрышек. Такая тротуарная плитка имеет упругую нескользкую поверхность, эстетичный внешний вид, отличается практичностью. Изготовление резиновой тротуарной плитки экономически оправдано именно в процессе утилизации покрышек. А использование первичного сырья значительно увеличило бы ее стоимость и сделало производство плитки нерентабельным.

Получаемая в процессе утилизации автомобильных шин резиновая крошка используется и для других дорожных покрытий. Широко применяется такое ценное резинное вторсырье для покрытия футбольных полей и теннисных кортов. Игровые детские площадки также могут быть оборудованы безопасным прорезиненным покрытием из продуктов переработки шин.

В качестве дополнительного компонента добавляется такая резиновая крошка и в асфальтобетонную смесь для покрытия дорог.

А часть резиновой крошки вновь превращается в автомобильные шины. В 15-20% случаев утилизация резины завершается производством новых автопокрышек.

Это пример наименьшего видоизменения исходного сырья в процессе утилизации автопокрышек. А в ряде случаев утилизация автошин, напротив, приводит к появлению принципиально новых изделий и материалов.

Так, например, в результате утилизации покрышек могут появляться новые строительные материалы: бетоны с включением резиновой крошки, покрытие для крыш с водоотталкивающей поверхностью, технические резиновые пластины.

При утилизации шин появляются и новые резиновые изделия: подошвы для обуви, резиновые прокладки, коврики, колесики из резины.

Однако в процессе утилизации автомобильных шин могут синтезироваться и весьма неожиданные вещества. Так, например, ряд технологий позволяет получать жидкое синтетическое топливо, по своим свойствам сходное с мазутом. Такое топливо может использоваться в различных отраслях промышленности, становясь альтернативой традиционным видам мазута.

В процессе утилизации шин появляются и другие полезные вещества, находящие широкое промышленное применение. Так, например, побочным продуктом переработки шин является технический углерод. Это вещество можно применять в качестве топлива или как сорбент для очистки сточных вод.

Словом, автопокрышка может вернуть человечеству практически все полезные ресурсы, затраченные на ее изготовление. И переработка автопокрышек несет людям явные экономические выгоды.
 

Выгоды от утилизации резины

На изготовление каждой шины затрачиваются ценные природные ресурсы. Чтобы появилась качественная автопокрышка в качестве ингредиентов используются нефть и железо. Эти ценные природные компоненты могут проходить несколько производственных циклов даже после использования шины.

На одной чаше весов — экономические выгоды от повторного использования ценных природных ресурсов. На другой — явный экологический и экономический ущерб от бездумного выбрасывания шин на свалку.

Для того чтобы полностью разложиться шине потребуется 150 лет. За это время она могла бы пройти несколько циклов использования и еще послужить людям. А, находясь на свалке, шина представляет собой опасность как легко возгораемый объект, который выделяет при горении отравляющие токсические вещества.

Утилизация резины приносит пользу всем жителям планеты и вносит свой вклад в экологическое равновесие и экономическое процветание всей страны.
 

Статьи

Астапов, В. А. Линия переработки шин / В. А. Астапов // Строительные и дорожные машины. - 2008. - № 9. - С. 59-60.

Вещев, А. А. Экспериментальное исследование процессов отделения металлической арматуры от резинотканевого массива изношенных покрышек / А. А. Вещев, И. Ю. Труфанов, А. В. Васильев // Каучук и резина. - 2009. - № 1. - С. 22-27.

Вещев, А. А. Утилизация изношенных покрышек пневматических шин / А. А. Вещев, А. В. Проворов // Каучук и резина. - 2009. - № 4. - С. 37-40.

Глезин, Иосиф Львович. Жидкое топливо и химические продукты из отходов резины / И. Л. Глезин, В. М. Седов, В. М. Страхов // Кокс и химия. - 2008. - № 12. - С. 40-43.

Демьянова, В. С. Комплексное использование промышленных отходов при получении дисперсно-армированных бетонов / В. С. Демьянова // ЭКиП: Экология и промышленность России. - 2008. - № 1. - С. 12-14 : ил. - Библиогр.: с. 14 (6 назв.).

Изношенные шины являются источником ценного углеводородного сырья, лома легированной стали, текстильного материала в виде натуральных и синтетических волокон и бетона.

Клищенко, В. П. Инструмент для переработки изношенных автошин на высоких скоростях деформации / В. П. Клищенко // Вестник развития науки и образования. - 2008. - № 5. - С. 17-21.

Представлено принципиально новое оборудование для переработки изношенных автошин в мелкодисперсный порошок резины с высокоразвитой поверхностью.

Клищенко, В. П. Мини завод по утилизации изношенных автошин / В. П. Клищенко. - // ЭКиП: Экология и промышленность России. - 2009. - № 1. - С. 4-5 : ил.

Клищенко, В. П. Определение оптимальной скорости переработки резин / В. П. Клищенко // ЭКиП: Экология и промышленность России. - 2008. - № 11. - С. 12-13 : ил. - Библиогр.: с. 13 (6 назв.).

Для производства новых изделий требуется порошкообразная резина. Следовательно, необходимо разработать новые технологии и начинать следует с определения режимов переработки (скорость воздействия инструмента на материал, подача) и формы инструмент.

Луговой, Ю. В. Каталитический пиролиз полимерного корда изношенных автомобильных шин в присутствии хлоридов металлов подгруппы железа / Ю. В. Луговой, Ю. Ю. Косивцов, Э. М. Сульман // Известия вузов. Химия и химическая технология. - 2008. - Т. 51, вып. 12. - С. 73-76.

Нефедов, Б. К. Новая технология производства качественных резинобитумных связующих для асфальтобетонных дорожных покрытий / Б. К. Нефедов // ЭКиП: Экология и промышленность России. - 2008. - № 5. - С. 8-12 : ил. - Библиогр.: с. 12 (3 назв.).

Решение проблемы утилизации экологически опасного продукта (изношенных автомобильных шин) во многом определяется как техническими возможностями (наличием эффективных технологий и мощностью шиноперерабатывающих заводов), так и экологическим законодательством, запрещающим сжигание и захоронение этого промышленного отхода.

Никитин, Н. И. Пиролизная утилизация автопокрышек / Н. И. Никитин, И. Н. Никитин // Кокс и химия. - 2008. - № 8. - С.31-35.

Плотников, Р. С. Дисковое ножевое устройство для разрезания покрышки / Р. С. Плотников // Технология металлов. - 2009. - № 5. - С. 33-35.

Плотников, Р. С. Дисковое ножевое устройство для одновременного разрезания покрышки по нескольким линиям резания / Р. С. Плотников // Ремонт, восстановление, модернизация. - 2008. - № 10. - С. 22-23.

Плотников, Р. С. Дисковый нож для разрезания покрышки / Р. С. Плотников // Ремонт, восстановление, модернизация. - 2008. - № 11. - С. 38-40.

Плотников, Р. С. Измельчение покрышек с помощью дискового ножевого устройства / Р. С. Плотников // ЭКиП: Экология и промышленность России. - 2008. - № 7. - С. 6-7 : ил. - Библиогр.: с. 7 (2 назв.).

О применении дискового ножевого устройства для утилизации изношенных шин.

Плотников, Р. С. Экологические проблемы переработки покрышек и устройства для их рециклинга / Р. С. Плотников // ЭКиП: Экология и промышленность России. - 2009. - № 6. - С. 12-13 : ил. - Библиогр.: с. 13 (4 назв.).

Получение мягчителя резиновой смеси пиролизом отработанных шин / Т. Б. Минигалиев [и др.] // Каучук и резина. - 2009. - № 3. - С. 32-35.

Разрабатывается закон об утилизации автохлама // Автомобильный транспорт. - 2008. - № 11. - С. 46.

Подготовка законодательных предложений по вопросам сбора и утилизации отходов автотранспортного комплекса.

Сердюков, О. Взрывная утилизация / О. Сердюков // Изобретатель и рационализатор. - 2009. - № 3. - С. 4.

Технология превращения автомобильных шин в порошок взрывом.

Слюдиков, Л. Д. Экологическая и эргономическая эффективность регрувных шин.Ч. 3. Метод регрувинга как система защиты окружающей среды / Л. Д. Слюдиков, В. С. Калинковский, Т. Н. Володина // Каучук и резина. - 2008. - № 6. - С. 30-33.

Тарасова, Т. Ф. Экологическое значение и решение проблемы переработки изношенных автошин / Т. Ф. Тарасова, Д. И. Чапалда // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2006. - Т. 2, № 2. - С. 130-135.

Технико-экономические и экологические проблемы рециклинга изношенных автомобильных покрышек / А. Н. Лебедев [и др.] // Экология промышленного производства. - 2009. - № 3. - С.50-54.

Тямкин, С. А. Установка для пиролиза изношенных шин в среде пульсирующих рециркуляционных газов / С. А. Тямкин // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2008. - № 82 (февр.) - С. 237.

Установка-реактор для получения полукокса, жидких продуктов и газа при пиролизе изношенных автомобильных шин / В. М. Страхов [и др.] // Кокс и химия. - 2008. - № 6. - С. 21-25.

Hammer, Hammer Chris. Управление комплексного обращения с отходами: штат Калифорния: реферат 10 / Chris Hammer, Terry A. Gray // Ресурсосберегающие технологии. Экспресс-информация. ВИНИТИ. - 2008. - № 3. - С. 14-31.

Патенты

Пат. 2374198 Российская федерация, МПК C04B26/26 Асфальтобетонная смесь / Алексеенко В. В., Кижняев В. Н., Житов Р. Г., Митюгин А. В. (RU); Патентообладатели Алексеенко В. В., Кижняев В. Н., Житов Р. Г., Митюгин А. В. (RU) - № 2008108614/03 ; заявл. 04.03.2008 ; опубл. 27.11.2009.

Пат. 2343129 Российская федерация, МПК C04B26/26 C08L95/00 Способ получения каменного материала для устройства шероховатой поверхностной обработки асфальтобетонных покрытий, дражжированного нефтебитумом, модифицированного резиновой крошкой / В. В. Резвых, М.В.Карпенко, Н. П. Лукин, Б. Н. Карпов (RU). Патентообладатели В. В. Резвых, М.В.Карпенко. - 2007112047/03; заявл. 02.04.2007; опубл. 10.01.2009.

Пат. 2339510 Российская федерация, МПК B29B17/00 Способ термической переработки изношенных шин и резинотехнических изделий / Н. И. Жежера, С. А. Тямкин (RU). Патентообладатель: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Оренбургский государственный университет" (RU) - 2007113394/12; заявл. 10.04.2007; опубл. 27.11.2008.

Пат. 2322347 Российская федерация, МПК B29B17/02 F23G7/12 Способ и устройство утилизации неразделанных шин / В. В. Осинцев, Г. Ф. Кузнецов (RU). Патентообладатель: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Южно-Уральский государственный университет" (RU) - 2006133107/12; заявл. , 14.09.2006; опубл. 20.04.2008.

Пат. 2299807 Российская федерация, МПК B29B17/04 Установка дробления шин / Б. А.Куцемелов (RU). Патентообладатель: Б. А.Куцемелов (RU) - 2005123215/12; заявл., 22.07.2005; опубл. 27.05.2007.

Пат. 2299805 Российская федерация, МПК B29B17/00 F25D3/10 Установка замораживания шин / Б. А.Куцемелов (RU). Патентообладатель: Б. А.Куцемелов (RU) - 2005123213/12; заявл., 22.07.2005; опубл. 27.05.2007.

Пат. 2299804 Российская федерация, МПК B29B17/00 Комплексная технологическая линия утилизации шин / Б. А.Куцемелов (RU). Патентообладатель: Б. А.Куцемелов (RU) - 2005123216/12; заявл., 22.07.2005; опубл. 27.05.2007.

Пат. 2291168 Российская федерация, МПК C08J11/04 C08J11/20 B29B17/00 Способ переработки резиносодержащих отходов и установка для его осуществления (варианты) / А. В. Матвеев, Т. А. Добролюбова (RU); Патентообладатели: А. В. Матвеев, Т. А. Добролюбова (RU) - 2005115198/04; заявл., 19.05.2005; опубл. 10.01.2007.

Пат. 2290304 Российская федерация, МПК B29B17/02 Способ измельчения изношенных шин и устройство для его осуществления / И. В.Леонов (RU); Патентообладатель: И. В.Леонов (RU) - 2005110213/12; заявл., 08.04.2005; опубл. 27.12.2006.

Пат. 2286998 Российская федерация, МПК C08J11/20 C08L21/00 Способ утилизации отработанных шин / Е. И. Андрейков, И. С. Амосова, О. Н. Чупахин (RU); Патентообладатель(и): Учреждение Институт органического синтеза Уральского отделения Российской академии наук (RU) - 2004138065/04; заявл., 24.12.2004; опубл. 10.11.2006.

Пат. 2284910 Российская федерация, МПК Нож для разрезания покрышки / А. А.Вещев, Р. С. Плотников, Г. М. Гончаров, Е. М.Борисов (RU); Патентообладатель(и): Ярославский государственный технический университет (RU); - 2005115946/12; заявл., 25.05.2005; опубл. 10.10.2006.

Пат. 2284909 Российская федерация, МПК B29B17/02 Нож для разрезания покрышки / А. А.Вещев, Р. С. Плотников, Г. М. Гончаров, Е. М.Борисов (RU); Патентообладатель(и): Ярославский государственный технический университет (RU) - 2005115937/12; заявл., 25.05.2005; опубл. 10.10.2006.

Пат. 2269415 Российская федерация, МПК B29B17/00 F23G7/12 C08J11/16 B29K21/00 Способ термической переработки изношенных шин и установка для его осуществления / В. Ф. Антоненко, В. Н. Аникеев (RU); ) Патентообладатель(и): Е. П. Криворучко, С. М. Комлик (RU) - 2004112896/12; заявл., 26.04.2004; опубл. 10.02.2006.

Пат. 2377274 Российская федерация, МПК C10G1/10 C08J11/04 B29B17/00 Способ утилизации изношенных автомобильных шин / А. И. Горностаев, Я. А. Нечипорук (RU); Патентообладатель(и): Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Рязанский военный автомобильный институт имени генерала армии В.П. Дубынина" (RU) - 2008118635/04; заявл., 12.05.2008; опубл. 27.12.2009.